Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Перенос слов".»
Конспект урока по русскому языку по теме: «Перенос слов».
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс. УМК «Школа России»
Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с правилами переноса слов.
Планируемые результаты:
Предметные: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам.
Личностные: продолжать принимать и осваивать социальную роль обучающегося, принимать мотив учебной деятельности и приобретать личностный смысл учения; продолжать удерживать внимание, воспринимать, уметь наблюдать и делать выводы; продолжать овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Ход урока
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.
Стоят в поле сестрицы Платьица белены, Шапочки зелены.
(Берёзы)
В каплях все вокруг блестит, Луг алмазами покрыт.
(Роса)
Мету, мету — Не вымету. Рублю, рублю — Не вырублю. Пора придёт — Сама уйдёт.
(Тень)
Она к нам весело пришла – Зима ручьями истекла.
(Весна)
Каким способом определить количество слогов в слове?
3. Самоопределение.
(запись предложения под диктовку)
В лесу дети увидели пёстрого дятла.
(Один ученик записывает предложение на доске. Слово дятла не помещается полностью на строке. Возникает проблема.)
Что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (перенести на другую строчку)
А как можно перенести слово на другую строку?
Назовите тему урока.
Построение проекта
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова с одной строки на другую.)
- Какая будет тема урока? (Перенос слов.)
- Как мы будем работать?
1.Узнаем правила
2. Поупражняемся в переносе слов
3. Будем учиться применять новое знание при письме предложений
Работа по теме урока.
- Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить на части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам.)
- То есть, как можно перенести слово ромашка? (ро-машка,ромаш-ка)
Докажите, как вы перенесли? Каким способом?
- Давайте проверим. Запишем предложение.
По небу плывет пушистое облако.
(Учащиеся записывают.)
- Разделите каждое слово на слоги
(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)
- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.
( Учитель показывает запись, выполненную заранее: на интерактивной доске
По не-бу плы-вёт пушис-тое об-лако.)
- Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)
Первичное закрепление
(Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Задание. Раздели слова для переноса.
Карась, конец, булка, жёлтый, трактор, красный, речка, азбука, Антон
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._
Упражнение: кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.
Проблемный вопрос
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово дом? (нет, т.к. в слове дом 1 слог.)
- Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
У-кол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Теперь, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Юля, ежик, сом и т.д.)
Применение нового знания
Упражнение в делении слов для переноса.
Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.
Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.
А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.