Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)
Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)
«День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. День единого текста – это одна из технологий смыслового чтения как механизма формирования читательской педагогические технологии:
• развитие критического мышления через чтение и письмо;
• коллективный способ обучения;
• проектную деятельность и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)»
План – конспект урока по русскому языку, проводимого в рамках Дня единого текста
Тема урока: Текст-рассуждение
Класс / возраст: 4 классы / 10-11 лет.
Цель: формирование читательской грамотности.
Планируемые результаты:
Метапредметные: находить в тексте информацию, заполнять несложные готовые таблицы, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, развивать умение высказывать своё предположение.
Предметные: определять тип, основную мысль текста, структурировать текст, уметь находить основные элементы; находить фразеологизм, объяснять его значение и составлять предложение; определять виды предложений по цели и интонации.
Личностные: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, развивать познавательные интересы, учебные мотивы, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности: самостоятельная работа, практическая работа.
Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог).
Средства и формы оценивания: самостоятельная работа.
Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (карточки), образцы работ.
Список используемой литературы:
Интернет ресурсы:
Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?». Источник: https://leshina2013.wixsite.com/website-1
- Обратите внимание на то, что когда в тексте доказывается или объясняется какая то мысль, то употребляются такие слова как «во - первых», «во вторых», то есть последовательность своих доказательств.
- Сколько аргументов приводит автор?
- Какой же вывод можно сделать.
- Текст-рассуждение
- Возродить мамонтов проще, чем динозавров.
- Мы еще не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.
6.Физкультминутка
7. Работа по содержанию текста в группах
- Определи и запиши основную мысль текста.
- Заполни таблицу, опираясь на содержание текста и используя словосочетания или предложения из текста.
1 балл - таблица заполнена полностью, найдены не все тезисы, доказательства, аргументы или не приведены примеры;
0 баллов - таблица заполнена неверно.
Итого: 4 балла максимально.
Индивидуальная работа
1балл – верно выписано вопросительное предложение
0 баллов – неверно выписано вопросительное предложение или не выписано.
3 балла – верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма по содержанию текста.
2 балла - верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма.
1 балл - верно выписан фразеологизм и не составлено предложение со значением этого фразеологизма.
0 балл – задание не выполнено.
+ 1 балл – задание выполнено без орфографических ошибок.
Итого: 7 баллов максимально.
Кроссворд
1. Место развлечения в парке.
2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров.
3. Зимний вид спорта.
4. Цирковая профессия.
5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.
Рефлексия
Текст для проведения Дня единого текста
Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?1
Мой младший брат обожает всё, что связано с динозаврами. Часто пересматривает фильмы «Парк юрского периода» и «Мир юрского периода». Его очень интересует вопрос: сможет ли наука когда-нибудь «возродить» динозавров?
К сожалению, науке до этого ещё очень далеко. Мы ещё не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.
Во-первых, последние мамонты жили не очень давно: на острове Врангеля живые мамонты гуляли всего-навсего 4000 лет назад! В вечной мерзлоте сохранились замороженные останки мамонтов, из которых можно извлечь ДНК (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма). Клеточные ядра мамонта даже проявляют слабые признаки жизни, если их пересадить в клетки живого существа. В 2007 году на Ямале была найдена хорошо сохранившаяся мумия мамонтёнка. Её назвали Люба. Так вот учёные смогли подробнейшим образом исследовать тело Любы с помощью рентгеновского излучения. Современная наука сегодня может определить точный возраст ископаемых останков животных (костей, бивней шерсти). Содержание углерода в останках указывает на возраст живых организмов и различных веществ: угля, метеоритов, орудий, бумаги, папируса, пергамента и многих других.
Рис.1 Мамонтенок Люба хранится в музейном комплексе Салехарда2
Во-вторых, у нас есть живые очень близкие родственники мамонтов — слоны. Поэтому в общем понятно, кто мог бы выносить мамонтёнка, который разовьётся из слоновьей яйцеклетки с внедрёнными в неё генами мамонта: слониха могла бы. Но осталось ещё много технических проблем, до полного их решения науке ещё надо долго развиваться.
С динозаврами всё намного хуже. Главная трудность — отсутствие живых близких родственников вымерших динозавров. Птицы являются потомками динозавров, но между ними так «много воды утекло», что сегодня использовать птичьи гены для возрождения динозавров невозможно. Вторая проблема: у нас нет живых клеток динозавров. Последние настоящие динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. Так долго ДНК сохраняться не может. Срок активной жизни ДНК - немногим более двух-трёх суток.
Рис.2 Где находят динозавров?3
Можно поискать обходные пути. Например, имея геномы современных птиц можно частично восстановить и геном той самой древней примитивной птицы из Мезозоя, от которой все современные птицы произошли. Но это случиться тогда, когда учёные разработают методы проектирования геномов и искусственного выращивания животных, которых сегодня не существует на Земле. Это могут быть в том числе и животные, похожие на вымерших динозавров. Хотя, конечно, по-настоящему воскресить какого-то конкретного динозавра, не оставившего живых потомков, таким способом никогда не удастся. Только искусственно спроектированные животные, напоминающие динозавров, возможно, когда-нибудь и появятся на свет.
Как вы думаете, есть ли у жителей России шанс увидеть настоящие останки динозавров и мамонтов?
Рис.3 В Шестаковском палеонтологическом комплексе (Кемеровская область) сотрудники музея нашли фрагмент яйца динозавра4
Конечно, ведь в России палеонтологи постоянно находят различные останки мамонтов и динозавров. В марте 2021 года прямо в центре Кемерова машинист экскаватора нашёл кости молодого мамонта; огромные скопления останков мамонтов и динозавров были найдены на разных глубинах в разрезе Большой Илек в Красноярском крае. Все эти артефакты, а также тело мамонтёнка Любы и других мамонтов хранятся в разных музеях России. Хотели бы вы увидеть эти экспонаты?
1 Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров» [Электронный ресурс]. URL: https://leshina2013.wixsite.com/website-1 (дата обращения: 28.11.2021г.).