Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Определение имени прилагательного. Изменение имени прилагательного по родам и числам."»
Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Определение имени прилагательного. Изменение имени прилагательного по родам и числам.
Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья\ впрок.
Всё, что надо- не лениться
И старательно трудиться.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать, начинаем.
-Афоризмом нашего урока будут слова «Затруднение в ученье к новым знаниям ведет. Кто дорогу сам осилит, непременно их найдет!»
- Как понимаете это высказывание?
-Как можно связать эти слова с нашим уроком?
-Какова ваша задача на уроке?
-Какова моя роль на уроке?
- На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими интересными или не очень, зависит от вас.
- И так, с чего начинаем открытие новых знаний? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
- Какой большой раздел мы изучаем на уроке русского языка? (Части речи)
-Сегодня продолжим изучать этот раздел.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Сегодня на минутке красивого письма мы поупражняемся в написании букв и элементов с нижним соединением, которые нам будут встречаться в словах
ля см ол ел бл ил и запишем слова с этими соединениями.
- Запишите соединения. О чем вы должны помнить, соединяя эти буквы? (О шалашике)
Словарная работа. Орфографическая минутка.
-Отгадайте загадки и запишите отгадки:
(на доске записаны слова с пропущенными буквами. слова - отгадки закрыты листочками)
Смородина, яблоко, апельсин.
Считают, что Смородина, яблоко и апельсин - это кладовые витаминов и здоровья.
- А какой витамин содержится в этих фруктах и ягодах? (Витамин С)
- Для чего он нужен? (Для укрепления иммунитета)
- Что объединяет эти слова?
- К какой части речи относятся эти слова?
- Как изменяется имя существительное?
- Определите род и число имен существительных.
- А какие еще части речи вы знаете?
( Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение)
- Образуйте от этих слов имена прилагательные. (Дети называют)
- Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?
- Ребята, что мы повторили? Почему мы повторили об именах существительных и прилагательных?
− Что вы должны сделать дальше?
(Мы должны выполнить пробное действие.)
− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание?
(Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)
Задание на пробное действие. Работа в парах.
- Я предлагаю вам выполнить задания с соседом. Эти задания у вас на партах. У одного ученика конверт с именами существительными, а у другого с прилагательными. Найдите пары, согласуйте имена существительные с именами прилагательными. Составьте словосочетания: прил + сущ
( Не можем указать морфологические признаки имен прилагательных. Мы этого не изучали)
- С чем вы встретились? (С затруднением)
III. Выявление места и причины затруднения.
− Как отнесетесь к затруднению?
(Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)
− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.
- А в чем вы испытали затруднение? (Мы не смогли указать морфологические признаки имени прилагательного) ( Мы не знаем пока алгоритма, по которому определяются морфологические признаки прилагательных
- Что вы будете делать дальше?
(Продумаем выход из затруднения.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
(Узнать какие морфологические признаки есть у имени прилагательного и как их определять)
- Но как же с этим справиться? (Нужно составить план работы на уроке.)
- Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры - в какой последовательности, по вашему мнению, стоит рассматривать учебный материал. Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.
План.
1) Корзина понятий.
2) Составление алгоритма.
3) Решение проблемы. Упражнения.
4) Итог работы.
-Справились? Молодцы! Ставим себе плюсик.
V. Реализация построенного проекта.
- Ребята, а где вы можете узнать о новых понятиях по теме? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике, посмотреть в интернете)
-Я вам сегодня предлагаю послушать грамматическую сказку «Скромные просители» и профессора Самоварова Ивана Ивановича, сделать вывод, составить алгоритм действий.
(Прослушивание сказки «Скромные просители»)
-О каких признаках прилагательного говорится в этой сказке?
-А теперь вашему вниманию информация профессора Самоварова для составления алгоритма.
(Прослушивание фрагмента с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс»)
-Какие морфологические признаки есть у имени прилагательного? Это постоянные или переменные признаки прилагательного?
-Как их определить?
АЛГОРИТМ определения рода и числа имени существительного
1. Найдём существительное, с которым связано прилагательное;
2. Определим род и число существительного;
3. Задаём вопрос к прилагательному;
4. Определим род и число прилагательного.(У прилаг. во множ. числе род не определяется)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
− Что вы должны сделать дальше?
(Закрепить умение применять правило.)
1)-Вернемся к пробному заданию и попробуем определить род и число имени прилагательного по нашему алгоритму.
- Назовите имена прилагаельные, которые Вы услышали в этой песне.
V.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?
(Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.
-Для самостоятельной работы выберите себе задание сами, определив, какое задание по сложности вы будете выполнять: стандартное или повышенной сложности. На столах конверты разного цвета, разного содержания.
Стандартное в желтых конвертах.
Определите род и число имени прилагательного
Милая улыбка,
дневной отдых,
мирное время,
частые гости.
Задание повышенной сложности в оранжевых конвертах.
Найти в тексте прилагательные и определить род и число.
Мы любим дни морозные, катка упругий лед, ночное небо звездное и шумный Новый год!
-Проверим выполненные задания.
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
1. - Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? Какую же роль играют прилагательные в нашей речи?
-Обратимся к тексту. Послушайте его.
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
- Вам нужно вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, определить их род и число. Работаете на карточках.
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
(Проверка работ учащихся)
2) Поиграем!!!
- Еще раз закрепим алгоритм определения рода и числа имени прилагательного. Включите планшеты.
-Пока они грузятся, мы поиграем в игру:
Читаю словосочетания, а дети должны определить род имени прилагательного хлопком в ладоши.
1 ряд – женский род
2 ряд – мужской род
3 ряд – средний род.
Например: интересная книга (хлопает 1 ряд, т.к. КНИГА-ж.р.), трудное задание, русский язык, ласковое слово, активная физминутка.
-На рабочем столе найдите закаченное приложение «Русский язык», войдите, и найдите 31-ую тему. Первое упражнение. (Выполнение задания учащимися на индивидуальных планшетах)
Спасибо. У кого все получилось?
IX. Рефлексия деятельности на уроке.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?
(Подвести итог нашей работы.)
-Какой афоризм нашего урока?
- Было ли у вас затруднение на уроке?
− В чем у вас было затруднение?
− Вы открыли новое знание?
− Вы достигли поставленной цели?
− Что вам помогло открыть новое знание?
-Кого вам хотелось бы похвалить на уроке?
-Приготовьте ладошки и карандаш или ручку. Оцените себя.
-Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, то ручку поднесите к кончикам пальцев. Если у вас нет вопросов, но в самостоятельной работе допущены ошибки, то - в середину ладошки. Если вы ошиблись в самостоятельной работе и у вас остались вопросы, то ручку расположите внизу ладошки.
Домашнее задание:по выбору выполнить задание из учебника: упр.313 или 314, отрабатывая алгоритм.