kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку «В лабиринте слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «В лабиринте слов»»

      Методическая разработка  по русскому языку  «В лабиринте слов»   (работа в парах, игровые технологии)

 

 На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

     

Тема:    Антонимы (Слова-спорщики )

Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.

Задачи: Работать  над связной речью учащихся.

          Прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)

  2. Набор карточек для учителя с антонимами

  3. Динамическая картина на доске

   

Орг. момент  

Работа над новым материалом

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.

Тема нашего урока – Слова с противоположным значением – антонимы (Вывешивается на доске).

        У каждого из вас на столе есть задания,  которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.

Задание № 1

        Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.  

1 Прочитай.  Найди и подчеркни антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко.

А мышонок -  высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок  - озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень

Велико и тяжело

А котёнку всё равно:

Кислое – зачем оно

- Что вы!

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?

-Почему  каждый из них сказал о яблоке по- своему?

- Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?

- Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?

(Физминутка)

-Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.

- Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.

-Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.

- Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)

 грязный-                 чистый

искусственный-        естественный

трусливый-                смелый

мягкий-                твёрдый

грубый-                нежный

замкнутый-                 открытый

слабый-                сильный

светлый-                тёмный

ь

широкий-           узкий

твёрдый-            мягкий

старый-              новый

скучный-             интересный

бесполезный-   ценный

неряшливый-     аккуратный

обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?

  • Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему  можно подобрать несколько антонимов.

Внимательно прочитайте и выполните задание.

Задание № 2

 № 2 Вставьте пропущенное слово.

Мелкий пруд    …                         пруд

Мелкий дождь        …                         дождь.

Свежий хлеб    …                          хлеб.

Свежий огурец …                          огурец.

Свободный стул  …                   стул.

Свободная обувь …                  обувь.

Сладкое яблоко …                          яблоко.

Сладкое лекарство…                 лекарство.

Весёлая переменка

 - Ответьте , пожалуйста, на вопросы.

  1. Какое молоко даёт чёрная корова?  (белое)

  2. Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет?  (мокрый)

Попробуйте подобрать рифму.

Ручейку говорила река:        

- Ты узок, а я….(глубока).

Ты мелок, а я…!

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка)

А теперь отгадайте загадку:

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

         Выполним задание № 3

3 Вставьте пропущенные слова в пословицы

Больше думай, … говори.

Большому уму и в … голове не тесно.

Будет день – будет и … .

Будет зима – будет и … .

В мороз заснуть легко, проснуться …

Век долог, да час … .

Где сорняк цветёт, там хлеб … .

     Горькая правда лучше … лжи.

     Добро помни, а зло … .

     Дождик вымочит, а красное солнышко … .

    Новых друзей наживай, а … не теряй.

    Ученье – свет, а не ученье - … .

    Знай больше, говори … .

    Лучшая вещь новая, лучший друг - … .

(Физминутка) 

        Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)
Прочитайте памятку

  Узелки на память 
Антонимы – это слова с противоположным значением, например: весёлый – грустный, чёрный – белый.
Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.
Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы  используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.

  Рефлексия

Прочитайте притчу. Притча – это короткий поучительный рассказ.

Задание № 4. Подчеркните антонимы.

Равнодушный
                                                      
(притча)

   Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве – государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
        Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
        Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
А всё равно мне!
Так и остался равнодушный – равнодушным.
        Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся)


  ИТОГ УРОКА
        -Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется  сказать, что русский язык один из самых красивых языков.  И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку «В лабиринте слов»

Автор: Васильева Регина Леонидовна

Дата: 19.05.2022

Номер свидетельства: 607344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока русского языка по теме "Неологизмы" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieologhizmy-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428519796"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока русского языка на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "113565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410466007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнение в написании слов с мягким знаком (ь) на конце слова»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_uprazhnenie_v_napisanii_slov_s_miagki"
    ["file_id"] => string(6) "574667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614696998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока на тему « Закрепление пройденного материала. Квадрат». "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zakrieplieniie-proidiennogho-matieriala-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "134172"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416678353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по физической культуре для 6 класса «Ключи от форта Боярд»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-6-klassa-kliuchi-ot-forta-boiard"
    ["file_id"] => string(6) "258728"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448554612"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства