kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова."»

Тема урока. Родственные слова.

Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.

Задачи урока:
- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным

Оборудование:
-Учебник. В. П. Канакина, В. П. Горецкий «Русский язык» - 2 класс
-Дополнительный материал к уроку (Карточки).
-Электронное приложение к учебнику.

-Интерактивная доска.

Ход урока

I.Организационный момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!


II.Чистописание.


п…суда, л…пата, р…бота


-Что общего у этих слов?

(Имена существительные, из словарика, ударение на втором слоге, по 3 слога, все согласные звуки – твёрдые)

-Определите буквы для чистописания.

абп, пба, абп, пба…..


-Установите очерёдность написания букв в этом ряду.

(абп- в прямом порядке, пба- в обратном)


III.Актуализация знаний.

-Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?


ПБФКТХЕШСРЧЁЩЗЦА

- (БЕРЁЗА)

- Подберите родовое понятие к слову БЕРЁЗА. (БЕРЁЗА – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка).

Берёза получила своё имя от цвета коры, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Считалось, что она имела вид белого дерева – русской берёзы.

- Найдите слово БЕРЁЗА в орфографическом словарике. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную. Какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую безударную гласную Е? (белый)


IV. Постановка цели.


-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.


V. Изучение нового.


1- Подберите родственные слова к слову БЕРЁЗА.

(берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик, берёзовый)

-Найдите общую часть данных родственных слов. ( берёз)

- Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова имеют другое название – ОДНОКОРЕННЫЕ. Корень - самая важная часть слова. В нём заключается общее лексическое значение однокоренных слов.

Слов без корня не бывает. Корень выделяется значком и в однокоренных словах пишется одинаково..


2. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?»

– Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!

«Родня ли Гусеница Гусю?»

Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.

– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?

Справка
: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. "усатенькое, волосатенькое существо".
Гусеница буквально — «покрытая усами».

Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.


3.Формирование понятия «корень». Сказка.


– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.


– А какой вывод из сказки мы можем сделать?


4. Правило. Учебник стр.61 .

5.Наблюдение над однокоренными словами.

– Упражнение 1.Прочитайте цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите корень.

1) поле, полочка, полевой, полюшко;

2) печурка, печь, печка, печать;

3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;

4) вода, водичка, водянка, водить.

– Упражнение 2. Напишите ряды слов, соблюдая последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное (проверочные) слово (слова).


Св…тлый св…т св…тает

Н…чевать н…чной н…чь

Пр…вдивый пр…вда опр…вдать


VI. Физминутка.

Я буду называть однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если услышите слово с корнем САД, встаёте.


САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.


VII. Закрепление изученного.


Лексическая работа.

-К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень. Подчеркните орфограммы.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

Муравьи живут в муравейнике.

Рыбак ловит рыбу.

Справка.

Под берёзой растут подберёзовики.

Скворцы живут в скворечнике.

Сапожник шьёт сапоги.

-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник


VIII. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

-Какие слова называют однокоренными?

-Что такое корень слова?


IX. Домашнее задание.

Индивидуальные карточки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова."

Автор: Нетруненко Валентина Ивановна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План-конспект урока русского языка "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423222077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства