-Прочитайте предложения с доски. Определите падеж имен существительных.(сдайд7)
Наступила весна.
Солнце светит.
- Что ты можешь сказать об этих предложениях? (Простые, нераспространенные предложения)
-Сравни имена существительные в предложении. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже).
-Какими членами они являются в предложении? (В предложении они являются подлежащими).
-Сформулируйте тему урока (Именительный падеж имен существительных).
Выступление ребенка с докладом «Почему именительный падеж так называется?»
Почему же именительный падеж так называется?
История его названия восходит к древним временам Греции и Рима.
Первыми название для него придумали греки. Римские учёные перевели эти слова на латынь. И греческое и римское одинаково значили «имя». На русский язык это слово перевели как именительный. Тот, который именует, называет начальную форму существительного. Преимуществом именительного падежа является и то, что в предложении именно он является одним из главных членов.(слайд8)
Наблюдение над особенностями существительных именительного падежа. Запись под диктовку.
Осенняя елочка.
Осенью дарят зелёной елочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Кленроняет оранжевые звёздочки. Иваосыпает елочку тонкими золотыми рыбками. На елочке появляется праздничный наряд.
- Чем интересен текст со стороны содержания и употребления слов?
(Удачно подмечены особенности формы листьев каждого дерева, поэтому и подарки получились разные. Глаголы тоже употреблены очень точно: дарит, роняет, засыпает)
- В каждом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое. (слайд9)
- В каком падеже стоит имя существительное, которое в предложении является подлежащим? (в именительном)
- Какое слово в тексте повторяется? (елочка) Выпишите, определите падеж.
Вывод: Только подлежащие будет всегда в Именительном падеже и отвечать на вопросы кто? что? У этого падежа нет предлогов.
Чтение правила стр. 57.
Прочитаем это правило в стихах (Чтение хором).(слайд10)
- Я Именительный падеж,
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем ни спутает никто.
Упражнение 144.
Закрепление.
Работа с раздаточным материалом (на столах индивидуальные карточки).
Карточка №1.(слайд11)
Найди и укажи существительные в именительном падеже.
Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.
Упало мыло в суп с лапшой.
В котле возник пузырь большой.
У норы добычи ждёт,
Притаившись серый кот.
-Самостоятельно прочитайте задание и выполните его в карточке (Один учащийся письменно выполняет это задание у доски).
2. Карточка№2 (слайд12)
Дополни предложения:
Существительное в именительном падеже отвечает на вопросы………………..
Существительное в именительном падеже является в предложении……………