Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Слово и слог"»
Урок русского языка в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема: Слово и слог.
Тип: изучение нового материала
Цель урока: научить различать слово и слог; уточнить представление о слоге как части слова, слогообразующий роли гласных.
Задачи:
- формировать умения понимать и сохранять учебную задачу урока;
- развивать наблюдательность (над слоговой структурой различных слов) ;
- учить определять количество в слове слогов;
- учить анализировать слова исходя из количества в них гласных;
- формировать самоконтроль и самооценку .
Планируемые результаты
Предметные
- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов.
- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов
Метапредметные
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли
- строить устное речевое высказывание о звуковом составе слова
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
- в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные УУД
- формулировать тему и цели урока
- выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова
- выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарю
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные УУД
- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение
- проявлять познавательный интерес к новому знанию
- сохранять мотивацию к учению
- ориентироваться на понимании причин успеха в учении
- проявлять интерес к новому учебному материалу
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать.
-Здравствуйте, дети! Садитесь. -Скажите, какое у вас настроение.
Я думаю, в этом поможет нам солнышко
Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Ручки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем.
-Подарим свои улыбки друг другу и улыбки на память.
-Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями.
- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу
Я от вас друзья не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь-
За работу я возьмусь.
Учащиеся проверяют готовность рабочих мест; соблюдают правила посадки.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- формирование правильной посадки за столом
- оценивать результаты деятельности
Актуализация знаний
Чистописание
Запишите число, классная работа
(На доске образец соединения заглавной и строчной буквы Фф)
Написание какой буквы повторим?
Дайте характеристику буквы и ее звуков по плану; приведите примеры слов.
На доске слова
1.Маша, ручка, окно.
2. Машина, рубашка, короваа.
3. Кот, дом, сад.
- Попробуйте догадаться, по какому принципу разделены слова на 3 группы?(по количеству слогов в словах)
Дают характеристику буквы и звуков по плану, проверяют и дополняют ответы; выполняют работы в соответствии с самостоятельно проведенным анализом слова; самооценка работы.
Учащиеся обобщают, дают ответ.
Сравнивают слова, формулируют ответы и аргументируют, приводят примеры.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли
- использовать речь для регуляции своего действия
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
- в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу
РегулятивныеУУД:
- выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
- осуществлять контроль процесса деятельности
- оценивать результаты деятельности
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
Познавательные УУД: - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
- проявлять познавательный интерес к новому знанию
- сохранять мотивацию к учению
- ориентироваться на понимании причин успеха в учении
- проявлять интерес к новому учебному материалу
Целеполагание
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
- Откройте учебник на стр.32.
-Правильно ли определили тему урока?
- Расскажите, что вы знаете о слоге?
– Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни. – Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»?
Формулируют тему и цель урока, совместно планируют деятельность, сверяют с доской.
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цели урока
- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
Работа по теме урока
Физ. минутка
Первичное закрепление
Как мы определяем количество слогов в слове?
Предлагаю вам провести эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: 1 ряд определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков (ладонь подносим ко рту)), 2 ряд – подсчитывая количество гласных в слове, 3 ряд- касание подбородка к руке.
Слова на карточке
лист игра игрушка
гусь река мотылёк – Сравните результаты по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов. (веером показывают количество слогов) – Сформулируйте свои выводы. Начните так: для того, чтобы узнать сколько слогов в слове…
На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде "раз" А над нами весело шелестит листва Опускаем руки мы по команде "два"
- Упражнение 2 в учебнике на с.32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любыми способами. (Ответы учеников)
- Какие слова мы называем трёхсложными? (Слова, которые состоят из трёх слогов называются трёхсложными.)
- Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их. (Берёза, крапива)
- Запишите данные слова к себе в тетрадь, карандашом разделите их на слоги, подчеркните гласные звуки.
- Составьте красивое предложение, используя эти слова.
Дети работают по карточкам. Сравнивают результаты, озвучивают результат. Делают выводы Развитие умения вести диалог.
Выполняют соответствующие движения
Развитие монологического высказывания.
Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника
Дети говорят о возможных трудностях.
Самооценка деятельности.
Творческое выполнение задания.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Работа в паре.
- формировать умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения. - формировать умение работать в паре, соблюдая правила. - формировать умение проявлять интеллектуальную активность.
- формировать умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника. - формировать умение чётко формулировать свои мысли.
Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
Применение новых знаний
Самостоятельная работа в парах с проверкой
Карточки с заданием
Лас-точ-ка, пе-тух, ку-куш-ка.
Собрать из слогов слова, записать их в тетрадь, подчеркнуть гласные ,разбить слова на слоги, найти лишнее, подчеркнуть его и доказать почему? Какие птицы могут жить в доме?
Лишнее слово петух
(2 слога, а в других по 3 слога)
Анализируют необходимое для выполнения задания, выполняют прогностическую самооценку; выполняют работу в парах и оценивают результат работы
Познавательные УУД:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.