kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки работы с информацией и осуществляют познавательную деятельность по учебным предметам. День единого текста – это одна из технологий смыслового чтения как механизма   формирования читательской педагогические технологии:

• развитие критического мышления через чтение и письмо;

• коллективный способ обучения;

• проектную деятельность и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)»

План – конспект урока по русскому языку, проводимого в рамках Дня единого текста



Тема урока: Текст-рассуждение

Класс / возраст: 4 классы / 10-11 лет.

Цель: формирование читательской грамотности.

Планируемые результаты:

Метапредметные: находить в тексте информацию, заполнять несложные готовые таблицы, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, развивать умение высказывать своё предположение.

Предметные: определять тип, основную мысль текста, структурировать текст, уметь находить основные элементы; находить фразеологизм, объяснять его значение и составлять предложение; определять виды предложений по цели и интонации.

Личностные: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, развивать познавательные интересы, учебные мотивы, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности: самостоятельная работа, практическая работа.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог).

Средства и формы оценивания: самостоятельная работа.

Материально-техническое обеспечение: раздаточный материал (карточки), образцы работ.

Список используемой литературы:

Интернет ресурсы:

  1. Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?». Источник: https://leshina2013.wixsite.com/website-1

  2. Кроссворд. Источник: https://vneuroka.ru/novyj-krossvord/17-163769320210491/#instruction


Ход урока



Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

1. Организационный момент

- Какой знаменательный день у вас сегодня!

- Вы сегодня исследователи!

- А что будет объектом исследования вы скоро узнаете!

- Проверьте готовность к уроку.

- Улыбнемся друг другу.

- Готовы к работе?


2. Словарная работа

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

- На доске кроссворд, заполним его.

- По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку.

  1. Место развлечения в парке.

  2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров.

  3. Зимний вид спорта.

  4. Цирковая профессия.

  5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.

- На какое правило все слова?





- аттракцион

- антенна

- хоккей

- дрессировщик

- кристалл


- Правописание удвоенного согласного

3.Повторение видов текст

- Какое слово появилось?

- Случайно ли это?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Объектом нашего исследования будет текст.

- Сегодня мы с вами будем продолжаем работать с текстом. Работать с эти текстом мы будем не только на уроке русского языка, но и на других уроках.

- Какие типы текстов вы знаете? (текст - описание, текст - повествование)

- А как определить что текст является описательным? Есть какие то признаки, по которым сразу можно понять, что этот текст является описанием?

- Хорошо.

- А как нам определить, что текст является повествованием? Тоже ведь есть какие-либо признаки?

- Верно, молодцы.

- Текст







-Признаки текста - описания: в тексте происходит писание чего либо: внешности, характера, поведения и тд, смена частей текста



- Признаки текста-повествования: последовательность, рассказывается, сообщается, что, где , когда и с кем произошло.

4.Знакомство с содержанием текста

- Ребята, что значит - рассуждать?



- Как вы считаете, важно ли владеть этим умением?

- Все названное вами является строительным материалом рассуждения.

- А часто ли вы рассуждаете на какие-то темы?

- Задаёте себе вопросы?

- Это всё и называется рассуждением.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Какая цель текста-рассуждения?

- На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

- Назовите структуру текста-рассуждении?

А теперь я предлагаю интересный текст.

- Прочитайте его название.

- Предположите о чём будет текст.

- Прочитайте текст.

- Объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы.







- Текст-рассуждение.





- Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров? 


5.Чтение текста и его анализ

- К какому типу относится этот текст?

- Определи основную мысль текста.

- Прочитайте предложение-утверждение, требующее доказательства.

- Прочитайте доказательства.

- Обратите внимание на то, что когда в тексте доказывается или объясняется какая то мысль, то употребляются такие слова как «во - первых», «во вторых», то есть последовательность своих доказательств.

- Сколько аргументов приводит автор?

- Какой же вывод можно сделать.

- Текст-рассуждение

- Возродить мамонтов проще, чем динозавров.


- Мы еще не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.







6.Физкультминутка



7. Работа по содержанию текста в группах

- Определи  и запиши основную мысль текста.

- Заполни таблицу, опираясь на содержание текста и используя словосочетания или предложения из текста.

Основная мысль текста


Тезис (утверждение, требующее доказательств)


Доводы (доказательства, аргументы, обоснования, объяснения)


Вывод



Оценивание работы

Работа в группах

1 балл - верно определена основная мысль текста;

0 баллов - неверно определена основная мысль текста или не определена вовсе.

3 балла - таблица заполнена полностью, верно указаны тезисы, доказательства, аргументы, обоснования, объяснения;

2 балла - таблица заполнена частично, верно указаны тезисы, доказательства, аргументы, приведены примеры;

1 балл - таблица заполнена полностью, найдены не все тезисы, доказательства, аргументы или не приведены примеры;

0 баллов - таблица заполнена неверно.

Итого: 4 балла максимально.


Индивидуальная работа

1. Найдите в тексте и запишите восклицательное предложение. Укажите, какое это предложение по цели высказывания?

2. Найдите в тексте и запишите вопросительные предложения.

3. Прочитайте текст, найдите в тексте и выпишите фразеологизм (устойчивое выражение).

Составьте предложение, используя значение этого фразеологизма. Предложение должно соответствовать  содержанию текста. 


Оценивание работы

1.

2 балла - верно выписано восклицательное предложение, указана правильно характеристика предложения по цели высказывания.

1 балл - верно выписано восклицательное предложение, не указана правильно характеристика предложения по цели высказывания или указана неверно.

0 баллов – неверно выписано восклицательное предложение, не указана правильно характеристика предложения по цели высказывания или указана неверно.

2.

1балл – верно выписано вопросительное предложение

0 баллов – неверно выписано вопросительное предложение или не выписано.

3 балла – верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма по содержанию текста.

2 балла - верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма.

1 балл - верно выписан фразеологизм и не составлено предложение со значением этого фразеологизма.

0 балл – задание не выполнено.

+ 1 балл – задание выполнено без орфографических ошибок.

Итого: 7 баллов максимально.


Обучающиеся работают в группах.

Заполняют таблицу.





























Дети самостоятельно выполняют задания, вносят ответы в индивидуальные карточки.


8. Итог урока

- Ребята, с каким типом текста мы работали сегодня на уроке?

- Давайте повторим признаки такого текста.

- С текстом-рассуждение.


- В тексте-рассуждение есть тезис (утверждение, требующее доказательств), доводы (доказательства, аргументы, обоснования, объяснения) и вывод.

9. Рефлексия

- Оцените, пожалуйста, содержание текста.

- Оцените свои знания типов текста.

- Оцените задания.

- Оцените свою работу на уроке.

- Желаю вам удачного дня.

- Спасибо за урок.

Ребята оценивают свою работу.





Приложение

Раздаточный материал

Работа в группах

Основная мысль текста


Тезис (утверждение, требующее доказательств)






Доводы (доказательства, аргументы, обоснования, объяснения)





Вывод
















Индивидуальная работа

1. Найдите в тексте и запишите восклицательное предложение. Укажите, какое это предложение по цели высказывания?



2. Найдите в тексте и запишите вопросительные предложения.



3. Прочитайте текст, найдите в тексте и выпишите фразеологизм (устойчивое выражение).

Составьте предложение, используя значение этого фразеологизма. Предложение должно соответствовать  содержанию текста. 





















Оценивание работы


Работа в группах

1 балл - верно определена основная мысль текста;

0 баллов - неверно определена основная мысль текста или не определена вовсе.

3 балла - таблица заполнена полностью, верно указаны тезисы, доказательства, аргументы, обоснования, объяснения;

2 балла - таблица заполнена частично, верно указаны тезисы, доказательства, аргументы, приведены примеры;

1 балл - таблица заполнена полностью, найдены не все тезисы, доказательства, аргументы или не приведены примеры;

0 баллов - таблица заполнена неверно.

Итого: 4 балла максимально.


Индивидуальная работа

1балл – верно выписано вопросительное предложение

0 баллов – неверно выписано вопросительное предложение или не выписано.

3 балла – верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма по содержанию текста.

2 балла - верно выписан фразеологизм и составлено предложение со значением этого фразеологизма.

1 балл - верно выписан фразеологизм и не составлено предложение со значением этого фразеологизма.

0 балл – задание не выполнено.

+ 1 балл – задание выполнено без орфографических ошибок.

Итого: 7 баллов максимально.










Кроссворд



1. Место развлечения в парке.

2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров.

3. Зимний вид спорта.

4. Цирковая профессия.

5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.



Рефлексия















Текст для проведения Дня единого текста



Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров?1


Мой младший брат обожает всё, что связано с динозаврами. Часто пересматривает фильмы «Парк юрского периода» и «Мир юрского периода». Его очень интересует вопрос: сможет ли наука когда-нибудь «возродить» динозавров?

К сожалению, науке до этого ещё очень далеко. Мы ещё не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.

Во-первых, последние мамонты жили не очень давно: на острове Врангеля живые мамонты гуляли всего-навсего 4000 лет назад! В вечной мерзлоте сохранились замороженные останки мамонтов, из которых можно извлечь ДНК (так называется набор генов, который есть в каждой клетке живого организма). Клеточные ядра мамонта даже проявляют слабые признаки жизни, если их пересадить в клетки живого существа.  В 2007 году на Ямале была найдена хорошо сохранившаяся мумия мамонтёнка. Её назвали Люба. Так вот учёные смогли подробнейшим образом исследовать тело Любы с помощью рентгеновского излучения. Современная наука сегодня может определить точный возраст ископаемых останков животных (костей, бивней шерсти). Содержание углерода в останках указывает на возраст живых организмов и различных веществ: угля, метеоритов, орудий, бумаги, папируса, пергамента и многих других.











Рис.1 Мамонтенок Люба хранится в музейном комплексе Салехарда2


Во-вторых, у нас есть живые очень близкие родственники мамонтов — слоны. Поэтому в общем понятно, кто мог бы выносить мамонтёнка, который разовьётся из слоновьей яйцеклетки с внедрёнными в неё генами мамонта: слониха могла бы. Но осталось ещё много технических проблем, до полного их решения науке ещё надо долго развиваться.

С динозаврами всё намного хуже. Главная трудность — отсутствие живых близких родственников вымерших динозавров.  Птицы являются потомками динозавров, но между ними так «много воды утекло», что сегодня использовать птичьи гены для возрождения динозавров невозможно.  Вторая проблема: у нас нет живых клеток динозавров. Последние настоящие динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. Так долго ДНК сохраняться не может. Срок активной жизни ДНК - немногим более двух-трёх суток.







Рис.2 Где находят динозавров?3


Можно поискать обходные пути. Например, имея геномы современных птиц можно частично восстановить и геном той самой древней примитивной птицы из Мезозоя, от которой все современные птицы произошли.  Но это случиться тогда, когда учёные разработают методы проектирования геномов и искусственного выращивания животных, которых сегодня не существует на Земле. Это могут быть в том числе и животные, похожие на вымерших динозавров. Хотя, конечно, по-настоящему воскресить какого-то конкретного динозавра, не оставившего живых потомков, таким способом никогда не удастся. Только искусственно спроектированные животные, напоминающие динозавров, возможно, когда-нибудь и появятся на свет.

Как вы думаете, есть ли у жителей России шанс увидеть настоящие останки динозавров и мамонтов?


Рис.3 В Шестаковском палеонтологическом комплексе (Кемеровская область) сотрудники музея нашли фрагмент яйца динозавра4

Конечно, ведь в России палеонтологи постоянно находят различные останки мамонтов и динозавров. В марте 2021 года прямо в центре Кемерова машинист экскаватора нашёл кости молодого мамонта; огромные скопления останков мамонтов и динозавров были найдены на разных глубинах в разрезе Большой Илек в Красноярском крае. Все эти артефакты, а также тело мамонтёнка Любы и других мамонтов хранятся в разных музеях России. Хотели бы вы увидеть эти экспонаты?

























1 Текст «Сможет ли наука когда-нибудь возродить мамонтов и динозавров» [Электронный ресурс]. URL: https://leshina2013.wixsite.com/website-1 (дата обращения: 28.11.2021г.).

2 Фотография «Мамонтенок Люба» [Электронный ресурс]. URL: https://www.yamal.kp.ru/daily/26586/3602637/ (дата обращения: 28.11.2021г.).

3 Инфографика [Электронный ресурс]. URL: https://img1.labirint.ru/books/691475/scrn_big_05.jpg (дата обращения: 28.11.2021г.).

4 Фотография «Фрагмент яйца» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/13/reg-sibfo/v-kuzbasse-nashli-fragment-iajca-epohi-dinozavrov.html (дата обращения: 28.11.2021г.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Типы текстов" (День единого текста)

Автор: Шахрова Вера Ивановна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_tipy_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "437902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510215967"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме  «Разделительный Ъ» "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-umk-shkola-2100-po-tiemie-razdielitiel-nyi"
    ["file_id"] => string(6) "192034"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427392371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства