А сейчас мы пропишем первую пару в слиянии заглавных и строчных букв (В в
Ф ф).
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня к нам в гости пришёл Буратино (изображение сказочного героя прикреплено на доске), но не с пустыми руками, а с заданиями для вас. Попробуете их выполнить?
На доске записаны предложения:
Пришла осень. Птицы не поют. Они улетели в тёплые края.
- Какой общей темой объединены все эти предложения, записанные на доске? (Осень).
- Прочитайте первое предложение (спрашиваю ученика(цу). О чём говорится в этом предложении? (Об осени).
- Что говорится об осени? (Она пришла).
- Слова «осень пришла» - это основа предложения.
(Аналогично разбираются оставшиеся предложения).
- У каждого главного члена предложения есть своё название. Чтобы отгадать их название, разгадайте шифр, который представлен на доске. Первая цифра показывает номер строки, а вторая – номер столбца.
- Итак, кто догадался, какая сегодня тема урока? (ответы учеников).
- Какую задачу вы поставите себе на уроке? (находить подлежащее и сказуемое в предложении). Если не отвечают, то помогать.
- Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.
5. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с. 32. Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).
- Выполним упр. 35 с. 32. В тетради записываем Упражнение 35. Прочитайте задание (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема).
- Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят. Дети играют.)
- Обоснуйте своё мнение (Слова «птицы» и «дети» отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы, слова «летят» и «играют» отвечают на вопрос что делают? И обозначают действия предметов.
- Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льёт.)
- Докажите (Слова «ветер» и «дождь» отвечают на вопрос что? Это неодушевленные предметы, слова «дует» и «льёт» отвечают на вопрос что делает? И обозначают действия предметов.
- Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).
- Прочитайте правило на с. 32 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?
- Прочитайте правило на с. 33 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?
- Самостоятельно прочитайте последнее задание упр. 35 с. 33 (читают про себя). Как вы поняли, что нужно сделать? (Списать любое предложение, подчеркнуть одной чертой подлежащее, второй чертой сказуемое).
- Первый вариант списывает первое предложение (Ветер дует). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
- Второй вариант списывает второе предложение (Птицы летят). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
- Проверяем. Верно ли записано первое предложение и определены подлежащее и сказуемое? Верно ли записано второе предложение и определены подлежащее и сказуемое?
- Что означает выражение «банный день»? (День, когда люди моются, ходят в баню). Ребята, раньше люди не ходили каждый день мыться. Это происходило 1 раз в неделю (обычно по пятницам). И этот день назывался банным.
- Как можно озаглавить текст? (Банный день).
- Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.
- Для начала прочитаем первое предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение? Покажите пальцем в книге.
- Прочитаем второе предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение?
- Разберём первое предложение у доски (вызывается ученик (ца).
- Второе предложение вы списываете и подчеркиваете главные члены предложения самостоятельно.
Проверка (ученик с места читает).
8. Рефлексия.
- Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.
- Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.
- Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.
9. Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали о предложении? (Главные члены предложения называются подлежащим и сказуемым).
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Итак, за работу на уроке оценки получают следующие: …
- А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание на следующий урок (четверг, 2 урок).
Домашнее задание на доске: с. 34 упр. 38. Выучить правило с. 32-33.