kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: «Сложные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со сложными словами; формировать уме­ние находить корень в сложных словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Сложные слова»»

Конспект урока в 3 классе

Тема: Сложные слова

Цели: познакомить со сложными словами; формировать уме­ние находить корень в сложных словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Напишите однокоренные слова с корнем -цвет-.

— Что такое корень слова?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

III. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Найдите корни в словах вездеход, водопад.

— Что вы заметили? Объясните лексическое значение этих слов.

— Правильно, эти слова образованы из двух слов. А сколько корней в каждом слове? (Два.)

— Такие слова называются сложными. Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 138 (с. 77).

— Прочитайте слова.

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Сколько корней в этих словах? Почему?

— Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Лексическое значение слов:

Носорог - крупное травоядное млекопитающее с одним или двумя рогами на передней части морды. Водолаз - рабочий, занимающийся подводными работами. Ледокол - судно, оборудованное для прохода сквозь льды. Змеелов - человек, который ловит змей. Стеклорез - специальный инструмент для резки стекла. Ледоход - движение льда по течению. Вертолёт - самолёт специальной конструкции. Углевоз - морское судно для перевозки угля. Скалолаз - специалист по подъёму на скалы. Пешеход - человек, идущий пешком. Пылесос - аппарат для очистки от пыли помещений, мебели. Сталевар - рабочий по выплавке стали. Овощевод - специалист по выращиванию овощей. Камнепад - обвал камней в горах. Рыболов - человек, который ловит рыбу.

В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных  о и е. Эти слова называются сложными.

Слова образованы:

  • Носорог - нос+рог; водолаз - вода+лазить; ледокол - колоть+лёд; змеелов - змея+ловить; стеклорез - стекло+резать.

  • Ледоход - лёд+ходить; вертолёт - вертеть+лететь; углевоз - уголь+возить; скалолаз - скала+лазать; пешеход - пешком+ходить.

  • Пылесос - пыль+сосать, сталевар - сталь+варить; овощевод - овощ+разводить; камнепад - камни+падать; рыболов - рыба+ловить.

Все группы слов в алфавитном порядке:

  Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.

  Вертолёт, ледоход, пешеход, скалолаз, углевоз.

  Камнепад, овощевод, пылесос, рыболов, сталевар.


Упр. 139 (с. 78).

— Прочитайте текст.

— Найдите в тексте сложное слово. Почему автор употребил его?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограм­мами.)

– Автор придумал слово снегодождь. Поскольку словом "снегодождь" автор назвал осадки, в которых чередуются снег с дождём, то его можно считать удачным.

Объясним написание выделенных букв:

  • снегодождь - проверяем безударную гласную - снег;

  • снегодождь - соединительная гласная в сложном слове;

  • снегодождь - проверяем парную звонкую/глухую согласную - снегодождя.

Я выглянул в окно узнать, какая погода. На улице воздух был серым. С неба летели либо снежинки, либо дождевые капли. Я1 подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».

Я [й’а] - 1 слог, я буква, 2 звука.

я [й’] - звук согл., звон. непарн., мягк. непарный;

   [а] - звук гласный, ударный.


V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 140 (с. 78).

(Работа в парах. Проверка.)

— Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

Лишние слова:

  1. водитель, поскольку данное слово не связано с водой, а три остальных связаны с понятием "вода";

  2. лесовод, поскольку в нём нет корня ход и оно не связано с действием "ходить";

  3. вихрь, оно не является однокоренным по отношения к оставшимся трём словам.

1. Водопад, водовоз, водомер.

2. Луноход, скороход, снегоход.

3. Ветер, ветерок, ветромер.


VII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолёт.)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Самовар.)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед. (Пылесос.)

— Как называются слова, которые имеют два корня?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 141 (с. 78).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: «Сложные слова»

Автор: Чумакова Анастасия Алексеевна

Дата: 02.12.2024

Номер свидетельства: 660703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства