Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема История куклы. Изготовление куклы «Кувадка»
.
Ход урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
1. Самоопределение к деятельности.
- Все дети любят играть. У каждого есть своя любимая игрушка. У девочек куклы «Барби», «Винкс», у мальчиков- машинки и танки. А какими куклами играли наши бабушки и дедушки?
Учитель предлагает сесть, проверить осанку.
Давайте, ребята, представим, что мы живем в России не в 21 веке, а давным-давно, когда жили наши прапрапрабабушки.
-Ведь раньше не было таких кукол, как сейчас. Как вы думаете, из чего делали кукол?
3 слайд
Объясните значение пословицы: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
-Да, действительно, без знаний своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Метапредметные (УУД)
личностные:
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
регулятивные:
— формируем умение высказывать своё предположение на основе личного опыта
познавательные:
-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
коммуникативные:
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
коммуникативные
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
регулятивные
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4 слайд
Учитель предлагает посмотреть на экран, где изображены русские куклы и современные куклы.
-рассмотрите куклы, сравните их и определите, чем они похожи? Чем отличаются?
-Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок, предположите тему урока.
5 слайд
-Чему научимся?
-А зачем вам нужно научиться изготавливать русскую куклу, где вам это может пригодиться?
Показ куклы «Кувадка»
3.Постановка учебной проблемы.
6 слайд
Сегодня на нашем уроке нам предстоит познакомиться со старинной лоскутной куклой, которая называется «Кувадка». Ну, а самое, интересное для вас: вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы.
Слайд 7-17
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
— формируем умение осуществлять самоконтроль.
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов.
коммуникативные:
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
-формируем умение слушать других.
4.Планирование работы
18 слайд
Составим план урока.
1. Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки.
2. Прямоугольный кусок ткани скручиваем к середине, скрутку складываем пополам.
3. Перевязываем голову ниткой, длинные концы оставляем.
4. Так же скатываем маленький кусочек, перевязываем с краев.
5. Получаются ручки.
6.Ручки вкладываем в туловище, перевязываем концами ниток крест-накрест на груди и спине куклы, а также на поясе.
Мы спланировали свою деятельность.
Повторение правил безопасной работы с ножницами.
19 слайд
Высказывания детей.
Метапредметные(УУД)
личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию.
— осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание трудолюбия, способности к познанию.
Метапредметные(УУД)
личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию.
— осуществлять самоконтроль;
7.Самостоятельная работа в паре.
Работать вы будете в паре. Помогать друг другу завязывать узелки.
Посмотрите, у вас на столах лежат кусочки ткани. Выберите себе любой.
20 слайд
время практической работы учитель рассказывает историю этой тряпичной куклы. Кувадка (или куватка, дейсвительны оба названия) – это самая первая кукла-оберег, сделанная мамой для малыша, а потому самая ценная и действенная.
Куватку делали, чтобы обмануть, сбить с толку злых духов и тем самым защитить малыша.
Куклы-обереги издревле пользовались на Руси особым почетом и уважением, в них верили всей душой, а потому они помогали своим обладателям.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно и обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами. Ткань для куклы-кувадки (равно как и для всех кукол-оберегов) меряли руками– по длине пальца, ладони, руки.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кукол младенчику делала ТОЛЬКО ЕГО МАМА. Только в при этом условии получится самый грамотный оберег.
Учитель помогает, консультирует работы учеников.
8. Подведение итогов.
Написание синквейна.
21 слайд
План синквейна:
Кувадка
Милая и добрая,
Развеселишь, утешишь, сбережешь.
Ты русской старины далекой-
Память…
9. Выставка работ.
-Давайте поаплодируем себе-ведь мы так хорошо потрудились, научились выполнять новую работу.
22 слайд
10. Рефлексия деятельности.
Продолжи предложение.
1.Самым интересном на уроке было тогда, когда…
2.На уроке мне было хорошо, потому что…
3.Самым трудным на уроке было тогда когда…
4. Задайте свой вопрос учителю.
11. Дом.задание.
Дома придумать имя своей кукле и сказочную, волшебную историю про нее, а на уроке литературного чтения можете эту историю рассказать.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт