Раздел 7: | Окружающая среда |
Подраздел 2.1: | Ориентирование на местности |
Школа: |
Дата:. | ФИО учителя: Резникова Т.А. |
Класс: 2 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Как ориентироваться на местности? |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.2.1.1 определять стороны горизонта по компасу |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Вспомнят и зарисуют основные и промежуточные стороны горизонта. Большинство учащихся смогут: Перечислят и проанализируют местные признаки определения сторон горизонта. Некоторые учащиеся смогут: группах составят и продемонстрируют карты пути сказочного героя. |
Языковая цель | Языковая цель обучения Изучат лексику, связанную с ориентированием, рельефом и природными явлениями. Изучат природные условия и их значение. Выявить различия между климатом и погодой. Выявить неблагоприятные и опасные природные явления Предметная лексика и терминология Окружающая среда, природная среда Природа, климат, туризм Снежный буран, облако, туман, морской ветер, град, лед, дождь, снег, сель, пыльные бури, природные катаклизмы, землетрясение Природные катаклизмы: падение лавины, наводнение, засуха, половодье Времена года: весна, лето, осень, зима. Диалог/словосочетания, предназначенные для написания Вопросы для обсуждения: Что означают «окружающая среда» и «природная среда»? Какая сегодня погода? Что означает слово климат по вашему мнению? Что вам нравится и что не нравится во временах года? Можете ли вы сказать почему …? …окружающая среда притягивает туристов? …в Казахстане наблюдаются такие высокие и низкие температуры Письменные замечания: Темы письменных образцов для выбора конкретного материала для описания каникул. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Реализуется межпредметная связь с уроками казахского языка, математики, музыки, художественного труда. |
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. |
Предварительные знания | Ученики в предыдущем разделе рассматривали темы окружающей среды в различных контекстов. У них имеются значительные знания об этом. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 1 мин | I. Создание положительного эмоционального настроя – Отгадайте загадку. (Учитель читает загадку о компасе). Человек, смотря на НЕГО, шагает все прямо и пpямo, как раз в ту сторонy, куда указывает темным концом магнитная стрелка. | |
…мин | II. Введение в тему. Целеполагание Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? | Учебник стр. 78 |
Критерии успеха | Учащиеся называют цель урока: | |
… мин | III.Актуализация знаний. (К)(С)(П/Г) Включите видеоролик, где показано как применять компас. Выполните следующие объяснения по последовательности: Объясните, для чего используется компас. Стороны горизонта по компасу– С,В,З,Ю. Чтение компаса и часов схожи. Покажите топографическую карту или план местности, где есть схема компаса – объясните, где он расположен на карте. Меняя направление на карте, проведите эксперимент в группах или в парах. Попросите показать на карте объекты, которые расположены на севере, юге, востоке или западе класса. С помощью компаса покажите и объясните то, что он всегда указывает на север. Дайте возможность ученикам передвигаться с компасом. Для того, чтобы показать, что у компаса магнитная стрелка должна указывает на север, завяжите узелок на магнит и покажите принцип работы компаса. | |
Середина урока … мин | IV. Работа по теме урока (К) Работа с компасом Учащиеся выходят в школьный двор. – Где бы человек ни был, всюду его окружает пространство. Мы видим только часть его. Видимую часть пространства вокруг нас называют горизонтом. Чем выше поднимается человек на возвышенность, тем шире горизонт. Учитель предлагает детям все сказанное проверить. Затем дети делают вывод, что человек сверху видит дальше. Проводится практическая работа, где дети определяют стороны горизонта, выявляют, что различают четыре основные стороны горизонта: север (С), юг (Ю), запад (3), восток (В). | |
| Физкультминутка У п р а ж н е н и е «Животные». Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лису обхитрим, на носочках побежим. Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле, Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке. И закончилась игра – за работу нам пора! | (Ходьба на месте.) (Ходьба на носочках.) (Подскоки на месте.) | | |
| Работа по учебнику. Чтение текста, с. 79. Вопросы: 1. Кто из вас хоть что-то знает о компасе? 2. Когда люди используют его? 3. Кто видел компас или пользовался им? Ученики делятся своими знаниями или предположениями. Далее учитель раздает компасы (на каждую парту) и начинает рассказ о том, что не всегда можно определить стороны горизонта по солнцу - бывают пасмурные дни. Более 2 тыс. лет назад в Китае для определения сторон горизонта стали употреблять компас. Затем учитель сообщает правила пользования компасом, которые дети должны запомнить и проверить на практике. Учитель с учениками читают правила пользования компасом. Практическая работа с компасом. Учащиеся встают лицом к северу и отвечают на вопрос, какая сторона горизонта находится у них сзади, справа, слева, затем поворачиваются лицом к югу и отвечают на те же вопросы. Учитель сообщает детям, как надо пользоваться компасом в пути. Человек, знающий, что ему надо идти на север, находит по компасу север, замечает какой-нибудь предмет к северу от себя и затем уже без компаса идет к этому предмету. Дойдя до него, он снова отмечает по компасу новый предмет в нужном ему направлении и двигается дальше. Ориентирование по местным признакам. Работа по учебнику, с. 79-80. Чтение текста. Вопросы: 1. Рассмотрите рисунок стр. 80 и скажите, где на рисунке север, а где юг? Обоснуйте ответ. 2. Для чего нужен компас? Где его используют? 3. Определите, куда выходят окна класса? | |
| Вопросы: 1. Для чего человеку нужно ориентироваться в пространстве? 2. Вот вы сейчас познакомились со сторонами горизонта. Где вам пригодятся эти знания? (К)Практическая работа. Игра «Путь». Ученик берет на руки компас и делает несколько шагов в разных направлениях. Можно спросить у учащихся, были ли случаи, когда они заблудились.? Если было, то узнать, что он почувствовал. данное задание выполняется с помощью вопросов «Чтоб найти путь до пункта назначения, надо...» Вопросы: 1. По каким еще признакам можно определить стороны горизонта? 2. Для чего нам нужны эти знания? Когда мы сможем их использовать? Работа в тетради. Задание. Нарисуйте схему основных и промежуточных сторон горизонта, подпишите их. Работа в группах. Учащиеся составляют маршрут движения сказочного героя (группа сама определяет его). На доске запись. Он вышел из своего домика ранним утром и отправился в путешествие. Сначала он медленно брел на юго-восток, пока не увидел высокое дерево, от него он быстро пошел на север, где его ждал друг. Когда они встретились, то решили пойти вместе на юго-запад, так как там находился замок принцессы, которую друзья хотели спасти. Они выручили принцессу и отправились в обратный путь. Задание. Отметьте и запишите обратный путь героя. | |
Критерии успеха | В группе обсуждают, рисуют. В группах готовится рассказ. Группа выслушивает вопросы и отвечает на них. | |
| Физкультминутка | |
Конец урока…мин | V. Обобщение Задание для каждой группы. Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении (для 1-й группы), в западном (для 2-й группы), в южном (для 3-й группы), в восточном (для 4-й группы). От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов (кактус, дверь, таблица, раздевалка). 6) Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Учитель выслушивает разные мнения детей). Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами”). Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса: 1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев 2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам 3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде 4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах. Учитель обобщает: “Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками”. | |
| VI. Домашнее задание ДЗ: Составить простейший план «Объекты вокруг моего дома». | |
| VII. Итог урока. Рефлексия (Ф) Рефлексивное оценивание | Учебник стр. 80 |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение ТБ |
Способные учащиеся строят свои высказывания самостоятельно, а менее способным учитель оказывает поддержку, задавая наводящие вопросы. | (К) (ФО) Для формативного оценивания учеников используйте их данные «Я смогу». Например: «Я смогу показать юго-запад», «Я смогу использовать компас для того, чтобы найти север» и т.д.
| Физкультминутка Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лису обхитрим, на носочках побежим. Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле, Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке. И закончилась игра – за работу нам пора! |