I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Фронтальная. Словесный. Психологический настрой. | 1. Приветствие гостей и детей. - Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники. - Начинаем урок русского языка. 2. Проверка готовности к уроку. - Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку? 3. Эмоциональный настрой. - Ребята, на дворе зима, холодно, а в нашем классе тепло. Кому хотелось бы сейчас, чтобы засветило яркое солнышко? - Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками. - Что вы подарили соседу по парте? (радость, удачу, пятёрки, своё сердечко…) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи. | Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. |
II.Актуализация знаний. Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | Фронтальная. Индивидуальная Игровая ситуация. Практический. Письмо. Пальчиковая гимнастика. Слайд №2 Слайд №3-8 | 1.Минутка чистописания. - Откройте тетради, запишите число и классная работа. -Бб Рр Сс Пп (на доске) - Теперь заглавную и строчную буквы напишите в одну строчку, чередуя. - Какое у них соединение? -Какая буква лишняя? -Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше. - Оцените свою работу «волшебной» линеечкой (Методика Цукерман). - К приближению какого праздника готовится вся страна? - Скоро Новый год. К нам уже спешит Дед Мороз. Он так торопился, что по дороге растерял все звездочки из мешка. Эти звездочки прилетели к нам и сложились в буквы. Какое получилось слово? (Загадки) - Какая орфограмма есть в слове загадка? - Как проверить парную согласную? - Какое слово будет проверочным? - Вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы отгадаем все загадки, а отгадки запишем в тетрадь и выделим орфограммы. -Взаимопроверка. - Оцените свою работу. - А почему эти слова изучаются именно сегодня? (Удвоенная согласная ) - Молодцы, ребята, справились с заданием. | Переводят слова на родной язык. Делают гимнастику для пальчиков. В тетради записывают число и классная работа. Выполняют письмо по эталону. Осуществляют самопроверку. Оценивают свою работу с помощью «волшебной линеечки». Отвечают на вопросы учителя. | Предметные умения: вырабатывают каллиграфический подчерк. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности. |
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Фронтальная. Словесная. Беседа. Слайд№9 Слайд№10 Слайд№11 Раб. тетр. (устно) Вывод Работа с учебником Слайд№12-13 Слайд№14 | — Почему эти слова нужно писать с двумя буквами? — Закройте одну букву. Прочитайте слова. Что изменилось? (Звук звучит коротко.) - Посмотрите на эти слова, что их объединяет? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? - Посмотрите на слова: (класс, ак-куратный, пер-рон, хок-кей, антен-на,кас-са) Почему все слова разделены на 2 части? Ещё чему мы должны сегодня научиться? (Правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую) 2) Работа в паре.Работа в рабочих тетрадях. Упр. 105 Вывод: При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова одна буква остается на строке, а другая переносится. - Оцените свою работу. - Давайте проверим наши предположения. - Откройте учебники на с.117 и прочитайте тему урока. - Молодцы, справились и с этим заданием. Игра «Наряди елку» - Дед Мороз спешил к новогодней елке. А она еще не украшена. - Давайте поможем дедушке нарядить елку. Придумайте слова с удвоенными согласными, и на елке появятся стеклянные шарики. Например: суббота, аллея, сумма, дрожжи, масса, Анна. -Чтобы Дед Мороз в Новогоднюю ночь принес всем подарки, нам надо выполнить упр. 188 | Отвечают на вопрос учителя. Высказывают свои варианты формулировок темы и цели. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. | Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка; узнают слова с изученными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Познавательные: постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: ознакомление учащихся с новым материалом. 1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику (Упр. 188, с.117) 2. Физкультминутка. Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. | Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Наглядный. Чтение. Беседа. Работа со словарем Вывод Коллективная. Групповая. Слайд№ 16 Вывод | Выполните упражнение 188 на с. 117. Дифференцированная работа. Работа по учебнику. Упр. 188, с.117. (Письменно) - Прочитайте слова. - Значение, каких слов вам неизвестно? Перрон – площадка на железнодорожной станции, у которой останавливаются поезда, пассажирская платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов. Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. - Чем похожи все слова? - Произнесите каждое слово про себя. - Какой звук слышим на месте удвоенных согласных? - Долгий или короткий? - Двойная согласная, долгий звук при произношении. - Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - Данила, Тимур, Максим, Настя будете списывать слова только первой строчки (5 слов). Взаимопроверка. Вывод: Слова с удвоенными согласными надо запомнить. - Прочитайте правило. Где можно проверить написание удвоенных согласных в слове? (В словаре) - Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. Игра "Поймай слово". - Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете. Слова: Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма. Поработайте в группе. Соберите слова. Конверт№1 3. Игра “Собери слова”. Работа в группе. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами) сум шос Эм хок | кей ма се ма | - Сейчас вам предстоит поработать в группе. - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. - Проверим, что у вас получилось. -Назовите математическое слово (сумма) -Назовите спортивное слово (хоккей) - Назовите слово, связанное с дорогой (шоссе) - Назовите имя человека (Эмма) - Скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую? (Дети выходят по одному к доске и записывают слова) - Молодцы, справились с заданием. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания письменно в тетрадях. Договариваются между собой, осуществляют взаимопроверку. Читают правило. Выполняют движения. Работают в группе. Выполняют задание письменно у доски, в тетрадях. Собирают слова из слогов. | Предметные: знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные». Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Коммуникативные УУД: совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции. |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными. 2. Гимнастика для глаз. 3. Графический диктант «Плюс – минус». | Работа в парах. Слайд№17-18 Коллективная. Фронтальная. На доске | 1. Составление предложения из слов с удвоенными согласными. - Быстро промчался на волшебных санках Дед Мороз. Сразу стало холодно, полетели снежинки. Но в классе снежинки быстро тают. - Посмотрите, снежинки растаяли, а на их месте появились слова: - Инна, интересный, читает, рассказ. - Составьте из слов предложение, запишите. - Выделите орфограммы. - Проверим себя! Вывод: Удвоенные согласные встречаются в собственных. - Оцените свою работу с помощью «сигнальной карточки». Самоконтроль. 2.Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка» - Пора делать гимнастику для глаз. Если услышите слово «ночь», то закрываете глаза, если «день» - открываете, если «бабочка» - моргаете. 3. Графический диктант «Плюс – минус». - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-». Слова для графического диктанта: Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс. Проверка. Сверка с эталоном на доске: +, -, +, +, -, +. - Кто выполнил всё правильно поднимите круг. - Молодцы. Специально для вас аплодисменты. - Кто допустил 1 или 2 ошибки, квадрат - Умницы. Вам тоже аплодисменты. - У кого есть 3 и более ошибок?- треугольник. Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу? (Больше тренироваться в выполнении таких заданий) | Читают, вставляют пропущенные слова с удвоенными согласными, объясняют условия выбора написания. Сравнивают собственный опыт с представленным. Выполняют движения глазами. Выполняют задания учителя, сверяют свою работу с эталоном. | Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания; профилактика утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение работать в паре. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | - Подведём итог нашего урока. - Что узнали сегодня на уроке? (Узнали про слова с удвоенными согласными.) - Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.) Какие выводы мы сегодня сделали? - Кому понравился урок? - Чем порадовали друзей? - Что сделали для своего здоровья? (ФМ, гимнастика для глаз.) | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
VII. Домашнее задание. Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Базовый уровень – Упражнение 189, с.117. По желанию – задания на карточках. Карточка №1. Спиши, разделив слова для переноса. Русский язык, осенний дождь, новое шоссе, длинные вожжи, свежие дрожжи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |