Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы»»
МКОУ «Кулецминская СОШ»
Конспект урока по русскому языку
«Фразеологизмы»
Класс: 3
Учитель: Ахмедова П. К.
Фразеологизмы
Цели:
- создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); - способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.
УУД:
Предметные результаты:
научатся находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи, писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, работать со словарями.
Метапредметные результаты:
овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные результаты:
смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка.
Тип урока:
Урок изучения нового.
Оборудование:
Учебник «Русский язык»: 3 класс, часть I, под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, презентация, карточки с заданиями, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент Прозвенел уже звонок, Начинается урок Прежде, чем за парты сесть, Посмотрите, всё ли есть?
II. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку: Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
- Назовите первый звук в этом слове? - Какой буквой обозначается этот звук? - Пропишите букву в.
III. Постановка проблемной ситуации.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А предложения? (из слов) - Какое значение может быть у слова? (прямое и переносное).
- Закончите предложение:
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят Водой … (не разольёшь).
- Как вы думаете, почему автор считает, что таких ребят редко можно найти на свете? (очень дружные, не ссорятся никогда).
- А какие слова это подтверждают? («водой не разольёшь»).
- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать выражение «водой не разольёшь» (фразеологизм).
- Значит, какая тема нашего урока? (фразеологизмы)
IV. Изучение нового материала.
Игра «Слова заблудились» (слайд)
- Говорят ли так? Попробуйте исправить. Запишите в тетрадь правильные сочетания.
Ползёт как рыба. Трещат, как черепаха. Молчит, как сороки.
- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? Почему? (нельзя, теряется смысл)
Слово «фразеологизм» состоит из двух частей:
«фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение», «логос» - «слово, понятие».
Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.
- Зачем же существуют в языке такие странные сочетания слов? (чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее).
V. Физкультминутка: А теперь, ребята, встали, Ручки дружно вверх подняли, Наши пальчики размяли, А потом опять их сжали. Кулачками повращали, Головою покачали
И ногами постучали. Отдохнули! Помолчали! И опять работать стали!
VI. Работа по учебнику.
1. - Откройте учебник на странице 49, найдите упражнение 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок. - Кого называют словом «тапир»? (животное, живущее в жарких странах)
- Что означает выражение «повесил нос»? (расстроился). Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами.
Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Что же поможет нам понять, что означают эти выражения? (фразеологические словари)
- Откройте словарь на странице 157-158. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.
2. Выполните упражнение 84 на странице 49 с помощью словаря.
VII. Закрепление материала. (слайд)
1. Соотнесите фразеологизм и объясните его значение.
- О ком так говорят:
Живут как кошка с собакой. Отсутствие музыкального слуха.
Медведь на ухо наступил. Бесплатно, без билета.
Как кот наплакал. Много работать, быть занятым.
Делать из мухи слона. Быть невнимательным.
Крутиться как белка в колесе. Не дружно, постоянно ссорятся.
Ворон считать. Сильно преувеличивать.
Ехать зайцем. Очень мало, почти ничего.
2. Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 87 на странице 50. Найдите устойчивые словосочетания, выпишите в тетрадь. Проверьте написанное с помощью интерактивной доски.
3. Групповая работа.
- Найдите фразеологизмы, объясните их значение (слайд).
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
- Почему же Глеб чувствовал себя неловко? (не выполнил домашнее задание)
- Что бы вы посоветовали Глебу?
4. Тест. (слайд)
- 1. О каком человеке можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
- способный
- не очень способный
У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
VIII. Итог урока.
- С каким понятием мы познакомились?
- Что такое фразеологизмы?
- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?