Учитель: ГБОУ «Школа – интернат с. Малый Толкай»
воспитывать самостоятельность; усидчивость….
объяснение; рассказ; наблюдение; игра; упражнение; практическая работа; самостоятельная работа;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
-наблюдать; работать с информацией.
-знать и различать парные согласные по звонкости-глухости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с);
№п\п | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1. | Организационный момент - Здравствуйте, дети! Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, все ли принадлежности вы приготовили: учебник“русского языка”, тетрадь, дневник, ручка и карандаши. - Покажите мне, что вы готовы к работе на уроке. Сядьте ровно, проверьте, чтобы между партой и животом помещался кулачок. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения. | Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока. | Дети приветствуют учителя и друг друга. | Создание положительного настроя к уроку. |
2. | Минутка чистописания Разомнем наши пальчики для предстоящей работы: Снеговик Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Мы во двор пришли гулять («Идут» по столу пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками), С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.) - Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. - Посмотрите на доску и спишите в строчку парные согласные буквы, как на доске . - Не забываем следить за осанкой!! | Проводит минутку чистописания. Показывает образец написания парных согласных на доске. Следит за осанкой. | Ученики разминают пальчики перед предстоящей работой. Ученики открывают тетради, записывают в них число и классная работа. - Прописывают парные согласные . | Развитие мелкой моторики. Развитие слухового и зрительного восприятия. |
| 3. Словарно-орфографическая работа Исправь ошибки: Новогодний праздник. Зима-зимушка пришла. Снега много принесла. Собрался лесной нарот Встретить праздник Новый гот. Дружно встали в хоровот Вокрук нарядной елочки. Очень рат лесной нарот, Что приходит Новый гот. (Бадмаева Евгения) - Ребята, прочитайте и скажите, что написано на доске? (Текст.) - Докажите, что это текст? (Он состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.) - Что необычного вы в нем заметили? (В нем допущены ошибки.) - Какие ошибки были допущены? (В некоторых словах текста буквы записаны так, как мы их произносим.) - Исправьте ошибки. (Устно) - Какие еще орфограммы вы увидели? (принесла, лесной, хоровод – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.) - Как ее проверить? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударнаягласная стала ударной.) - Как вы думаете, что мы сейчас должны сделать? (Нам нужно списать текст, исправляя ошибки, подобрать и записать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы.) - Так как это орфограмма, она требует объяснения, т.е. имеет правило:звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй. Если согласный стоит в конце слова. - А если в середине? (подобрать слово- родственник, чтобы после согласного стоял гласный или буква Н, М, Р, Л – гриб - грибник) - Что общего у звуков н, м, р, л (не имеют пары по глухости - звонкости) | Читает текст, задает вопросы. Организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте. Задает вопросы, выслушивает ответы. | Обучающиеся находят ошибки в тексте и исправляют, записывая рядом в скобках проверочные слова. Дети по очереди выходят к доске и исправляют ошибки. Например (образец выполнения): - зима – в слове зима ударение падает на гласную «а» во втором слоге, безударная гласная «и» в корне слова, проверяемая ударением. Проверочное слово – зимушка. = - лесной – в слове лесной ударение падает на гласную «о» во втором слоге, безударная гласная «е» в первом слоге, проверяемая ударением. Проверочное слово – лес. - народ – в слове народ на конце слова слышим звук [т] , а пишем согласную «д», проверочное слово – народы. | Развитие зрительного и слухового внимания. Коррекция зрительных восприятий, наблюдательности, памяти. |
4. | Актуализация знаний - А сейчас сыграем в игру:“Доскажи словечко”. - Что мы видим и пишем? (буквы) – Что мы произносим и слышим? (звуки). – Звуки делятся на … и … (гласные и согласные). – Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные). – Назовите согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ). – Назовите гласные звуки (А, О, И, Е, Ё, Э, Ы, У, Ю, Я). - Согласные звуки делятся на … (звонкие и глухие) - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Продолжение изучения звонких и глухих согласных звуков.) | Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». | Обучающиеся играют в игру, отвечая на вопросы. | Повышение мотивации за счет игровой формы работы. |
| Откройте учебник русского языка на странице 30, прочитайте про себя упражнение 2. - Что нужно сделать? (прочитать, назвав слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов) УПР. 2 Свист – свистулька, свисток, свистеть. Трубка – труба, трубач, трубный. | Предлагает найти упр-е в учебнике. | Дети работают с учебником. | Развитие аналитико-синтетической деятельности. |
6. | Физкультминутка | Проводит физминутку. | Дети по видеоролику выполняют физические упражнения | Развитие общей моторики и пространственной ориентации. |
| 7. Работа по карточкам Откроем учебник на странице 24. - Прочитайте про себя правило. Прочитайте вслух. - Что вы поняли из прочитанного? (все чем вы занимались на прошлом уроке и в начале сегодняшнего- это орфограмма. Мы находили орфограмму, которая требует проверки, т.е. имеет правило) - А сейчас поработаем по карточкам. У вас на столах у каждого лежит карточка с заданием. Прочитайте, что нужно сделать? - Вспомним парные по звонкости-глухости согласные (б-п, в-ф, д-т, г-к, з-с, ш-ж) - Самостоятельно запишите упражнение в тетрадь по образцу, предложенному в карточке. И добавьте 1-2 своих примера к каждой паре. Карточка 1: Б-П: гри__ – гри__ы, стол__ - стол__ы, су__ - су__ы, укро__- укро__ы Карточка 2: В-Ф: уда_ - уда__ы, шар_ - шар__ы, остро_ - остро__а.шка _ - шка_ы. Взаимопроверка упражнения: - Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш и над каждым словом поставьте плюс, если правильно, или минус, если неправильно. - Что мы сейчас делали? (подбирали проверочные слова для проверки написания буквы на конце слова) - Место орфограммы в слове? (на конце слова) - Каким правилом вы пользовались? (изменили слово так, чтобы после согласного стоял гласный) | Предлагает задание по карточкам. Контролирует, помогает по мере необходимости Предлагает вспомнить орфограмму изученную. | Дети работают самостоятельно. Ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и выполняют взаимопроверку. | Развитие самостоятельности. |
| - Запись слов под диктовку с самопроверкой. - Я вам читаю слово, а вы записываете его и проверочное слово через черточку, подчеркиваем орфограмму, например: Дорожка – дорожечка. кнопка – кнопочка, утка – уточка, прыжки – прыжок, чашка – чашечка. Проверка по слайду, возьмите карандаш и сверху пар слов поставьте + или – - Какие еще орфограммы встретились в словах? (чк – чн – пишу без ь знака) - Место орфограммы в слове? | Читает слова. | Записывают под диктовку. | Коррекция и развитие мыслительной деятельности . |
| 9. Подведение итогов Как проверить парные звонкие и глухие согласные в конце слова? (звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!) Игра “Истина или ложь” Если высказывание истинное – хлопаем в ладоши 1 раз, ложное – хлопаем в ладоши 2 раза. - согласные бывают глухими и звонкими(истина) - согласные бывают ударными (ложь)ударные только гласные(истина) - если согласный ударный, то пишу как слышу(ложь) - чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный (истина) - согласный Л – звонкий и парный (ложь)непарный - слово столб можно проверить изменив его (истина)приведите пример | Задает вопросы. | Ученики отвечают на вопросы, приводя примеры | Развитие речи учащихся путём полных ответов на вопросы, построение связного высказывания. Повышение мотивации за счет игровой формы работы. |
| 10. Рефлексия Продолжи предложения (устно) Мне было интересно … Было трудно … Теперь я могу … | Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу. | Ученики делятся впечатлениями об уроке | Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. |