kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект был составлен для проведения урока по русскому языку. Урок прошел успешно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Тема: «Единственное и множественное число глаголов»»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»









Конспект урока по русскому языку

По теме: «Единственное и множественное число глаголов»



Выполнила: студентка 32 группы

Катукова Екатерина Сергеевна

отделения специальности 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Класс:2Б

Дата: 01.03

Методист: Караваева И.А.___________

Учитель: Голубева Л.В.____________

Оценка: _________________

Саратов 2023





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Ф.И.О. студента: Катукова Екатерина Сергеевна

Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов»

Класс, УМК: 2Б, Школа России

Цель урока: создание условий для формирования знаний о единственном и множественном числе глаголов.



Задачи:

Образовательная: научиться различать глаголы в единственном и множественном числе; наблюдать за ролью глаголов речи; повторить знания обучающихся о глаголе как части речи и части предложения.

Развивающая: развивать мышление, кратковременную память, внимание.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.



Планируемые результаты урока:

Предметные: формировать умение различать глаголы в единственном и множественном числе.

Метапредметные УУД: Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов, умение выделять существенные признаки, работать по алгоритму; Регулятивные: определять цель урока, анализировать и сравнивать, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям; Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения

Личностные УУД: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация к учебной деятельности







Актуализация знаний

















































































Выявление места и причины затруднения















Целеполагание и построения проекта выхода из затруднения






Реализация построенного проекта.







































































Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи











































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

















Включение в систему знаний и повторения














































































Рефлексия









Домашнее задание




Словесные методы










Словесные методы

























































































Наглядный метод, словесный метод


















Словесный метод












Практический метод, наглядный метод
























































Физминутка




















Практический метод





















































Практический метод, наглядный метод
























Практический метод




















































































Словесный метод









Словесный метод

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите, за окном у нас первый день весны, улыбнитесь друг другу, подарите всем свое хорошее настроение.
-Молодцы, ребята.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку?




- Откройте тетради, запишите число и классная работа, проверьте правильно ли вы написали, посмотрите на доску.



Чистописание

- А сейчас в свои рабочие тетради запишите данные слияния.

Зз зЗ

за зо зу зи зе зц зм зл

- Ребята, отгадайте загадку

« Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить готова Я,

Потому что я - ….(змея)»

- Какой ответ в нашей загадке?

- Змея, верно.

- Давайте вместе произнесем это слово.

- Сколько слогов в слове «змея»?

- Есть ли в этом слове орфограммы?

-Безударная буква «е». Как мы можем проверить эту орфограмму?

Проверочное слово - змеи

Змея


- Ребята, что такое глагол?

- Посмотрите на слайд, вы видите текст. Давайте его прочитаем.

«..Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!…»

( по А. Толстому)


- Отрывок из какого произведения мы только что прочитали?

- Верно, это отрывок из сказки «Гуси-Лебеди» Алексея Толстого

- Давайте прочитаем с вами первое предложение.

- Какие глаголы вы увидели в этом предложении?

-Ставим цифру 1 и через запятую выписываем глаголы из первого предложения к себе в тетрадь.

(Аналогично с оставшимися предложениями)

( Ушли, позабыла, приказывали, посадила побежала, заигралась, загулялась – первое предложение.

Налетели, подхватили, унесли – второе предложение.

Ввернулась – третье предложение.

Ахнула, кинулась – четвертое предложение.)

- Верно, ребята, вы молодцы!








- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на слайд. Перед вами слова.

Играет, играют, прыгает, прыгают, рисует, рисуют.

- Какой части речи эти слова?

- Чем отличаются эти глаголы? На какие две группы мы можем разделить эти слова?

1 группа: играет, прыгает, рисует.
2 группа: играют, прыгают, рисуют.

- Почему вы разделили эти слова именно так?

- Объясните мне, почему одни слова отвечают на вопрос «что делает?», а другие слова отвечают на вопрос «что делают?»


- Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить на нашем уроке?

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об единственном и множественном числе глаголов.

-А какую цель мы с вами поставим перед собой на уроке?

- Правильно, мы должны научиться отличать глаголы единственного числа от глаголов множественного числа.

- Откройте свои учебники на странице 74. Давайте прочитаем с вами правило.

- Что вы узнали из этого правила?

- А теперь вернемся к нашему первому заданию.

- Давайте составим предложение с глаголом «играет» из первого столбика и с глаголом «играют» из второго столбика.

- Посмотрим какие два предложения получились у меня.

«Маша играет в мяч»

«Ребята играют в мяч»

- Объясните мне почему в предложениях со словом из первой группы существительное в единственном числе, а со словом из второй группы во множественном.

- А теперь давайте выполним упражнение 128 на странице 74.

- Что обозначает слово мокнуть? Давайте уточним значение этого слова в толковом словаре на 136 странице вашего учебника.


Мокнуть – под действием влаги становиться мокрым, сырым.


- Почему в одних предложениях глагол мокнет, а в других мокнут? Действия одного или нескольких предметов обозначает слово мокнет/мокнут?

- В каком числе употреблены эти глаголы? А имена существительные?

- Себе в тетради спишите предложение, над именами существительными и глаголами напишите число.

(мокнут - мн.ч., листья – мн.ч., цветы - мн.ч., лужи – мн.ч., зонты – мн.ч., парки – мн.ч., поля – мн.ч., мокнет – ед.ч., земля – ед.ч.)


- Я вижу, что вы устали сидеть на месте, давайте с вами отдохнем и выполним физминутку. Смотрите на меня и все движения повторяйте за мной.


«Весёлые прыжки»
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Выполняет физминутку



- Давайте прочитаем еще одно правило, но уже на странице 75.

-Что вы узнали из правила?

- А сейчас мы с вами выполним 129 упражнение на странице 75 ваших учебников.

Измените число глаголов.

- Давайте посмотрим на пример под цифрой 1.

Читает – читают.

- Подберем с вами подходящее существительное к слову «читает»

Пример: Маша читает

- Какое число у существительного «Маша»?

- Значит и у глагола «читает» тоже единственное число.

- Подберем с вами подходящее существительное к слову «читают»

Пример: Ребята читают

- Какое число у существительного «ребята»?

- Значит и у глагола «читают» тоже множественное число.

- Также и с остальными глаголами.

(Аналогично выполняется оставшееся задание)

- На какой вопрос отвечают глаголы в ед.ч и мн.ч?

- Ребята, а по какой части слова мы видим, что форма глагола изменилась?

- Верно, когда изменяется форма глагола, изменяется и его окончание.



- У себя на столах вы видите карточки с заданием. Каждый самостоятельно выполняет задание, после того как вы выполните мы с вами его проверим.


  1. Подчеркните двумя чертами глаголы, сверху подпишите в каком числе они стоят.

    Вьюга, метель, трещат, тишина, сторожит, тропинка, появились, бегает, стоит, рисуют, зеленеют, говорим, смех, играет.

  2. От данных слов образуйте единственное и множественное число глаголов.

    Жужжать, падать, загорать. Бросать, квакать, сиять.

- А теперь посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание.



- Сейчас выполняем упражнение 130 на странице 75 вашего учебника.










- Ребята, что такое синонимы?

- Правильно, синонимы – слова с одинаковым значением, но разным написанием.

- Давайте прочитаем первую строчку слов. Какое слово в ней лишнее? Почему?

- Давайте проверим и зададим вопросы к словам из первой строчки.

- Все верно, лишнее слово – блеск, потому что оно имя существительное.

(Аналогично вопросы задают к строчкам №2,3,4,5)

2. Письма

3. Рабочий лишние слова

4. Игра

5. Уныние

- К себе в тетради запишите группу слов под номером 2 без лишнего слова.

- Определим число глагола. Задаем к каждому слову-синониму вопрос.

-Они отвечают на вопрос «Что делают?». А это значит, что у всех синонимов во 2 строчке множественное число. Подпишите сверху над каждым словом их число.

- Какое предложение называется нераспространенным?

- Каждый в своей тетради составьте с любым из выделенных слов нераспространенное предложение и подчеркните в нем главные члены предложения.

- Я составила предложение со словом «сияет»

Солнышко сияет. Давайте определим какие главные части есть в этом предложении.

Солнышко – подлежащее, выражено сущ., сияет – сказуемое, выраженное гл.


- А теперь мы сделаем упражнение 133 на 77 странице вашего учебника

- Ребята, кто мне скажет, когда употребляются слова надевают, одевают и одевается

- Запишите к себе в тетрадь предложения со словами «надевает», «одевает», «одевается».

Я составила вот такие предложения с этими словами.

Мама надевает шарф

Мама одевает Машу

Маша одевается сама

- А какие предложения получились у вас?

-Ребята, у кого есть младшие братья или сестры.

-Расскажите, пожалуйста нам всем как вы ухаживаете или помогаете им в чем-то


- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Удалось ли нам её достичь?

- Кто сегодня испытал трудности?

- Кто из вас смог преодолеть их? Что вам в этом помогло?

- А есть те, кто не смог сегодня справиться с трудностями?

- Как вы думаете почему?



-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Те ребята, кто сегодня хорошо усвоил тему урока, покажите мне 10 пальцев. Те, кто считает, что не до конца понял сегодняшнюю тему, покажите мне 5 пальцев. Ну, а те, кто сегодня не разобрался в теме, опустите обе руки.

Даю оценку детям

-Ребята, ваше домашнее задание на дом: выполнить упражнение под номером 134 на странице 77 вашего учебника

Приветствуют учителя










Записывают число и классная работа в тетрадях.




















- Змея



- Два слога

- Да, безударная гласная буква «е»









- Глагол- слово, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», «что делает?», «что сделает?»














- «Гуси-лебеди» А.Толстого.




Один из учеников читает предложение


- Ушли, позабыла, приказывали, посадила побежала, заигралась, загулялась.





















- Это глаголы.


- Они отличаются вопросами. В первой группе будут слова: играет, прыгает, рисует. Во второй группе будут слова: играют, прыгают, рисуют.


- Потому что у одних слов вопрос «что делает?», а у других «что делают?»


- Мы не можем это объяснить, потому что наших знаний недостаточно.



- Мы будем говорить о глаголах и их различиях.





- Мы должны научиться различать число глаголов.







- Мы узнали, что глаголы в единственном числе, если обозначают действие одного предмета, а во множественном, если обозначают действие нескольких предметов. Также узнали, что глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.







- Потому что слова из первой группы единственного числа, а слова из второй группы множественного числа.

















- Мокнуть – намокать под дождем.







- В одних предложениях употреблен глагол мокнут, потому что он обозначает действие нескольких предметов. В других используется глагол мокнет, потому что действие выполняет один предмет.

- Глаголы и существительные употреблены и в единственном, и во множественном числе.




















Выполняют физминутку






-Мы узнали, что глаголы изменяются по числам. Их форма изменяется, а смысл нет























- Единственное число








- Множественное число










- («Что делает?», «Что сделает?»,

« Что делала?», « Что сделала?»)- ед.ч.

(«Что делали?», «Что сделали?»)- мн.ч.

- Мы видим, что слово изменяется по его окончанию.




Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.





















Выполняют упражнение 133 на странице 77











- Синонимы – слова, которые имеют одинаковый смысл, но разное написание.



- Блеск – лишнее слово. Потому что оно существительное, а остальные слова глаголы.


















- Нераспространенные предложения – предложения, которые состоят только из главных членов.


























- Глагол надевают употребляют в речи, когда речь идёт о себе, надеть что-то на себя. Глагол одевают используют по отношению к кому-то, одевать кого-то.














- Мы должны были научиться различать число глаголов

Ответы детей.



















Записывают домашнее задание

Ф












ФИ












































ФИ























































ФИ

























Ф













ФИ

































































ФИ






















ФИ

































































И





























ФИ


























































































ФИ













ФИ

Презентация












Презентация












































Презентация






















































Презентация






































Презентация, учебник
























































































Учебник

































































Раздаточный материал, презентация




























Учебник,презентация


























































































Презентация

Предварительный контроль











Текущий контроль











































Текущий контроль






















































Текущий контроль
























Текущий контроль












Текущий контроль


































































Текущий контроль





















Текущий контроль

































































Самоконтроль




























Текущий контроль


























































































Текущий контроль, самоконтроль










Текущий контроль






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Автор: Катукова Екатерина Сергеевна

Дата: 24.05.2023

Номер свидетельства: 632363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка по теме: "Личные местоимения 1,2,3 лица" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-lichnyie-miestoimieniia-1-2-3-litsa"
    ["file_id"] => string(6) "110241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405755265"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Единственное и множественное число глаголов""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_iedinstviennoie_i_mnozhiestviennoie_chislo_ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "424043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1499962263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства