kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Неологизмы" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии критического мышления. Урок русского  языка в 6 классе по теме «Неологизмы» реализован с использованием методов этой технологии. 

Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Для этого спланирована работа с отдельной группой обучающихся, требующая особого внимания учителя. Детям, обучающимся по адаптированной программе, предлагаются индивидуальные карточки,  условно-схематические  опоры, а также направляющая помощь педагога.

1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 38 минут, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.  

С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.

2 этап -  актуализация знаний (6 мин) используется дидактическая игра «Лабиринт», по правилам которой обучающиеся из множества слов должны сформировать группы. Выполняется задание в парах, обсуждение результатов игры происходит фронтально. Сопровождается этап слайд-презентацией, использование которой позволяет анимировать объяснения правил игры,  качественно и быстро провести проверку

3 этап – мотивация учебной деятельности (3 мин) начинается с постановки проблемной ситуации и обсуждения высказывания Горация (древнеримского поэта). Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к выводу, что: «Слово живёт, развивается», т.е. имеет свою биографию.

4 этап - изучение нового материала (9 мин) организуется по предложенным учителем текстам с теоретическими сведениями по изучаемой теме и учебникам (стр.41). Теоретический материал исследуется школьниками метод ИНСЕРТЫ. Делаются пометы

«*» - знал

«+» - новое

«-«   - вызывает сомнения

«?» - вопросы

Далее  обсуждение изученного, в процессе которого  развиваются  умения формулировать и доказывать свою точку зрения.

5 этап - обобщение, систематизация знаний и умений учащихся (8 мин) Проводится в форме творческой работы по составлению сказки на современном языке с использованием неологизмов.  На этом же этапе проводится работа над словами для запоминания  ракета, атмосфера по электронному  приложению.

6 этап – рефлексия. Подведение итогов урока (9 мин). Ребята систематизируют полученные знания путем составления кластера. Коллективная работа способствует развитию умений рационально организовывать работу, действовать в команде.

7 этап - домашнее задание (3 мин) дается двух уровней

 1) Стр.41 выучить определение. Выписать из периодической печати 5 предложений с  неологизмами

 2) Стр.41 выучить определение. Упр.89.

Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.

Данный урок дал результат 54% качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая  обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по теме "Неологизмы" 6 класс »

Учитель русского языка и литературы Гладкова Светлана Валентиновна

Предмет русский язык УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2010.

Класс 6 г класс



Тема

Лексика. Неологизмы.

Цель:

Создание условий для развития исследовательских умений учащихся, включая детей с ОВЗ

Задачи:

• формирование практических знаний об устаревших словах и неологизмах и их значении.

• развитие словарного запаса учащихся, умение формулировать определения понятий;

• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• развитие умения рационально организовывать работу, действовать в команде, работать с источниками, отбирать

материал;

• воспитание интереса и уважения к родному языку и слову

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты












Основные понятия и термины

Предметные: Знать о причинах появления неологизмов в активном употреблении.

Уметь находить неологизмы и правильно использовать их в речи.

Уметь пользоваться словарем.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной

деятельности

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной

деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение

и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике,

находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы

деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)


Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка



Межпредметные связи

Русский язык. Литература.Технология.

Образовательные ресурсы

электронное сопровождение в виде презентации

Организация пространства

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Работа в парах, группах

Оборудование

• проектор, интерактивная доска

• компьютер

• толковые словари

• карточки для групповой и индивидуальной работы

• Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

• рабочие тетради

















Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные



Учебные действия

Планируемый результат

Учебные действия

Планируемый результат

Учебные действия

Планируемый результат

1.Активизация

Приветственное слово учителя.

Привет, тинейджеры! Как развлекались в выходные? Блок-бастер? Или боулинг? Может быть катались на скейтборде? Или занимались шопингом? На Солнечном проводился флешмоб. Вы были там зрителями? Я смотрю, ваш имидж сегодня соответствует школьникам, одежда брендовая, креативно.


Класс готов к началу урока

Обеспечение восприятия, осмысление новой темы.












Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



2.Проблемное действие

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Фронтальная работа. (2 мин)

- Что такое слово?

─ Что называется лексикой?

─ Что изучается в лексикологии?

─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека.

Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.




Знакомство с новым материалом.


Ответы обучающихся











Дидактичес-кая игра

«Лабиринт» 1.Из предло-женных слов выделить группы. (Можно пользоваться словарями)

2.Ставим перед учени-ками задачу: отберите  слова, кото-рые возникли недавно.

2 группа работает по индиви-дуальным карточкам со схемами

опорами.

Работа по предложен-ным учите-лем научным текстам Прием ИНСЕРТА


Сотрудничество в поиске и выборе информации
























Самостоятель-ное формулирова-ние цели , темы

Целеполагание















Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.












Уметь осуществлять самоконтроль и самопроверку

3.Здоровьесбере

жение. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.





Личностная установка на здоровый образ жизни


4.Закрепление нового материала. Применение правила на практике.

Организует деятельность по применению новых знаний














Работа над словами для запо-минания ракета, атмосфера


Творческая работа.

Сочинение народной сказки«Тере-мок» на современ

ный лад. Запись в тетрадь.


Инсценировка 2-х вариантов сказки.






5. Подведение итогов

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


Беседа

Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

Что такое авторские неологизмы?

Всегда ли уместно употребление неологизмов в речи?

Рефлексия

Составление кластера группами

Умение выражать свои мысли

Уметь объективно оценивать себя и одноклассников по выполнению цели урока.

Контроль

Оценка

Коррекция

6. Домашнее задание


1 группа: Стр.41 выучить определение. Выписать из периодической печати 5 предложений с неологизмами.

2 группа: Стр.41 выучить определение. Упр.89.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка по теме "Неологизмы" 6 класс

Автор: Гладкова Светлана Валентиновна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-i-novyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "224207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598662"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока в 7 классе на тему: "Неологизмы""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokav7klassienatiemunieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "286642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454381956"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока в 7 классе на тему: "Неологизмы""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokav7klassienatiemunieologhizmy1"
    ["file_id"] => string(6) "286643"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454381962"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Устаревшие слова" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420960148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства