- закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью
- воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию
- развивать аналитические способности.
- понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.
- работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, технологическую карту, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов);
- определять самостоятельно и в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре.
№ | Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный Словесный метод: слово учителя. | 1 | СЛАЙД 1 Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись. - Тихонько садитесь. | Ответное приветствие | Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2 | Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы. Метод проблемного изложения | 2 | - Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России. О чем это стихотворение? (о родине) - В какой стране мы живем? (в России) - Люди, каких национальностей живут в России? СЛАЙД 2 Мы живём в многонациональной стране и часто даже не подозреваем, насколько она богата разными народами. В начале 21 века численность жителей России оценивалась в 145 млн. человек. Около 80% составляют русские. Остальные 20 % являются представителями 180 народов, говорящих на самых разных языках. Официальное название нашей страны – РФ. Федерация в переводе с латинского «объединение, союз». Оно подчёркивает, что в состав России, помимо различных территориальных объединений, входит 21 независимая республика. В каждой, помимо русского, официально принят свой государственный язык. Обычно на нём говорит коренное население республики. Например, в Татарстане это татарский язык, в Якутии – якутский, в Мордовии – мокшанский, в республике Марий Эл – марийский. На территории республики Дагестан, помимо русского, официальными являются сразу 13 языков! Этот яркий пример подчёркивает разнообразие народов, населяющих просторы России. Каждый из них по-своему уникален. У каждого своя история, культура, обычаи, особенности национальной кухни и, конечно, свои одежды. СЛАЙД 3 Обратите внимание на выставку, организованную в классе. Догадались, чему будет посвящен наш урок? Определите тему урока. СЛАЙД 4 (-Одежда (костюмы) народов России) - Что мы узнаем на уроке? (-Познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении) -Как вы думаете, какое изделие мы сегодня будем выполнять? ( -Народные костюмы). | Усвоение новых понятий Ответы на вопросы в беседе Формулировка темы урока Формулировка целей урока | П: Извлечение необходимой информации из текста К: Выражение своих мыслей и аргументирование своего мнения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3. | Объяснение нового материала: анализ образца Проблемный метод. Частично-поисковый метод | 5 | -Рассмотрите на слайде представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Как вы думаете, что такое национальный костюм? СЛАЙД 5 НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ- это костюм, характерный для данной нации, свойственный именно ей. Вы подготовили небольшие сообщения о костюмах некоторых национальностей РФ. Сейчас мы их послушаем. СЛАЙДЫ 6-11 Давайте сравним и проанализируем женские костюмы разных народов. СЛАЙД 12 Что общее в каждом костюме? (Рубаха, длина платья или сарафана, наличие головного убора, вышивка ) | Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение. Делают сообщения, подготовленные дома. Ответы на вопросы. Правило ответов: один вопрос — один ученик! Включаем как можно больше учеников в обсуждение образца. | Л: Смыслообразование К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Наглядный метод Практический метод: объяснение, показ Словесный метод: инструктаж | 5 | - Я покажу вам в качестве примера образец изделия, которое выполнила я. Давайте с его помощью заполним технологическую карту изделия.(Параллельно с ответами детей заполняется технологическая карта в презентации) СЛАЙД 13 Как называется изделие? (Одежда народов России) Какие материалы используем? (ткань, картон, тесьма) Какие инструменты и приспособления понадобятся? (Ножницы, клей, мел или мягкий карандаш, салфетка) Какую технику выполнения изделия будем использовать? (аппликация) Способ украшения. (аппликация тесьмой) Технологическая карта изделия Название изделия | Одежда народов России | Материалы | Ткань, картон, тесьма | Инструменты | Ножницы, клей, мел или мягкий карандаш, салфетка | Техника выполнения | Аппликация | Метод разметки | С помощью шаблонов | Способы украшения | Аппликация тесьмой | - Составим план выполнения работы. 1. Разметка. 2. Раскрой. 3. Сборка 4. Оформление - Повторим правила безопасной работы с ножницами и клеем: СЛАЙД 14 НЕЛЬЗЯ оставлять ножницы …раскрытыми; С ножницами нужно работать, сидя за…….столом; Класть ножницы кольцами……… к себе; Передавать ножницы только…… закрытыми, кольцами……. вперед. Раскрой ткани производить на ………столе. Излишки клея убирать…… мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая | Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы. Краткая формулировка этапов практической работы Повторение техники безопасности при работе с инструментами | Л: Смыслообразование П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; П: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
4 | Динамическая пауза | 1 | СЛАЙД 15 Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали И на месте побежали. Вдруг как птицы полетели И на место тихо сели! | Выполнение упражнений | Р. |
5 | Постановка творческой задачи | 2 | Прежде чем приступить к работе, а работать мы будем в парах, вспомните, как нужно работать вместе. Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу предложили. Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем? Да, да, да! Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет! Мы друг другу помогаем? Да, да, да! Размыкают руки. Посмотрите, у вас на столах лежат конверты. Откройте конверты. Достаньте шаблоны, ткань, лист с фигуркой человечка, а также тесьму, кружева, пайетки и т.д и технологическую карту, которая поможет вам в выполнении работы. - Есть ли вопросы? | Вопросы по заданию | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к партнёру К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
6. | Самостоятельная практическая работа Продуктивный метод | 25 | СЛАЙД 16 А сейчас приступайте к работе. Вы будете выполнять её под песни и музыку народов России. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы справитесь с этим заданием. | Выполнение задания по составленному под контролем учителя плану. Взаимопомощь | К: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Р: Умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Р: Умение организовывать свою учебную задачу; |
7. | Презентация, выставка работ учащихся. Словесный метод Беседа. Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ. | 2 | Самооценивание . - Ребята, вы закончили работу. Оценку вашего изделия мы проведём в виде самооценки. Те, кто считают, что хорошо справились с заданием, свои фигурки поставит на поляну. (На доске оформлена берёзовая роща, посреди которой нарисована поляна). - А кто считает, что у него, что- то не получилось, отправит свою фигурку погулять в берёзовую рощу. Как ты считаешь, что у тебя не получилось? | Самоанализ Взаимоанализ Самооценка Взаимооценка Анализ проделанной работы на уроке, оценивание своих сил, высказывание своего мнения. | Л: Внутренняя позиция школьника. Р: Самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других. |
8 | Рефлексия | 2 | -- Какое изделие сегодня на уроке изготавливали? - С какими материалами работали? - Понравилось ли вам работать на уроке? СЛАЙД 17 - Ребята, вы хорошо потрудились и справились с работой, а я предлагаю вам оформить наши работы вот в такую красочную папку. А вы заметили, что мы сегодня говорили только о женских костюмах? Вам интересно как выглядят мужские костюмы этих национальностей? Я предлагаю вам продолжить эту работу как проект на уроках ОРКСЭ. Согласны? - Все молодцы. Спасибо. Урок окончен. | Ответы на вопросы для закрепления материала Анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей | Р: Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе. |