Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Сложные слова»»
Конспект урока в 3 классе
Тема: Сложные слова
Цели: познакомить со сложными словами; формировать умение находить корень в сложных словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Напишите однокоренные слова с корнем -цвет-.
— Что такое корень слова?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
III. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Найдите корни в словах вездеход, водопад.
— Что вы заметили? Объясните лексическое значение этих слов.
— Правильно, эти слова образованы из двух слов. А сколько корней в каждом слове? (Два.)
— Такие слова называются сложными. Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 138 (с. 77).
— Прочитайте слова.
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Сколько корней в этих словах? Почему?
— Какие гласные соединяют корни в сложных словах?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
Лексическое значение слов:
Носорог - крупное травоядное млекопитающее с одним или двумя рогами на передней части морды. Водолаз - рабочий, занимающийся подводными работами. Ледокол - судно, оборудованное для прохода сквозь льды. Змеелов - человек, который ловит змей. Стеклорез - специальный инструмент для резки стекла. Ледоход - движение льда по течению. Вертолёт - самолёт специальной конструкции. Углевоз - морское судно для перевозки угля. Скалолаз - специалист по подъёму на скалы. Пешеход - человек, идущий пешком. Пылесос - аппарат для очистки от пыли помещений, мебели. Сталевар - рабочий по выплавке стали. Овощевод - специалист по выращиванию овощей. Камнепад - обвал камней в горах. Рыболов - человек, который ловит рыбу.
В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных о и е. Эти слова называются сложными.
— Найдите в тексте сложное слово. Почему автор употребил его?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами.)
– Автор придумал слово снегодождь. Поскольку словом "снегодождь" автор назвал осадки, в которых чередуются снег с дождём, то его можно считать удачным.
Объясним написание выделенных букв:
снегодождь - проверяем безударную гласную - снег;
снегодождь - соединительная гласная в сложном слове;
Я выглянул в окно узнать, какая погода. На улице воздух был серым. С неба летели либо снежинки, либо дождевые капли. Я1 подумал: «Снегодождь. Опять снегодождь».
Я [й’а] - 1 слог, я буква, 2 звука.
я [й’] - звук согл., звон. непарн., мягк. непарный;
[а] - звук гласный, ударный.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 140 (с. 78).
(Работа в парах. Проверка.)
— Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.
Лишние слова:
водитель, поскольку данное слово не связано с водой, а три остальных связаны с понятием "вода";
лесовод, поскольку в нём нет корня ход и оно не связано с действием "ходить";
вихрь, оно не является однокоренным по отношения к оставшимся трём словам.