kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Определение имени прилагательного. Изменение имени прилагательного по родам и числам."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в технологии деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Определение имени прилагательного. Изменение имени прилагательного по родам и числам."»

Урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Определение имени прилагательного. Изменение имени прилагательного по родам и числам.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья\ впрок.

Всё, что надо- не лениться

И старательно трудиться.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать, начинаем.

-Афоризмом нашего урока будут слова «Затруднение в ученье к новым знаниям ведет. Кто дорогу сам осилит, непременно их найдет!»

- Как понимаете это высказывание?

-Как можно связать эти слова с нашим уроком?

-Какова ваша задача на уроке?

-Какова моя роль на уроке?

- На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими интересными или не очень, зависит от вас.

- И так, с чего начинаем открытие новых знаний? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

- Какой большой раздел мы изучаем на уроке русского языка? (Части речи)

-Сегодня продолжим изучать этот раздел.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Чистописание.

-Открыли тетради. Записали число, классная работа.

- Сегодня на минутке красивого письма мы поупражняемся в написании букв и элементов с нижним соединением, которые нам будут встречаться в словах

ля см ол ел бл ил и запишем слова с этими соединениями.

- Запишите соединения. О чем вы должны помнить, соединяя эти буквы? (О шалашике)

  1. Словарная работа. Орфографическая минутка.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки:

(на доске записаны слова с пропущенными буквами. слова - отгадки закрыты листочками)

Смородина, яблоко, апельсин.

Считают, что Смородина, яблоко и апельсин - это кладовые витаминов и здоровья.

- А какой витамин содержится в этих фруктах и ягодах? (Витамин С)

- Для чего он нужен? (Для укрепления иммунитета)

- Что объединяет эти слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как изменяется имя существительное?

- Определите род и число имен существительных.

- А какие еще части речи вы знаете?

( Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение)

- Образуйте от этих слов имена прилагательные. (Дети называют)

- Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное? Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?

- Ребята, что мы повторили? Почему мы повторили об именах существительных и прилагательных?

− Что вы должны сделать дальше?

(Мы должны выполнить пробное действие.)

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание?

(Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

Задание на пробное действие. Работа в парах.

- Я предлагаю вам выполнить задания с соседом. Эти задания у вас на партах. У одного ученика конверт с именами существительными, а у другого с прилагательными. Найдите пары, согласуйте имена существительные с именами прилагательными. Составьте словосочетания: прил + сущ

( У доски с каждого ряда работают пары)

1 ряд: апельсиновое варенье апельсиновый джем апельсиновая пастила апельсиновые напитки

2 ряд: яблочное пюре, яблочный сок, яблочная запеканка, яблочные салаты

3 ряд: смородиновое печенье, смородиновый мармелад, смородиновая ватрушка, смородиновые морсы

(Проверка)

- Запишите полученные словосочетания в тетрадь.

- Что вы заметили? ( Прилагательное одинаковое, только его форма разная)

- Укажите морфологические признаки имен прилагательных.

- У кого нет ответа на этот вопрос?

- У кого есть ответ? Можете обосновать?

( Не можем указать морфологические признаки имен прилагательных. Мы этого не изучали)

- С чем вы встретились? (С затруднением)

III. Выявление места и причины затруднения.

− Как отнесетесь к затруднению?

(Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

- А в чем вы испытали затруднение? (Мы не смогли указать морфологические признаки имени прилагательного) ( Мы не знаем пока алгоритма, по которому определяются морфологические признаки прилагательных

- Что вы будете делать дальше?

(Продумаем выход из затруднения.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Узнать какие морфологические признаки есть у имени прилагательного и как их определять)

- Но как же с этим справиться? (Нужно составить план работы на уроке.)

- Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры - в какой последовательности, по вашему мнению, стоит рассматривать учебный материал. Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

План.

1) Корзина понятий.

2) Составление алгоритма.

3) Решение проблемы. Упражнения.

4) Итог работы.

-Справились? Молодцы! Ставим себе плюсик.

V. Реализация построенного проекта.

- Ребята, а где вы можете узнать о новых понятиях по теме? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике, посмотреть в интернете)

-Я вам сегодня предлагаю послушать грамматическую сказку «Скромные просители» и профессора Самоварова Ивана Ивановича, сделать вывод, составить алгоритм действий.

(Прослушивание сказки «Скромные просители»)

-О каких признаках прилагательного говорится в этой сказке?

-А теперь вашему вниманию информация профессора Самоварова для составления алгоритма.

(Прослушивание фрагмента с диска «Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс»)

-Какие морфологические признаки есть у имени прилагательного? Это постоянные или переменные признаки прилагательного?

-Как их определить?

АЛГОРИТМ определения рода и числа имени существительного

1. Найдём существительное, с которым связано прилагательное;

2. Определим род и число существительного;

3. Задаём вопрос к прилагательному;

4. Определим род и число прилагательного.(У прилаг. во множ. числе род не определяется)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

− Что вы должны сделать дальше?

(Закрепить умение применять правило.)

1)-Вернемся к пробному заданию и попробуем определить род и число имени прилагательного по нашему алгоритму.

(апельсиновое варенье, апельсиновый джем, апельсиновая пастила, апельсиновые напитки)

2)–Поупражняемся, выполнив упражнение 315 на стр.80. Работаем у доски и в тетрадях.

Эталон для самопроверки


Подробный образец

Правило

яблоко ароматное (ср.р.),

сосед замечательный (м.р),

чувство сильное (ср.р),

человек молодой (м.р.),

рабочая суббота (ж.р.).

искусство изобразительное (ср.р.)

Что? яблоко (ср.р, ед.ч.) (какое?)ароматное (ср.р.,ед.ч.)

Физминутка.

- Время для физминутки.

( Выполняют движения под музыку)

- Назовите имена прилагаельные, которые Вы услышали в этой песне.

V.Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

− Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

(Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

-Для самостоятельной работы выберите себе задание сами, определив, какое задание по сложности вы будете выполнять: стандартное или повышенной сложности. На столах конверты разного цвета, разного содержания.

Стандартное в желтых конвертах.

Определите род и число имени прилагательного

Милая улыбка,

дневной отдых,

мирное время,

частые гости.


Задание повышенной сложности в оранжевых конвертах.

Найти в тексте прилагательные и определить род и число.

Мы любим дни морозные, катка упругий лед, ночное небо звездное и шумный Новый год!


-Проверим выполненные задания.

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

1. - Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? Какую же роль играют прилагательные в нашей речи?

-Обратимся к тексту. Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

- Вам нужно вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, определить их род и число. Работаете на карточках.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

(Проверка работ учащихся)

2) Поиграем!!!

- Еще раз закрепим алгоритм определения рода и числа имени прилагательного. Включите планшеты.

-Пока они грузятся, мы поиграем в игру:

Читаю словосочетания, а дети должны определить род имени прилагательного хлопком в ладоши.

1 ряд – женский род

2 ряд – мужской род

3 ряд – средний род.

Например: интересная книга (хлопает 1 ряд, т.к. КНИГА-ж.р.), трудное задание, русский язык, ласковое слово, активная физминутка.


-На рабочем столе найдите закаченное приложение «Русский язык», войдите, и найдите 31-ую тему. Первое упражнение. (Выполнение задания учащимися на индивидуальных планшетах)

Спасибо. У кого все получилось?

IX. Рефлексия деятельности на уроке.

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

(Подвести итог нашей работы.)

-Какой афоризм нашего урока?

- Было ли у вас затруднение на уроке?

− В чем у вас было затруднение?

− Вы открыли новое знание?

− Вы достигли поставленной цели?

− Что вам помогло открыть новое знание?

-Кого вам хотелось бы похвалить на уроке?

-Приготовьте ладошки и карандаш или ручку. Оцените себя.

-Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, то ручку поднесите к кончикам пальцев. Если у вас нет вопросов, но в самостоятельной работе допущены ошибки, то - в середину ладошки. Если вы ошиблись в самостоятельной работе и у вас остались вопросы, то ручку расположите внизу ладошки.


Домашнее задание: по выбору выполнить задание из учебника: упр.313 или 314, отрабатывая алгоритм.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Чернышова Татьяна Ивановна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106879"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403105595"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Повторение знаний об имени прилагательном "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-povtorieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "190097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104930"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока 2 класс тема: "Изменение имён прилагательных по родам". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-2-klass-tiema-izmienieniie-imion-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "131820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235305"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства