Оборудование: презентация; рабочие тетради, памятки по русскому языку, раздаточный материал: тесты, карточки для работы в парах, рисунки для рефлексии.
Ход урока
1. Оргмомент
Прозвенел для нас звонок
Начинать пора урок.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
- Начинаем урок русского языка.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
2. Введение в тему
Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.
Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг...
Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные "цветы". Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!
- Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?
(часто повторяется слово птицы)
- Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)
Какими местоимениями? (личными)
Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
1. Закреплять знания о местоимении
2. Учиться распознавать местоимения в тексте.
3. Правильно употреблять местоимения в речи.
А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица
В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.
3. Минутка чистописания
Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.
Физминутка для пальчиков
1.Работа с су-джоком (разомнём ладошки)
2. Цепочка (собираем правой рукой, разбираем левой) по рисунку
Вспомним правила при письме.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1 задание: "Расшифровка"
- Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.
(запись учениками букв на доске)
15 6 18 10 30 19 4
н е р и ь с г
2 задание: "Собери слово"
- Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).
(проверка: инт. доска)
- Ребята, что вы знаете о снегирях?
Выставка творческих работ.
3 задание: "Построй предложение"
- Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.
4 задание: "Разбор предложения по членам предложения"
(проверка: выполняют на инт. доске)
4. Актуализация знаний.
Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.
- Что такое текст?
(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири веселоскакали с ветки на ветку).
- Скажите, из скольки предложений состоит данный текст?
- Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)
(Нужно слово снегири заменить местоимением они).
- Что такое местоимение?
- На какие вопросы отвечают местоимения?
- Какие вы знаете местоимения?
- Как они называются? (личные)
- Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)
- Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
Работа с веером «Местоимения»
- Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.
- Назовите местоимение, которое говорит о себе (я).
- Назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)
- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)
- К нескольким лицам? (вы)
- А к кому мы ещё обращаемся на Вы?
- Как мы будем писать данное обращение?
- Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо.
5. Физминутка
Чтобы приступить к следующему заданию, нужно немного отдохнуть.
6. Закрепление знаний
1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.
Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.
(проверка: инт. доска)
2) - Давайте вспомним, как изменяются личные местоимения?
- Посмотрите на экран
Я пою, мы поём
(по числам)
Работа в парах
- Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа.
Мы читаем книгу.
Я играю с братом.
Ты пойдёшь в кино?
Он живёт в деревне.
Они улетят на юг.
Оно ярко светит.
(проверка на инт. доске)
3) - Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?
(изменяются по родам)
- Следующее задание: на экране появляется картинка с изображением птицы, вы записываете её название, через тире записываете местоимение, каким его можно заменить, определяете род, подписываете сверху.
Названия каких птиц мы записали? (зимующих).
Гимнастика для глаз
-Сосчитайте поскорей, сколько к нам прилетело зимующих гостей!
- Давайте поиграем.
Игра "Четвёртый лишний"
Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.
Игра «Четвёртый лишний»
(вычеркни лишнее слово,
объясни свой выбор)
снежный, он, морозный, хрупкий
она, вы, мел, он, ты, оно
ел, дал, вы, выл, пил
сом, ёж, сок, я, лук, дом, жир
(проверка – жетон!)
5. Проверка знаний
- А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.
Выполните тест на листочке.
ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
3. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
4. Местоимение бывает:
а) единственного и множественного числа;
б) только единственного числа;
в) только множественного числа;
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 2 лица единственного числа;
в) 3 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста.
- Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.
6. Итог урока
Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.
7. Рефлексия
Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?
У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.
- Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.
- Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.
- Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Личные местоимения 1,2,3 лица" »
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VII вида
Урок русского языка
в 4 классе
«Личные местоимения
1, 2, 3 лица»
Разработала: Бычкова Лариса Васильевна -
учитель начальных классов
Березники, 2014 г.
Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи: - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о
Оборудование: презентация; рабочие тетради, памятки по русскому языку, раздаточный материал: тесты, карточки для работы в парах, рисунки для рефлексии.
Ход урока
1. Оргмомент
Прозвенел для нас звонок
Начинать пора урок.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
- Начинаем урок русского языка.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
2. Введение в тему
Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.
Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг...
Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные "цветы". Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!
- Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?
(часто повторяется слово птицы)
- Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)
Какими местоимениями? (личными)
Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
1. Закреплять знания о местоимении
2. Учиться распознавать местоимения в тексте.
3. Правильно употреблять местоимения в речи.
А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица
В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.
3. Минутка чистописания
Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.
Физминутка для пальчиков
1.Работа с су-джоком (разомнём ладошки)
2. Цепочка (собираем правой рукой, разбираем левой) по рисунку
Вспомним правила при письме.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1 задание: "Расшифровка"
- Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.
(запись учениками букв на доске)
15 6 18 10 30 19 4
н е р и ь с г
2 задание: "Собери слово"
- Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).
(проверка: инт. доска)
- Ребята, что вы знаете о снегирях?
Выставка творческих работ.
3 задание: "Построй предложение"
- Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.
4 задание: "Разбор предложения по членам предложения"
(проверка: выполняют на инт. доске)
4. Актуализация знаний.
Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.
- Что такое текст?
(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири веселоскакали с ветки на ветку).
- Скажите, из скольки предложений состоит данный текст?
- Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)
(Нужно слово снегири заменить местоимением они).
- Что такое местоимение?
- На какие вопросы отвечают местоимения?
- Какие вы знаете местоимения?
- Как они называются? (личные)
- Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)
- Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
Работа с веером «Местоимения»
- Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.
- Назовите местоимение, которое говорит о себе (я).
- Назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)
- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)
- К нескольким лицам? (вы)
- А к кому мы ещё обращаемся на Вы?
- Как мы будем писать данное обращение?
- Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо.
5. Физминутка
Чтобы приступить к следующему заданию, нужно немного отдохнуть.
6. Закрепление знаний
1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.
Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.
(проверка: инт. доска)
2) - Давайте вспомним, как изменяются личные местоимения?
- Посмотрите на экран
Я пою, мы поём
(по числам)
Работа в парах
- Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа.
Мы читаем книгу.
Я играю с братом.
Ты пойдёшь в кино?
Он живёт в деревне.
Они улетят на юг.
Оно ярко светит.
(проверка на инт. доске)
3) - Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?
(изменяются по родам)
- Следующее задание: на экране появляется картинка с изображением птицы, вы записываете её название, через тире записываете местоимение, каким его можно заменить, определяете род, подписываете сверху.
Названия каких птиц мы записали? (зимующих).
Гимнастика для глаз
-Сосчитайте поскорей, сколько к нам прилетело зимующих гостей!
- Давайте поиграем.
Игра "Четвёртый лишний"
Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.
Игра «Четвёртый лишний»
(вычеркни лишнее слово,
объясни свой выбор)
снежный, он, морозный, хрупкий
она, вы, мел, он, ты, оно
ел, дал, вы, выл, пил
сом, ёж, сок, я, лук, дом, жир
(проверка – жетон!)
5. Проверка знаний
- А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.
Выполните тест на листочке.
ТЕСТ ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение: а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
3. Местоимение: а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
4. Местоимение бывает:
а) единственного и множественного числа;
б) только единственного числа;
в) только множественного числа;
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 2 лица единственного числа;
в) 3 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста.
- Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.
6. Итог урока
Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.
7. Рефлексия
Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?
У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.
- Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.
- Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.
- Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.