Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']» »
Тема: «Буквы З, з обозначающие согласные звуки [з], [з']».
Цели урока:
- создать условия для знакомства со звонкими звуками [з], [з']; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой з.
Оборудование:
презентация к уроку, пение малиновки (аудиофайл), задания с сайта "Логозаврия"
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это?... (зайка)
Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла… (зима)
А как поют комарики? (З-з-з.)
- Назовите тему урока
Звуки [з] – [з']. Буква З.
Какую цель поставим на урок?
-Узнать, какими буквами обозначают новые звуки
-Научиться отличать новые звуки и букву; читать слоги, слова с новой буквой.
По какому плану будем работать на уроке? Рассмотрите стр. учебника. (проговаривают план)
2. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с.53)
-Рассмотрите иллюстрацию в верхнем ряду. Что изображено слева? (зонт)
-Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Сколько звуков?
-Произнесите первый звук.
-Дайте характеристику звуку [з].
-Кто изображён справа? Что грызёт мышь? (зёрна)
-Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в слове? Сколько звуков?
-Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [з'].
_Для звуков [з] – [з'] нужна буква З. http://www.logozavr.ru/1392/
3. На что похожа буква З.
На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка, З — пружинка, крендель, стружка.
4. Определение звуков в словах.
http://www.logozavr.ru/823/
5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневых моделей. (с.53)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что здесь изображено? (узор, изюм, змей)
-Прочитайте по слогам первое слово. (узор). Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з] произносится в этом слове твёрдо? (за буквой з стоит гласная буква о)
-Прочитайте второе слово (изюм - сушёные ягоды винограда). Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з'] произносится в этом слове мягко? (за буквой з стоит гласная буква ю)
-Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука (буквы е, ё, ю, я, и).
-Прочитайте следующее слово. Сколько в слове змей слогов?
-На каком месте стоит стоит буква З? Какой звук она обозначает?
-Объясните, почему звук [з] произносится в этом слове твёрдо? (за буквой з стоит другая согласная буква)
6. Скороговорка
У зайки Бубы
Заболели зубы.
7. Чтение слогов по заданным схемам.
-Над каким пунктом плана мы сейчас работали? (работа со звуковыми схемами). Выполнили этот пункт? Какой следующий? (чтение слогов)
После чтения слогов проанализировать слоги в каждом столбике.
-Чем похожи слоги в каждом столбике?
-Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике - слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором - слоги начинаются со звука [з], в третьем - со звука [з']).
8. Чтение слогов и слов (с.54)
Работа в паре. (найти слова, состоящие из двух слогов)
Словарная работа
Озёрный - то, что растёт на озере (озёрный камыш).
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
-Объясните значение выражений:
"От зари и до зари" - целый день или целую ночь.
"Ни свет ни заря" - очень рано.
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какое время суток здесь изображено?
-Что делает птица? (поёт на заре).
-Как зовут птичку?
-Зарянка. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. За желтовато-красный, малиновый нагрудничек называют зарянку и малиновкой.
Прослушать голоса птиц - пение малиновки.
-Прочитайте предложение под иллюстрацией .
-С какой буквы надо писать имена людей?
-Найдите и прочитайте слова с твёрдым звуком [з].
-Зачитайте предложение, которое соответствует данной схеме:
9. Рефлексия.
-Над каким пунктом плана мы сейчас работали.
-Какую цель на урок ставили?
Кто скажет, какую букву, и звук мы изучили? - Что узнали об этом звуке? (Он согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий).