Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Прозвенел звонок. Мы снова на уроке русского языка. Кто может сказать, зачем мы изучаем русский язык? Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова, И напевна, и стройна, Музыкой звучит она, Если грамотна она! – Быть грамотными учимся мы на уроках русского языка! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Напишите фразеологизм и объясните его смысл. На доске: ушки на макушке | Выполняют письмо по образцу | Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и букво-сочетаний | Правильное напи- сание |
III. Орфогра- фическая разминка | Коллективная. Словесный. Чтение. Практический. | – Для того, чтобы урок прошел не зря, предлагаю вам всем сегодня держать ушки на макушке. Прочитайте текст (упр. 130 учеб- | Выразительно читают текст. Каждый выбирает себе слово для орфографическо- | Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор. | Письменный орфографический разбор |
| Письмо, орфо-графический разбор | ника) и выберите любое слово для орфографического разбора. | го разбора и выпол-няет разбор | Р – учитывают правило в контроле способа решения | выбранных слов |
IV. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Найдите в тексте однокоренные слова (осиновый – осинник – осинки – осины – подосиновики). Чем вы руководствовались? Что такое однокоренные слова? – Что такое корень? – Поясните определение корня на примере выписанных вами слов | Находят в тексте однокоренные слова, аргументируют свой выбор, формулируют определение однокоренных слов и корня слова. Находят в тексте иллюстрации сказанного | П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громко- речевой форме | Беседа по вопросам, развернутый монологический ответ |
V. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Итак, общие представление о корне и однокоренных словах вы уже имеете. Но пусть ваши ушки остаются на макушке, потому что вам предстоит поближе познакомиться с этими понятиями. Посмотрите на перечень целей на с. 73 учебника и выберите из них те, которые, на ваш взгляд, соответствуют сегодняшнему уроку | Из предложенного перечня учебных задач выбирают те, которые соответствуют теме текущего урока, объясняют свой выбор. | П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по само-стоятельно выделенным основаниям. Р – планируют свои действия для решения задачи | Устные развернутые монологические ответы |
VI. Усвоение новых знаний и способов | Фронтальная. Словесный, практический. | – Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам | Изучают схемы, предложенные на форзаце; делают | П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест- | Устные ответы, правильное |
действий. 1. Общее знакомство со зна-чимыми частями слов (работа с форзацем учебника, упр. 131) | Чтение, беседа, письмо | говорит? – Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом? Почему? – По какому признаку слова на форзаце объединены в группы? – Найдите однокоренные слова в упражнении 131. Выпишите их, выделите корень | выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом в которых выделен корень. Выполняют предложенное упражнение учебника. | венных и несущественных признаков; осуществляют подведение фактов языка под понятие. Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности. Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу | выполнение упражнения |
2. Уточнение представлений об однокоренных словах. (Учебник, упр. 132) | Групповая. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте в учебнике (с. 74) определение однокоренных слов. Назовите два главных признака однокоренных слов. – Используйте эти знания при выполнении упр. 132 | Читают определение, выделяют основные признаки однокоренных слов; выполняют упраж- нение учебника | П – воспринимают смысл читаемых текстов. Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их. Р – учитывают правило в планировании способа решения | Устные ответы (правильная формулировка правила, верно вы- деленные признаки однокоренных слов), правильное выполнение упражнения |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
3. Уточнение представлений о понятии «корень». (Учебник, упр. 132) | Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте в ученике опреде- ление корня слова (стр. 74) и инструкцию «Как найти в слове корень?» (с. 75). – Почему корень – главная значимая часть слова? Объясните смысл слов «главная» и «зна- чимая». – Выполните упр. 133 (каждому ряду предлагается работа с одним корнем) | Знакомятся с теоретическими материалами в учебнике, объясняют главные слова в определении корня, выполняют упражнение | Пр. – знают определение корня и умеют находить его в слове. П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их. Р – выполняют действия по намеченному плану и инструкциям, содержащимся в учебнике | Устные ответы (правильная формулировка правила, верное объяснение слов «главная» и «значимая» в определении корня), правильное выполнение упражнения |
VII. Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный. Письмо | Объясняет задание. Комментирует его выполнение. – Определите, к каким частям речи относятся слова, выписанные | Выполняют упраж- нение, определяют морфологическую принадлежность | Пр. – умеют находить однокоренные слова, знают изученные части речи. | Письменное выполнение задания, устные |
1. Работа по учебнику (упр. 135). Словарно-орфо-графическая работа: слово с непроверяемым написанием «столица» | | вами. Какой вывод можно сделать? (Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.) | найденных слов | П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – учитывают правило в планировании способа решения | ответы с элементами рассуж-дения |
2. Работа по учебнику (упр. 134) | Парная. Словесный, практический. Чтение, письмо | Объясняет задание. Комментирует его выполнение | Выполняют упражнение, проверяют работы друг у друга | К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Письменное выполнение задания |
3. Выполнение упражнения в рабочей тетради (упр. 98) | Индивидуальный, практический, письмо | Объясняет задание. Комментирует его выполнение | Выполняют упражнение, представляют результаты выполненной работы | П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков | Письменное выполнение задания |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что же такое корень слова и какие слова в его определении самые важные? («Главная», «значимая».) – Какие основные признаки однокоренных слов? – Закончите предложения. | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
| | • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | | | |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 98) | Фронтальная. Словесный. Чтение | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правильная запись домашнего задания |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Напишите пословицу и объяс-ните ее смысл. На доске: Учиться никогда не поздно | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают калиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Парная. Словесный. Чтение | Организует взаимопроверку домашнего задания | Произносят друг для друга скороговорку. Сверяют выписанные слова и обозначенные корни | Р – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера | Упраж- нение |
IV. Создание проблемной ситуации. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Внимательно посмотрите на ряд слов: дружок, друг, друзья. Выделите в них корни. Почему | Анализируют слова, предложенные для наблюдения; выде- | Пр. – знают о таком явлении, как чередование согласных в корнях слов. | Беседа по вопросам |
Постановка учебной задачи | | корни отличаются? (Вспомните о единообразном написании.) – С каким явлением вы столкнулись? (Чередование.) – Какова же цель работы? | ляют корни и обнаруживают, что в них происходит чередо-вание согласных. Высказывают пред-положения о целях работы на уроке | П – осуществляют анализ, сравнение языкового материла по заданным крите- риям. Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; учитывают правило в планировании способа решения | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа по учебнику (упр. 136, 137) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Что же такое чередование звуков? Загляните на страничку для любознательных (учебник, с. 76). – Выполните упражнения. Объясняет задание. Комментирует его выполнение | По вариантам находят в словарике и выписывают слова с чередованием (упр. 137). Подбирают однокоренные слова с чередованием по образцу. Упр. 136 выполняют по словарю самостоятельно по вариантам: 1-й – [к]–[ч]; 2-й – [г]–[ж]. Упр. 137 – комментированное письмо | Пр. – знают о явлении чередования в корне, подбирают однокоренные слова с чередованием. П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. Р – выполняют действия по намеченному плану и по инструкциям | Беседа по вопросам, правильное выполнение письменных упражнений в тетради |
2. Орфоэпическая минутка. | Коллективная. Словесный, | – Объясните значение слова «творог». | Объясняют лексическое значение слова, | Пр. – знают о нормах произношения изучаемых | Правильное произ- |
Нормы ударения в слове «творог» | проблемный. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте слово, соблюдая нормы ударения. («Тво́рог», но допускается и «творо́г».) | знакомятся с нормами произношения слова, составляют словосочетания (предложения) с данным словом и произносят их с соблюдением нормы ударения | слов, употребляют слова в речи с соблюдением орфоэпических норм. П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. К – применяют приобретенные знания в практике свободного общения | ношение (с соблюдением норм ударения) изучаемого слова |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили, поклевали, Быстро-быстро побежали | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
3. Выполнение упражнений в рабочей тет- ради (упр. 102) | Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте задание к упражне- нию 102. Здесь тоже идет речь о чередовании звуков: каких? (Гласных.) Подберите однокоренные слова и обозначьте корни | Наблюдают за язы- ковым материалом предложенного упражнения; делают вывод о возможности чередования в корнях не только согласных, но и гласных, подбирают однокоренные слова, выделяют корни | Пр. – знают о чередовании гласных в корне. П – осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза. Р – выполняют учебные действия в материализо-ванной форме | Правильное выполнение письменного упраж- нения |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Лексическая работа | Фронтальная. Словесный. Письмо | По узкой тропинке Гусиным шажком Гусиное войско Шагает гуськом. – О чем говорится в тексте? – Как автор назвал семейку? – Почему именно «войско»? – Как шагает эта семейка? – Что значит шагать гуськом? – Найдите знакомые вам орфо-граммы. Объясните их. – Укажите однокоренные слова, выделите корень. – Подготовьтесь писать текст по памяти | Слушают текст, отвечают на вопросы учителя; пишут текст по памяти; находят изученные орфограммы, обозначают их; подчеркивают однокоренные слова | Пр. – знают признаки изученных орфограмм; умеют выделять корень слова, находят однокоренные слова. П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов; передают устно и письменно содержание текста. Р – выполняют действия по намеченному плану. К – участвуют в диалоге, общей беседе | Ответы на вопросы (устные), запись текста по памяти, орфографический разбор |
2. Тест | Индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Выполнение тестового задания | См. Приложение | Выбирают правильные варианты ответов | Пр. – знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов. Р – оценивают свои достижения, определяют трудности | Тестовые задания |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения. • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание | Фронтальная. Словесный. Чтение | – Выпишите из словаря (учебник, с. 149) три группы однокоренных слов. Выделите в них корень. Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения | Слушают учителя, делают записи | Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания | Правильная запись домашнего задания |
1. Что такое корень слова:
2. Почему корень – главная часть слова:
а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?
3. Однокоренные слова – это:
а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.
4. Найдите ряд однокоренных слов:
а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.