Конспект урока по русскому языку. "Текст. Что такое текст."
Конспект урока по русскому языку. "Текст. Что такое текст."
Данный конспект пожет учителю достичь поставленную цель. Например, познакомить учащихся с понятием "текст", сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей. Развить речь, обогатить словарный запас школьников; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. "Текст. Что такое текст."»
Тема урока: "Что такое текст?"
(Раздел "Текст")
Класс- 3
Учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -М.: Просвещение, 2013. С. 12-14.
Рабочая программа соответствует УМК «Школа России» / З.Д. Назарова, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Всего часов на изучение темы – 2 ч.
1)Текст как единица языка и речи.Повторение и уточнение представлений о тексте. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение - настоящий конспект.
2)Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Тип урока: урок повторения с элементами усложнения. Постановка учебной задачи.
Приемы: слово учителя, беседа, пересказ правила учащимися, выполнение упражнений разных типов, решение проблемной задачи, творческие задания.
Цели урока:
образовательная познавательная- познакомить учащихся с понятием "текст", сравнить ранее толкование этого слова и новое толкование, какую роль играет в жизни людей;
образовательная практическая- систематизировать знания учащихся о тексте; производить работу с текстом;
развивающая- развитие речи, обогащение словарного запаса школьников, понимание выразительных средств языка; формировать умение и доказывать, что это текст; определять тему; главную мысль текста; озаглавливать; формирование опыта работы с учебником, навыком самостоятельной и групповой работы.
воспитательная- воспитывать любовь у русскому языку, его многообразным формам, чуткое отношение к языковым фактам.
Оборудование: интерактивная доска, плакат (что такое текст, основные элементы текста), карточки с заданием, компьютер.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Учитель:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Здравствуйте, ребята!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий, открытий, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка.
А перед нашей работой мы с вами разомнем наши пальчики.
Давайте приготовим их для работы, помассируем:
Здравствуй, пальчик – дедушка,
Здравствуй, пальчик – бабушка,
Здравствуй, пальчик – папа,
Здравствуй, пальчик – мама,
Здравствуй, пальчик – Я.
Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
Учитель: Руки для письма готовы. Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.
Стала снежинка
Буквою Ж.
Солнце её не растопит уже!
Ученики: Буква Ж.
Учитель: Совершенно верно. Записываем число, классная работа в рабочих тетрадях. Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Учитель: Давайте запишем слово, которое мы желаем друг другу каждое утро. (слайд 2).
Ученики: здорόвье
Учитель: Какие «опасные» места вам встретились в этом слове?
Ученик: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением и разделительный мягкий знак.
Учитель: Какие умения вы применяли, решая сейчас задачи письма?
Ученики: Умение работать над орфограммой.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Учитель: А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ученики: Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов.
Можно употреблять в пищу витамины с огорода и сада.
Учитель: Что вы использовали при ответе на вопрос?
Ученики: Предложения.
Учитель:Что можно составить из предложений?
Ученики: Текст.
Учитель: Верно. Без текста наша речь была бы обрывиста и несуразна.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Учитель: Ребята, с текстом мы уже с вами встречались во 2-ом классе. Что такое текст? Попытайтесь вспомнить и дать определение.
Ученик: Текст – это два и более предложений, связанных одной темой.
Учитель: Правильно. Как вы думаете это полное толкование слова "текст"?
Ученики: Думаем, что нет.
Учитель: Конечно. А теперь давайте обратимся к нашему учебнику. Откроем стр. 12 и прочитаем рубрику "Вспомните".
Ученик: читает определение понятия "текст".
Учитель: Давайте назовем главные элементы (особенности) текста.
Ученик: Общая тема, предложения связаны по смыслу, есть тема, главная мысль и его можно озаглавить.
Учитель: Молодец. Правильно ответил на вопрос.
ЭТАП ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
Учитель: Ребята, кажется, что вы уже все знаете о тесте. Тогда зачем же нам снова возвращаться к этой теме?
Ученики: Чтобы дать более глубокое представление о тексте, видеть в нем все элементы.
Учитель: Действительно, с этими особенностями мы будем работать. Сформулировать тему урока и его цель вы можете уже самостоятельно.
Ученик: Тема урока - "Текст". Цель урока - видеть смысловую связь предложений в тексте, законченность, тему, основную мысль.
ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ
I аспект темы
Учитель: Давайте снова обратимся к нашему доброму учебнику. Откроем стр. 12 упр. 11. Прочитайте задание.
Ученик: читает задание, далее читает вслух текст.
Учитель: Прочитайте вопросы под заданием.
Ученик: читает 1-ый вопрос.
Учитель: Докажите, что это текст.
Ученики: Это высказывание, в котором два и больше предложений, есть общая тема, связаны по смыслу, есть тема и главная мысль, можно озаглавить.
Учитель: Совершенно верно. Определите тему текста.
Ученик: Текст о соловье.
Учитель: Какова главная мысль текста?
Ученик: Главная мысль текста - это голос соловья, что ему не было равных.
Учитель: Какие вы смышленые все. Справляетесь с вопросами на раз, два. Постарайтесь озаглавить текст.
Ученики: предлагают свои варианты.
II аспект темы
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь я прочитаю вам статью об этапах построения текста. (начало, середина и конец)
Ученики: слушают статью.
Учитель: А теперь перескажите мне, что я вам прочитала.
Ученики: пересказывают.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям физкульт-привет!
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Учитель: Давайте потренируемся. Вернемся к упр. 11, с которым мы работали ранее. Напишем в тетради заголовок текста, который больше всего понравился. Спишем текст, по цепочке диктуя слова, объясняя ошибкоопасные слова, подчеркивая их написание. И в конце работы по линеечке подчеркните прилагательные.
Ученики: диктуют по цепочке слова.
Учитель: Посмотрите на доску. Прочитайте.
Ученики: читают.
Учитель: Что вы видите перед собой?
Ученики: Текст.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученики: называют основные признаки текста.
Учитель: Как можно озаглавить текст?
Ученики: Осень.
Учитель: Какова основная мысль текста?
Ученики: высказывают свои предположения. (осенью созрел урожай)
эТАП ПЕРВИЧНОГО КОНТРОЛЯ
Учитель: Перед вами на партах лежат листочки. Внимательно просмотрите, что в них написано. Вам нужно собрать последовательно предложения, так , чтобы получился текст. Возле каждого предложения ставьте цифры. 3 минуты на выполнение задания и будем совместно проверять. Что нужно помнить, чтобы выполнить задание?
Ученики: Особенности текста.
Учитель: проверяем, выполненное задание, анализируем и исправляем ошибки.
ЭТАП ОБЪЯСНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учитель: Теперь мы с вами знаем о тексте практически все. на основе полученных знаний выполните упр. 12 в учебнике на стр. 12-13. Делаем по образцу, как упр. 11.
Ученики смотрят образец и задают вопросы, где непонятно.
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Учитель: Обобщите все проделанное на уроке, укажите, чему научил урок.
Ученик: Сегодня мы вспомнили, что такое текст, дали ему определение. На уроке говорили о том, какие особенности имеет текст. Еще узнали из каких частей состоит текст.
Игра «Да-нет»( да-зеленый кружок, нет –красный) СЛАЙД 9
1.Текст состоит из одного предложения - НЕТ
2. Текст состоит из нескольких любых предложений - НЕТ
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу - ДА
4. Текст обязательно имеет заголовок - НЕТ
5. Текст не всегда имеет заголовок - ДА
6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму - НЕТ
7. Текст может быть не большим по объёму - ДА
8. Текст всегда состоит из одной части - НЕТ
10. ЭТАП ОЦЕНИВАНИЯ И КОММЕНТИРОВАНИЯ ОЦЕНОК (РЕФЛЕКСИЯ)
Учитель: Ребята, постарайтесь охарактеризовать вашу работу на сегодняшнем уроке.
Ученик: Мы работали с интересом, и почти всегда ответы были верными, но Миша часто отвлекался и отвечал неверно.
Учитель: Сегодня за работу на уроке получили оценки:
11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Учитель:
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Итак, урок окончен. Спасибо всем за работу, дорогие детишки!
Пожалуйста, аккуратно отложите в сторону ваши учебники русского языка и тетради, приготовьте учебники и тетради для следующего урока - литературное чтение. Приведите в порядок своё рабочее место и не спеша выходите из кабинета на перемену.