Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Роль суффиксов в речи"»
Конспект урока по русскому языку для 2 класса.
Тема: Роль суффиксов в речи.
Цели: продолжить формировать представление о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов; формировать привычки речевого этикета при использовании личных имен; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придает слову.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
2. Актуализация знаний
Словарно – орфографическая работа
- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
-Над какой темой работаем на уроках русского языка?
-С какими частями слова уже познакомились?
-Дайте определение корня, приставки и суффикса.
-Прочтите слова из домашнего задания. При помощи какого суффикса вы образовали эти слова?
-Кого называют слова? (детёнышей)
-Как вы думаете сегодня над какой темой мы будем работать?
РОЛЬ СУФФИКСОВ В РЕЧИ
-Какие задачи перед собой поставим?
-Чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
Но надо обязательно следить за тем, чтобы получались слова, которые действительно есть в языке.
4. Работа по теме урока
Послушайте сказку.
Ласковый и добрый –чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова , приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик, маленький стульчик и громкий барабанчик. Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий.
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых «ЧИК» всегда стоит в словах – буквами т, ж, д, з, с. « Как же запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен Знать Суффикс – чик!»
Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.
-Давайте запишем эти слова и выделим суффикс -чик
-А как выдумаете, есть ли ещё суффиксы при помощи которых можно из больших предметов сделать маленькие или наоборот большие и даже огромные.
5. Работа по учебнику.
Вып. Упр. 106 в учебнике.
Суффикс –ик,-ок, -чик Придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
А вот суффикс _ищ любит всё большое: котище, домище, дружище и т.д.
Конечно кроме этих суффиксов существует ещё много других . вы обязательно познакомитесь с ними в словах. И каждый суффикс нужен, т.к. выполняет очень важную работу по образованию новых слов. Суффиксы научат вам видеть характер слов. Это удивительно интересная работа, которой мы сейчас и займёмся.
Дополнительное задание. Отработка навыков.
-Образуйте с помощью суффиксов - ок- - ик - новые слова.
мост –
ветер –
зуб - ….
глаз - …
дом - ….
6. Физминутка.
- Если я назову слово, обозначающее маленький предмет, то вам нужно присесть, как будто вы маленькие. Если я назову слово, обозначающее большой предмет, то вам нужно встать и поднять руки.