I.Самоопределение к деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? (Для того, чтобы получать знания.) - А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? (Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…) -Чего вы ждете от этого урока? (Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.) - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? (С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.) Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые победы» | Познавательные УУД: Развиваем умения: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Личностные результаты: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: Развиваем умения: - принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, выполнять учебные действия в письменной и устной форме. |
I. Актуализация знаний Цель: актуализировать представление об имени существительном | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет». - В слове сердце есть непроизносимый согласный звук? - В слове обязательно должен быть суффикс? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? - Имена сущ.отвечают на вопросы кто? или что? - В слове яблоко первый звук [й]? - Слова товарищ и приятель – синонимы? - В слове пошел приставка па-? - Приставка стоит перед корнем? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Сила, праздник, красный. Лондон, написать, сосед. - Какое слово лишнее? Почему? (глагол, имя прилагательное.) - К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.) |
III. Формулирование темы и целей урока. | - Ребята, так над какой темой урока мы будем работать? А какова наша цель урока? (Учиться находить имена существительные среди других слов Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. Узнавать значение имен существительных. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.) - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи. Для этого мы будем находить имена существительные, определять все их категории. И в конце урока мы проверим свои знания, выполнив тест . – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, планировали свою деятельность.) | Регулятивные УУД: Развиваем умения: – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; - прогнозировать предстоящую работу . |
IV. Выбираем задания и тренируемся. | 1) -Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал о частях речи. (составление кластера) Служебные Самостоятельные ЧАСТИ РЕЧИ Предлоги Союзы Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Местоимение 2) Игра «Продолжи фразу». Имя существительное обозначает … Имена существительные отвечают на вопросы … и … Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос … Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос … 3)Минутка чистописания. -Зябко зайчику зимой По земле поземка, Заскользил по льду косой от лисы и волка. -Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения? -Охарактеризуйте звук [з]. Письмо: Зз зима заяц земля - Что объединяет эти слова? - Выберите «лишнее» слово. Объясните свой выбор. 4)Орфографическая минутка. З.ма Сн.жок (работа по вариантам, 2 учащихся работают у доски) хол.д в.терок сн.говик л.док - Какое правило нужно применить, чтобы выполнить задание? - Определите: одушевленные или неодушевленные имена существительные? 5)У вас на столах лежат карточки со словами. Определить, одушевленные и неодушевленные имена сущ.. Свежий пушистый снег укрыл землю. Синица, лед, снегирь, шарф, шуба. Белка приготовила на зиму орехи. «слабый ученик» «сильный ученик» (Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности? Физминутка 6) Работа в парах. У. – На ваших столах листы со стихотворением Ф. И. Тютчев Чародейкою Зимой Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Прочитайте стихотворение. Подчеркните имена существительные. Прочитайте выразительно стихотворение. Работа детей в группах, проверка выполнения. Рефлексия. - Как называют поэты зиму? (чародейка, волшебница, гостья-зима) А почему? – Замела зима поля, стало голодно птицам и зверям. Кто знает, как им выжить в это холодное время года? Ответы детей (кормушки для птиц, зверей – косуль, оленей)
7)Индивидуальная работа Давайте и мы поможем покормить леснику птиц и животных. Какое может быть задание? (Вставить буквы. Составить из слов каждой строчки предложения.) мор.зы, тр.скучие, на, ст.яли, улице. корм,Костя, вын.сил, птицам. прил.тели, к, вороны, к.рмушке, и, воробьи, синички. Самопроверка на слайде. Рефлексия. - Во втором предложении найдите грамматическую основу. –Назовите имена существительные. (морозы, улице, Костя, корм, птицам, вороны, к кормушке, воробьи, синички) - Назовите одушев,( воробьи, синички, Костя, птицам, вороны) неодуш.,(морозы, улице, корм, кормушке) (Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?
8)Самостоятельная работа по учебнику.Стр.15 упр.222. (Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности? 9)Работа в группах. Составить текст из одних существительных. (Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности? | Познавательные УУД: Развиваем умения: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты. - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Регулятивные УУД: Развиваем умения: – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Развиваем умения: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
V. Итог урока. Рефлексия. | - Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока. - Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. Уже на следующем уроке мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. – Вернёмся к цели нашего урока. Учиться находить имена существительные среди других слов Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. Удалось нам достичь поставленной цели? – Что на уроке у вас хорошо получалось? Кто заметил свои ошибки? – Кому удача сегодня улыбнулась, и они смогли успешно выполнить все задания? – Что понравилось сегодня на уроке, о чем расскажете дома? -Ребята , скажите ,кому бы хотели сегодня сказать спасибо за работу в группе? Оцените свою работу. | Личностные результаты: – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. Познавательные УУД: Развиваем умения: - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |