Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии критического мышления. Урок русского языка в 6 классе по теме «Неологизмы» реализован с использованием методов этой технологии.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Для этого спланирована работа с отдельной группой обучающихся, требующая особого внимания учителя. Детям, обучающимся по адаптированной программе, предлагаются индивидуальные карточки, условно-схематические опоры, а также направляющая помощь педагога.
1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 38 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап - актуализация знаний (6 мин) используется дидактическая игра «Лабиринт», по правилам которой обучающиеся из множества слов должны сформировать группы. Выполняется задание в парах, обсуждение результатов игры происходит фронтально. Сопровождается этап слайд-презентацией, использование которой позволяет анимировать объяснения правил игры, качественно и быстро провести проверку
3 этап – мотивация учебной деятельности (3 мин) начинается с постановки проблемной ситуации и обсуждения высказывания Горация (древнеримского поэта). Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к выводу, что: «Слово живёт, развивается», т.е. имеет свою биографию.
4 этап - изучение нового материала (9 мин) организуется по предложенным учителем текстам с теоретическими сведениями по изучаемой теме и учебникам (стр.41). Теоретический материал исследуется школьниками метод ИНСЕРТЫ. Делаются пометы
«*» - знал
«+» - новое
«-« - вызывает сомнения
«?» - вопросы
Далее обсуждение изученного, в процессе которого развиваются умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
5 этап - обобщение, систематизация знаний и умений учащихся (8 мин) Проводится в форме творческой работы по составлению сказки на современном языке с использованием неологизмов. На этом же этапе проводится работа над словами для запоминания ракета, атмосфера по электронному приложению.
6 этап – рефлексия. Подведение итогов урока (9 мин). Ребята систематизируют полученные знания путем составления кластера. Коллективная работа способствует развитию умений рационально организовывать работу, действовать в команде.
7 этап - домашнее задание (3 мин) дается двух уровней
1) Стр.41 выучить определение. Выписать из периодической печати 5 предложений с неологизмами
2) Стр.41 выучить определение. Упр.89.
Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.
Данный урок дал результат 54% качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.