4. Открытие нового знания. 5.Первичное закрепление. 6. Итог урока. 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 8. Рефлексия. | Учитель на доске фиксирует тему урока: Предложный падеж имен существительных -Какую цель мы поставим на урок? Учитель выставляет карточку с темой. -Давайте попробуем сформулировать задачи урока. Задачи урока (с помощью карточек с задачами формируется кластер) -научиться писать грамотно окончания сущ в …………….. -на какие вопросы отвечают имена существительные в ……….падеже -с какими предлогами употребляются имена существительные в …….падеже; -каким членом предложения являются имена существительные в ………падеже; -выделять в речи имена существительные в ……….падеже предложном падеже; -работать в парах; -слушать и слышать товарища; - договариваться друг с другом; -Не испугались таких непростых задач? -Давайте составим маршрут нашего путешествия по поиску ответов на поставленные задачи. Название падежа. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения. Употребление в речи. -Итак, отправляемся на первый островок знаний «Название падежа». Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу. -Прочитайте. Что помогло вам связать слова в словосочетания? Грелась (…) солнышке, мечтали (…) птице, говорили (…) армии, пришел (…) куртке, летать (…) сне, обвинил (…) друге. -Откройте тетради, запишите число. -Запишите словосочетания в тетрадь. -Определите падеж имен существительных, выделите окончания. -На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? -С какими предлогами употребляется предложный падеж? -Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов? -Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется? - А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном языке с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова. -Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем? Физминутка. -А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу? -Для этого вам нужно отгадать ребус. Учитель вешает портрет М.В.Ломоносова. -Предложный падеж раньше назывался местным потому, что выступал в словосочетаниях, имеющих значение, уточняющее место, но употреблялся без предлогов. Позднее, он "обзавелся" предлогами и был обозначен М.В.Ломоносовым как предложный. -Готовы дальше исследовать предложный падеж? Поиграем в «Прятки»? Дер_во прячет корни в _____.
Искры таятся в тёплой ______.
В _______зрелом спрятан дубок. В хру_кой _______ спрятан ж_лток. Слова для справок: з_мля, ск_рлу_ка, ж_лудь, з_ла. -На доске вы видите предложения. Что вы заметили? Какое задание нам нужно выполнить? -Прочитайте четверостишие и вставьте подходящие по смыслу и рифме слова для справок. -Сравните свой вариант ответа с ответом соседа. -Прочитайте вслух, что у вас получилось. -Почему стихотворение называется «Прятки»? -Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и слова. -Давайте разберем предложения по членам и определим падежи имен существительных. -Какую из поставленных на уроке задач мы можем решить сейчас? -Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже и сделайте вывод. -Давай объясним орфограммы. Учитель проводит физминутку для глаз «Цветик- семицветик». (Презентация) -Давайте прочитаем стихотворение Татьяны Рик. Достаньте его из желтых конвертов. ПРЕДЛОЖНЫЙ На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о (корона): Буду в ней сидеть (на трон). Я мечтаю о (слон), Чтоб кататься при (луна). Я мечтаю о (сережки), Я мечтаю о (сапожки). Вечерами в (полумгла) Я мечтаю об (орёл): Буду с ним летать на (воля). Буду я учиться в (школа)... Ой, мечтаю я уже ... О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! -О чем мечтает девочка? -Выпишите из текста словосочетания с именами существительными, которые вы изменили. Определите падеж. Выделите окончания. -Почему в конце стихотворения девочка мечтает о предложном падеже? -Можно ли слово «мечтаю» считать словом- «помощником»? «Чайнворды» -Запишите предложения. Подчеркните имена существительные в предложном падеже. В кафелалёна. В киносталсяков. В пальтобнаружилиголку. «Словарь ударений» -Как правильно: -Найди ответ в словаре и приготовься познакомить с информацией товарищей. -А теперь я предлагаю поиграть в игру «Да-нетка». Я вам буду называть словосочетание, а вы ставите «+», имя существительное стоит в предложном падеже и «-», если в другом падеже. Любить Родину; прочитал о воробье; подъехал к заводу; играть во дворе; служить при царе, принесли из магазина; посадить в огороде. (-, +, -, +, +, -, +.) -Оцените свою работу. -Я считаю, что все вы молодцы, и на следующих уроках у вас все обязательно получится. -Заканчивается наше путешествие. Вы многое узнали, многому научились. А теперь, сформулируйте и задайте вопросы о предложном падеже друг другу. -Давайте составим кластер по теме «Предложный падеж имени существительного». Возьмите синие конверты. Достаньте кластер. Попробуйте отобразить на нем все, что вы узнали на уроке. -Возьмите красные конверты. Сравните свой кластер с образцом. Внесите коррективы. -Вернемся к задачам урока и посмотрим, все ли задачи нам удалось решить на уроке. -Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени. 1).В стихотворении Татьяны Рик девочка мечтала о многом. Я думаю, что у каждого из нас есть о чем мечтать. Свои мечты мы обычно рассказываем Деду Морозу. Вот и вы можете составить послание Деду Морозу, в котором используете не менее 10 имен существительном в предложном падеже. Если вы правильно составите послание, то одна ваша мечта обязательно сбудется. 2).Может, кому-то будет интересно найти пословицы, загадки, фразеологизмы с именами существительными в предложном падеже. 3).Синквейн о падеже. 4).с.55 упр. 99 -Спасибо за работу. -У вас на партах «смайлик». Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя много полезного – нарисуйте улыбку на лице. А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового – изобразите на лице смайлика недовольство. -Вот «Лесенка успеха», найдите свое место на этой лесенке. Нижняя ступенька- у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька- у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька- у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. -Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы, а я хочу подарить вам памятки «Все о предложном падеже» (раздает памятки) Спасибо вам за урок! | В процессе практической работы научиться выделять в речи имена существительные в предложном падеже. Дети работают в группе, один ученик после обсуждения выполняет на доске. Дети записывают в тетради. Работа по цепочке. -О КОМ? О ЧЕМ? -ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО. -Нет. -Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов. Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух. Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке. Работают в парах. -В предложениях пропущены слова. Нужно их вставить из слов для справок. Дети читают текст самостоятельно про себя. Взаимоконтроль. Читает один ученик. -В стихотворение говорится о том, что где прячется. Дети списывают 2 предложения, определяют падежи имен существительных. Разбирают по 1 предложению, определяют падеж имен существительных. -Узнать, каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже? -В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами. Ученики объясняют орфограммы. Дети выполняют разминку для глаз, повторяя глазами движения цветика-семицветика на экране. Читают хором. Дети перечисляют. Работают по цепочке с объяснением. -Все имена существительные в тексте стоят в предложном падеже. -Да. (2 ученика работают индивидуально с чайнвордами и «Словарем ударений») Работает в тетради. Работает у доски. После выполнения задания ученик знакомит с информацией «Говори правильно!» Ставят в тетради «+» или «-». Взаимопроверка. 1 ученик читает ответы. Работа оценивается смайликом. Задается вопрос, правильно ответивший на него - задает следующий. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Личностные: Применять правила делового сотрудничества. 1.Общеучебные Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 2.Логические Анализ объектов. Сравнение объектов. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные Планирование. Личностные Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация. Познавательные Общеучебные Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания. Смысловое чтение. Логические Анализ объектов. Синтез объектов. Сравнение объектов. Классификация объектов. Коммуникативные Постановка вопросов. Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка). Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные Планирование. Коррекция. Волевая саморегуляция. Регулятивные: Рефлексия способности организовать творческую работу. Личностные: Способность взаимодействия с людьми. Познавательные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Регулятивные: Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Формирование контрольно-оценочной деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: Рефлексия. |