Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по 2 классе "Что такое текст рассуждение"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.
Конспект урока
Категория: начальные классы
Номинация: русский язык
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Автор работы
Черных Наталья Виктровна
учитель начальных классов
г. Алапаевск
2024
Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 2 – М.: «Просвещение», 2013
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
Образовательные
познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой;
формировать умение узнавать тип текста.
Развивающие
развивать умение грамотно строить высказывания в устной и письменной форме;
продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
Воспитывающие
воспитывать интерес к изучаемому предмету, желание беречь и защищать окружающую природу.
Планируемые результаты:
Предметные
учащиеся узнают об отличительных особенностях текста – рассуждения, научатся узнавать тип текста.
Личностные продолжать формирование
положительного отношения к изучаемому предмету;
адекватному пониманию причин своих успехов или неудач;
позитивного отношения к окружающему миру, природе.
Регулятивные: учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет;
контролировать свой результат, корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
Познавательные общеучебные: учащиеся будут учиться
выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
читать задание и понимать, извлекать нужную информацию.
Познавательные логические: у учащихся будут формироваться навыки
владения операциями анализа, синтеза, обобщения;
умения выбирать основания для сравнения и классификации.
Коммуникативные: у учащихся будут формироваться умения
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: учебник, карточки – подсказки для групповой работы, листочки с текстами, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Начинаем мы урок -
И пойдёт он всем нам впрок.
Мы за партой не лежим,
Очень ровненько сидим.
И на парте, и в тетрадках
Всё всегда у нас в порядке.
- Какой у нас урок? (Русский язык)
- Чему мы учимся на уроках русского языка? (Учим правила, чтобы грамотно писать, составляем и записываем предложения и тексты, узнаём значение новых слов и т.д.)
- Все секреты русского языка мы уже узнали? (Нет)
- Хотите узнать, что будет сегодня на уроке? (Да)
- А сможете выполнить все задания? (Да)
- Тогда начинаем работать!
Актуализация и пробное учебное действие
Каллиграфическая минутка.
Нн Нн Нн Нн ня не ни ен
- Что можете рассказать про букву? (Буква «эн» обозначает звонкие мягкие или твёрдые согласные звуки. Пары по глухости буква не имеет)
Упражнение для пальчиков:
Пальцы делают зарядку.
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют два раза.)
- Записать буквы и соединения букв.
2. Актуализация.
На доске записаны слова:
на он над
- Прочитайте. Что написано? (Слова)
- Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово «он», потому что слова «на» и «над» - предлоги, а «он» - местоимение).
- Составьте по картинке предложение, используя любой из предлогов. (Птичка свила гнездо на дереве)
- Записать предложение, найти грамматическую основу предложения.
- Прочитать вопросы и устно дать на них полные ответы.
Вопросы:
Для чего птицы строят гнёзда? (Птицы строят гнёзда для того, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов)
Почему птицы часто строят гнёзда на деревьях? (Птицы строят гнёзда на деревьях, чтобы хищникам было труднее добраться до птенцов)
- Что мы сейчас пытались сделать с помощью своих ответов? (Мы отвечали на вопросы, давали объяснения)
- Правильно, давали объяснения, то есть рассуждали.
- Вспомните, как называется такое высказывание? (Рассуждение)
- Из скольких частей состоит рассуждение (Из двух: первая часть – это то, что объясняется, вторая – само объяснение).
- Что делать, если нам не достаточно одного предложения, чтобы высказать свои мысли? (Мы составляем текст)
- Что такое текст? (Группа предложений связанных по смыслу и записанных в определённом порядке)
- Что такое тема текста? (О ком или о чём говорится в тексте)
- Что такое главная мысль текста? (То, что говорится в тексте о предмете)
- Какие типы текста мы знаем? (Текст – описание и текст – повествование)
- В чём особенность каждого типа текста? (Отвечают на разные вопросы, отличаются структурой)
- Как вы думаете. Мы уже всё знаем про тексты? (Наверное, нет)
- Тема нашего урока сегодня - текст (Зафиксировать на доске). Давайте выполним пробное задание и узнаем, чему будем учиться на уроке.
3. Пробное действие. Работа в группах.
На парте лежат карточки со структурными особенностями разного типа тестов (описания и повествования) и три листочка с текстами.
Задание на доске:
Прочитать каждый текст, доказать, что это текст.
Назвать тему и главную мысль текста.
Определить тип текста, пользуясь карточками – подсказками.
У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.
У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким.
Вот какой он – заяц!
Текст №2
Зайца принято считать трусом. Даже песенка есть: «Трусишка-зайка серенький…». А труслив ли он на самом деле?
В жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослый заяц смело бросается на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы на помощь зайчонку, услыхав его крик.
Есть немало примеров, когда зайцы не убегают от врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине, и часто выходит победителем.
Бегство зайца при виде опасности – это не трусость, а приспособление к защите от врагов. Если бы они этого не делали, их давно бы уничтожили хищники.
Вот и подумайте, труслив ли заяц?
Текст №3
Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну.
Вдруг видим — посреди поляны над кустом вороны кружат, каркают. Заметили нас, в сторону отлетели. Подошли мы к кусту, раздвинули ветки, а там - заяц. Просунул я руку под ветки и вытащил зайца! Бьётся заяц, вырваться хочет, а одна ножка у него как-то странно болтается, переломана! Принёс я зайца домой. Папа забинтовал зайцу ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него срослась, он из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.
Проверка.
Какая – то из групп рассказывает, как они выполнили задание, остальные дополняют и уточняют.
Текст №1. В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки. Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?», это текст – описание.
Текс №3. Тема - про зайца, главная мысль – как мальчик вылечил зайца. Текс – повествование, так как соответствует структуре этого текста, показана последовательность событий (что происходило).
Текс №2. Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.
В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (какой заяц).
Физминутка:
Ну – ка, зайка, выходи!
Ну – ка, серый, выходи!
Зайка, попляши,
Ну – ка, серый, попляши!
Ручками похлопай,
Ножками потопай.
И немножко покружись,
Всем нам низко поклонись.
Фиксация затруднения.
- Какое задание выполняли? (Определяли тип текста)
- Как это делали, повторите последовательность действий.
- Что не смогли сделать? (Определить тип текста №2)
- Почему? (Он не подходит к тем текстам, которые мы уже умеем определять)
- Какие цели ставим сегодня на урок?
Цели урока выносятся на доску:
Узнать, как называются такие тексты
Познакомится с его особенностями
Учиться узнавать текст по его особенностям
Построение проекта выхода из затруднения.
- Как будем достигать поставленных целей? (Учащиеся высказывают свои предложения)
- Как мы определяем тип текста, что для этого мы делаем? (Читаем, стараемся понять, что нам рассказывает автор)
- Я вам предлагаю такой план для работы:
Прочитать каждый абзац, найти главную мысль каждой части текста.
Сделать вывод.
Реализация выхода из затруднения.
Проводится фронтальная работа с учащимися.
- Прочитать первый абзац. О чём? Какая главная мысль? Как это мысль сформулирована, в виде чего? (В виде вопроса)
- Когда мы задаём вопрос? (Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема)
- Что узнали из второго абзаца? (Заяц бросается на защиту зайчат)
- Что узнали из третьего абзаца? (Заяц часто вступает в схватку с хищниками)
- Что узнали из четвёртого абзаца? (Бегство зайца – это приспособление для выживания)
- Какая главная задача последнего абзаца? (Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц)
- Ну и какой вы сделали вывод. Как бы ответили на этот вопрос?
- Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус? (Автор убедил нас)
- Как автор это сделал? (Объяснил, привёл примеры)
- Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)
- Так как можно назвать такой текст?
- Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)
В процессе работы учителем заполняется (или открывается постепенно) таблица:
Текст – рассуждения (Почему?)
Номер абзаца
Главная мысль абзаца
Структура текста
1
Трус ли заяц?
Проблема (вопрос) - тезис
2
Бросается на помощь зайчатам
Доказательства, объяснения,
примеры
3
Отбивается от хищников
4
Бегство – приспособление для выживания
5
Подумай, сделай вывод
Вывод
Столбец со структурой и строка, где даётся тип текста, заполняются в последнюю очередь.
Закрепление во внешней речи.
Учебник с. 106 упр. 182.
Задания:
Прочитать
Определить тему и главную мысль
Поделить на три части
Доказать, что это текст – рассуждение
Самостоятельная работа с проверкой.
Задание на доске.
Вы все читали книжку о приключениях Незнайки и его друзей. Закончите ответы на вопросы, запишите ответы в тетрадь.
Почему Незнайку так звали?
Незнайку так звали, потому что он ……………………………………….
По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?
Ручей называли ………………………., так как по его берегам ........................
А почему город назывался Цветочным?
Город ……………………………………., ведь …………………………………
Проверка.
Подведение итогов выполнения задания, беседа:
- Что записали? (Ответы на вопросы)
- Можно ли назвать текстом? (Нет)
- В каком тексте мы можем использовать такие высказывания? (В тексте – рассуждении)
- В какой части текста? (В основной, там, где приводятся объяснения, доказательства)
- В чём особенностей таких предложений? (Они состоят из двух частей: первая – то, что объясняется, вторая – объяснение)
- Какие слова употребляются на месте соединения этих двух частей? (потому что, ведь, так как)
- Надо запомнить, как пишутся эти слова.
Рефлексия.
- Какая тема урока у нас была? (Прочитать с доски)
- Какие цели мы ставили перед собой? (Прочитать с доски)
- Выполнили ли мы всё, что намечали? (Обговорить каждую цель: да или нет)
- С помощью смайликов покажите, насколько вы сегодня довольны своей работой на уроке. (Смайлик с улыбкой – всё понял, работал хорошо, не ошибался. Смайлик серьёзный – были затруднения, есть вопросы. Смайлик грустный - было много ошибок, нужна помощь.)
Домашнее задание.
- Для чего нам домашнее задание? (Закрепить полученные знания, потренироваться)
Учебник: с. 105 правило, с. 106 упр. 181
Литература и используемые источники:
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015
ПедСовет. № 6 – 7 1996 год. Журнал для педагогов начальной школы.