|   Тема   |    КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?   |  
  |   Цель   |    Познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту; выявить важнейшие признаки насекомых.   |  
  |   Задачи   |      Образовательная: формировать у учащихся новые понятия отличительных особенностей строения насекомых, учить определять принадлежность животного к данной группе;    Развивающая: развивать внимание, умение анализировать;    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.     |  
  |        |     Предметные: научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные;     регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;     познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;     коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.     Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения       |  
  |   Формы обучения   |     фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах     |  
  |            |    Краткое учебное содержание.   |  
  |   Самоопределение к деятельности (организационный момент)   |     Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.          Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:  Учитель. Ребята! Готовы к уроку?  Дети. Да!  Учитель. На вас надеюсь я, друзья.  Дети.  Мы хороший дружный класс –  Все получится у нас!  Учитель.  Сядьте, пожалуйста, девочки.  Сядьте, пожалуйста, мальчики.       |    Эмоциональная, психологическая   и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала   |  
  |   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии   |     Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).   – На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)   – Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.   1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?  а) колючка;  б) иголка;  в) хвоинка. Слайд.            2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?  а) сосна;  б) лиственница;  в) кедр. Слайд.          3. Какое дерево не является хвойным?  а) лиственница;  б) черёмуха;  в) ель. Слайд.               4. Какое дерево не является лиственным?  а) кедр;  б) берёза;  в) осина. Слайд              |    Повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов.   |  
  |    Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).   |     Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).   – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) Слайд         Кто это?  – Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)  – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?  – Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)  – На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них:  Т  рудится с утра до ночи,  Строит дом высокий очень.  Муравейник – тёплый дом,  Миллионы комнат в нём.  Строит кто? Скажи скорей!  Это крошка – … (муравей.)          Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит:  – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?        – Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.   |    Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.   |  
  |   Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа   |     Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.   1) Определение признаков насекомых.   – Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.)               – Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)  – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.         2. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».   «Крылья»   – Как вы думаете, зачем насекомым крылья?  Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).  Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:  – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;  – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;  – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;  – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.  Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.  – Но только ли у насекомых есть крылья?  – Значит, данный признак нельзя считать главным.       3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».   «Усики»   – Ваши предположения, зачем насекомым усики?  Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.  – Только ли у насекомых есть усики?  – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Слайд.          4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».   «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».   – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. Слайд          5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».   «6 ног»   – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:  – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;  – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;  – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;  – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.   – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?  – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) Слайд.                    |    «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы.       |  
  |   Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»   |     Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.   – Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?   (Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.)                       Он по комнате кружит.  Зло пищит, зудит, жужжит.  Сел тихонько мне на лоб.  Я его с размаху – шлёп!  Увернулся он от драки.  Вновь готовится к атаке.  Превращает ночь в кошмар,  Этот маленький…(Комар) Слайд            – Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.  На лугах и на опушке,  Средь травы зеленой,  Маскируется искусно  Длинноус веселый!  Стрекотание его,  Часто режет уши,  Никому не верит он –  Хочешь, нет? А слушай!  Ноги – длинные по плечи,  Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) Слайд             Кто чуть свет уже в полёте  От цветка и до цветка –  Вся в пыльце, весь день в работе  И жужжит наверняка!  Кто нам дарит мёд душистый:  Майский, липовый, лучистый,  Чтоб простуда не взяла?  Больно жалит кто? (Пчела)Слайд            Не мычит коровка та,  Нет рогов, копыт, хвоста,  Молока нам не дает,  Под листочками живет.  В чёрных точках красный плащ  носит жук. Растеньям – страж.  С вредной тлёй воюет ловко  эта...(Божия коровка) Слайд            |    Проверка результатов исследовательской работы.   |  
  |    Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону   |     Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.   – А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.)                                  |    Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по эталону.  ТАРАКАН       ПАУК          БАБОЧКА            |  
  |   Самостоятельная работа в парах.   |     Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.  – Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе.  (На партах у каждого ученика картинки насекомых.)  – Рассмотрите внимательно картинки определите, что объединяет этих животных в одну группу.   |    Организация выполнения задания в парах с применением новых знаний о насекомых.  ТАРАКАН         |  
  |    Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»       |     Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым.   – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?   Сказка «Спор животных»   Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.  Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».  А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».  Решили тогда животные …   – Продолжите сказку. Что решили животные?       |    Организация итоговой работы.   |  
  |   Диагностические материалы для оценивания результатов обучения   |      |    Тест  «Насекомые» 1 класс       1.Отгадай загадку   Над цветком порхает, пляшет,   Ветерком узорным машет.   а) шмель;   б) бабочка;   в) муха.       2. Сколько ног у стрекозы?   а) 6;   б) 7;   в) 8       3. Определи насекомых?   А) комар;   Б) кузнечик;   в) черепаха;   г) ёрш;   д) оса.       4.Самый главный орган чувств у насекомых?   а) усики;   б) глаза;   в) ноги;   г) грудь.       5. Как называется красно-чёрный жук с длинным телом?   а) божья коровка;   б) жук- могильщик;   в) красотел пахучий,       6. С какими жуками люди борются?   а) колорадский жук;   б) жук – олень   в) жук – усач.       7.Какие насекомые живут в ульях?   а) осы;   б) шмели;   в) пчёлы.       8. Какие насекомые живут дружными трудолюбивыми семьями?   а) кузнечики;   б) муравьи;   в) бабочки;   г) пчёлы.       9. Выбери верное высказывание:   а) У насекомых шесть ног.   б) Все насекомые умеют летать.   в) Паук – это насекомое.       10. Назови отличительный признак насекомых.   а) умеют летать   б) есть крылья   в) 6 ног   г) маленькие по размеру       |              |     Оценивание результатов обучения учителем.   |  
  |    Рефлексия учебной деятельности на уроке.   |     Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.   Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:   ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.  СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.  КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. Слайд                    |     Оценивание результатов обучения учениками.   |  
  |           |            |            |  
 
  Ветерком узорным машет.
  в) муха.
  д) оса.
  4.Самый главный орган чувств у насекомых?
  г) грудь.
  в) жук – усач.
  в) пчёлы.
  г) пчёлы.
  а) У насекомых шесть ног.
  б) Все насекомые умеют летать.
  в) Паук – это насекомое.