Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [л] и мягким согласным звуком [л] , буквами Л, Л, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные)
Распознают в словах и характеризуют звук [л] , обозначают буквой, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы
Личностные результаты
Понимают важность различения «красивого» и «некрасивого», эмоционально «проживают» текст, иллюстрации
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его, кор
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного, определяют учебную задачу с помощью методического приёма «закончи предложение»; логические – характеризуют букву л.
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе, работают в паре через использование памяток
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные звуки [л], [л ]; буквы Л, л; слого-звуковой анализ слов.
Оборудование:
для учителя: цветок порядка, карточки-схемы «план урока», карточки — схемы «характеристика звуков», карточки с изображением стула, флажка, сливы, слона, лисы, елей, изображение двух беседок, карта города звуков и букв, изображения гномов Тима и Тома.
для учащихся: карточки с изображением стула, флажка, сливы, слона, лисы, елей (1 набор на пару), карточка-пропуск (на каждого ученика), учебник «Азбука» авторы: В.Г. Горецкий и др., тетрад, пенал, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверим свою готовность. Я назову всё, что необходимо к уроку, а вы глазками проверяйте, всё ли у вас готово. Учебник, тетрадь, пенал, цветные карандаши, наборы карточек с картинками. Кто готов, садитесь. Можем ли мы открыть первый лепесток на цветке порядка? Открывается лепесток «Готовность к уроку».
- Назовите правила работы на уроке. Дети по цветку порядка называют правила:сиди правильно, слушай говорящего; если хочешь сказать, подними руку; когда работаем в парах, обсуждаем шепотом, помогаем друг другу, по окончанию работы показать готовность.
II. Мотивация. Целеполагание.
- Наши друзья Тим и Том получили звуковое письмо из города звуков и букв. Внимательно послушайте его.
Аудиозапись: «Помогите, мы заблудились в городе и потеряли свою букву. Вы нас сразу узнаете. Мы звуки, которые часто слышатся вот в этом стихотворении:
Лось Леонтий летом шёл,
Леденец в лесу нашёл.
Видит вдруг: в больших калошах
Скачет лягушонок Лёша»
- Какие звуки вы чаще всего слышали? (Звуки [л ], [л])
-Какая сегодня тема урока? (Звуки [л ], [л] и буква, которая их обозначает.)
- Исходя из темы урока, определим его цель. Я начну, а вы закончите:
познакомиться … ( со звуками [л ], [л] и буквой, которая их обозначает).
учитель вывешивает на доску карточки:
учиться отличать … (новые звуки и букву от других звуков и букв)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой)
учитель вывешивает на доску карточки:
- Итак, мы вместе с Тимом и Томом отправляемся в город. Открою вам секрет, что наш плпн — это и есть маршрут нашего поиска.
- Если мы будем работать хорошо, дружно, правильно выполнять задания, то в городе будут зажигаться зелёные фонарики. Если у нас будут ошибки, то свет фонарика будет жёлтым это значит, что нам нужно будет повторить материал и потренироваться выполнять задания. А если мы совсем не справимся заданием, то зажжется красный фонарик. Но я надеюсь, что красных фонариков не будет.
III. Знакомство с новым звуком.
1. Повторение сведений о звуках.
- Вместе с Тимом и Томом мы оказались на улице звуков.
- Что такое звук? (Звуки мы произносим и слышим)
- На какие две большие группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные)
учитель вывешивает на доску карточки:
- Что вы знаете о гласных звуках? (Воздух при их произношении выходит легко, без препятствий. Гласные звуки бывают ударные и безударные).
учитель вывешивает на доску карточки:
- Что вы знаете о согласных звуках? (Воздух встречает препятствия: убы, зубы, язык. Соласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
учитель вывешивает на доску карточки:
2. Характеристика звуков [л ], [л]
- Мы с вами оказались в доме звуков. Осмотритесь по сторонам, посмотрите глазками вверх, вниз, налево, направо. Представьте , что перед вами угол, а внем лежт уголь.
- Сравните слова: угол-уголь, чем они отличаются?
- Произнесите последний звук в слове «угол».
- Дайте характеристику этому звуку по схеме.
- Произнесите последний звук в слове «уголь».
- Дайте характеристику этому звуку по схеме.
- ы выполнили это задание верно, значит, зажигаем зелёный фонарик и двигаемся дальше.
3. Определение места звука в словах.
- Поиграем в игру на внимание. Потренируемся определять место звуков [л ], [л] в словах.
- Если звук стоит в начале слова, то мы поднимаем руки вверх если в середине слова, то руки в стороны, если звук находится в конце, то опускаем руки вниз.
- Лифт крокодил, хлеб,лук, полка, мель.
- Чему мы сейчас учились? (Определить место звука в словах)
- Как справились с заданием, какой фонарик зажигаем?
4. Различение звуков [л ], [л].
- Теперь мы внимательно переходим дорогу и оказываемся в сквере, где гуляют звуки. Давайте вместе с ними побегаем (сидя на месте), посмотрим направо, налево, послушаем, как поют птички. Дети повторяют движения за учителем.
- Вдруг на небе появились тучки, стал накрывать дождь. Нужно срочно укрыться от дождя. Но пока мы резвились, звуки разбежались.Поможем Тиму и Тому распределить твёрдые и мягкие звуки в беседки.
-Работать будем в парах. У вас на столах карточки с изображениями. Назовите, что вы на них видите. (Стул, флажок, слива, слон, лиса, ели).
- 1 вариант, поднимите руки, вы помогаете Тому искать твёрдый звук.
- 2 вариант, поднимите руки, вы помогаете Тиму искать мягкий звук.
Дети работают на местах в парах, 1 пара работает за закрытой доской. По окончании работы дети, работавшие у доски, объясняют свой выбор.
- Кто разделил карточки по другому?
- Чему учились, выполняя это задание? (Различать твёрдые и мягкие звуки)
- Как справились? Как оценили себя? Какой фонарик зажжем?
- Как мы сейчас работали? (В парах) Все правила соблюдали, можем открыть лепесток.
5. Проверка в конце этапа.
- Идём дальше. Перед нами постовая будка, дорога перекрыта шлакбаумом. Чтобы пройти, нужен пропуск. Пропуском будут являться ваши знания. Предыдущие задания подготовили вас, поэтому, я думю, трудностей не возникнет.
Перед вами карточка — пропуск. Возьмите её. Вам нужно определить в этом слове место звука, который мы сегодня изучали, и закрасить клеточку нужным цветом.
Дети работают индивидуально.
- Проверим, правильно ли вы справились с заданием. Шлакбаум разворачивается, там ключ к заданию. Самопроверка.
IV. Физминутка
V. Первичное закрепление нового знания.
Чтение текста на странице учебника.
VI. Итог урока.
Ребята, что же вы сегодня узнали, открыли? Что хотелось бы пожелать? Что особенно было вам интересно на уроке?