IV. Постановка цели урока | 3 мин | - Молодцы! Я смотрю, вы хорошо знаете стороны горизонта. Тогда нам можно отправляться в путешествие. - Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости. - Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу. - Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу? Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором: — Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? — Очень просто, — отвечает Белка. — Нужно идти на север от этой ёлки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. - Как же быть в такой ситуации? Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? - Чему мы должны научиться? | Закрывают глаза, представляют, что находятся в лесу (Под музыку) — Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Тема нашего урока ориентирование на местности. - На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни | Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока Регулятивные УУД - целеполагание | Опрос Чтение стихотворения Слушание мелодии |
V. Открытие новых знаний | 19 мин | - И так мы все еще в лесу. Кто помнит, что нам сказала белка? - Ребята, а как нам узнать, где север? - А вы знаете прибор, который может нам помочь? - Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус. - Кто-нибудь знает, как им пользоваться? - Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Прочитаем правила по цепочке. - А сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их. Фамилия, имя ___________________________ _______________________________________ _______________________________________ Инструктивная карточка Практическая работа Цель: освоение приемов ориентирования по компасу Оборудование: компас Ход работы: 1. Положи компас на ровную поверхность 2. Оттяни предохранитель и подожди, пока стрелка остановится 3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю. 4. Определи направления сторон горизонта для доски, двери и окна 5. Запиши результаты в таблицу Предмет | Сторона горизонта | Доска | | Дверь | | Окно | | 6. Поставь стрелку на предохранитель
- Что нужно сделать сначала? - Кладем. Что необходимо сделать далее? - Выполнили. Как будем действовать далее? - Теперь мы готовы определить направления сторон горизонта для доски, двери и окна. - Молодцы. Вы все отлично справились с работой. Компас помог нам добраться до большого дуба. Собирает компасы - Ребята, что же делать: по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем. Смотрите, скачет заяц. Давайте у него спросим. — Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? — В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Нужно идти на восток от большого дуба, пока не дойдёте до кривой берёзки. Идите прямо на неё, никуда не сворачивая. —Жалко, что компас мы потеряли. Ребята, но еще можно ориентироваться по солнцу. Солнце самый надёжный ориентир. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. - Давайте прочитаем правила ориентирования по солнцу в учебнике на семьдесят шестой странице. - Давайте сделаем вывод - Ребята, если утром встать спиной к солнцу, то какая сторона горизонта будет впереди? - А что будет слева от нас? - А справа? - Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. А куда дальше идти мы не знаем. Смотрите, ползёт Улитка. — Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? — Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной. — Но улитка такая маленькая. И мы можем потерять ее в траве. Тогда, сообщила улитка, нам нужно идти на юг до цветочной поляны. - Но как же нам быть? Ведь компаса у нас нет и Солнышко скрылось за тучу? - Ребята, нам помогут местные признаки. А какие это признаки мы узнаем, прочитав статью в учебнике на семьдесят шестой странице. - Сейчас давайте поработаем в группах – выполним задание в рабочей тетради на сорок седьмой странице. - Что там необходимо сделать? - Сначала посовещайтесь в группах, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразите, а затем схематично изобразите их в рабочих тетрадях. Приступайте к работе. - И так, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразили? Давайте назовем по одному признаку от каждой группы. Первая группа? - Вторая группа? - Третья группа? - Четвертая группа? - Молодцы. Садитесь на свои места | - Нужно идти на север от елки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и будет сторожка. Предлагают варианты ответа - Нам поможет компас. Смотрят компасы в группах Рассказывают, если знают, как пользоваться компасом Читают как пользоваться компасом по цепочке - Положить компас на ровную поверхность - Оттянуть предохранитель и подождать пока стрелка остановится - Нужно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю. Выполняют практическую работу в группах, работу контролирует учитель, который при необходимости помогает детям — Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? Один ученик читает правила ориентирования по солнцу - Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером - Так как утром солнце на востоке, а мы встанем к нему спиной, то впереди будет запад. - Юг - Восток — Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? Предлагают выход из ситуации - Нарисовать, по каким признакам можно определить стороны горизонта. Выполняют задание в группах в рабочей тетради - У деревьев с южной стороны ветви длиннее и гуще, чем с северной - У березы кора с южной стороны чище, чем с северной - Мхов и лишайников больше на серенной стороне камней и деревьев - Снег быстрее тает на склонах, обращенных к югу | Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; формирование умения работать в парах и малых группах Регулятивные УУД - планирование, прогнозирование | Работа с учебником Упражнение Работа в парах Работа в группах Чтение по цепочке Работа в рабочих тетрадях Чтение стихотворения Практический метод Наглядный метод – презентация, карточки |
VI. Применение новых знаний | 9 мин | - Мы дошли до цветочной поляны. Смотрите, летит Пчёлка. Давайте у неё спросим — Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? — Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Расскажу и Покажжжу... Смотрите, куда я и мои подруги летят. Слушайте наше жужжание и идите следом. - А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник. У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно». Давайте выполним его в парах Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Условие | Верно / Неверно | Верно ли, что у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной? | | Верно ли, что у берёзы с северной стороны кора белее и чище? | | Верно ли, что мхов и лишайников больше на западной стороне деревьев? | | Верно ли, что снег весной быстрее тает на южных склонах? | | Верно ли, что утром в 7 часов Солнце бывает на востоке? | | Верно ли, что местные признаки всегда надёжные? | | Верно ли, что Солнце вечером бывает на юге? | | Верно ли, что можно ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы? | | Верно ли, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя называется линией горизонта? | | Верно ли, что для определения сторон горизонта служит прибор компас? | | - Давайте проверим работы. Сравните ваши ответы по слайдам. - Посмотрите, у кого ни одной ошибки? - Вы настоящие молодцы! Вы можете отправляться в настоящие путешествие, и вы никогда не заблудитесь! - А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно. Для этого вы с вами выполним задание номер 6 в рабочей тетради. - Давайте прочитаем задание - Давайте выполним это заданием устно. Выполнить задание нам поможет схема сторон горизонта, которую мы заполняли в начале урока. - Ребята, как будет меняться направление движения, когда ребята будут в обратном пути? - И так, в каком направлении ребята вышли из школы? - В каком направлении двигались далее? - А потом куда повернули? - И так, кто попробует сказать направления движения ребят на обратном пути, начиная с домика лесника? | — Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? Выполняют задание «Верно-неверно» на карточках Проверяют работы, сверяя со слайдом Поднимают руки Выполняют задание в рабочей тетради - Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути. Подумай как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратно пути. - На противоположное. - Северо-восток - На север - На восток - Сначала ребята пойдут на запад, затем на юг, а потом на юго-запад | Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структуриврование знаний Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах | Упражнение Чтение стихотворения Работа в парах Работа в рабочих тетрадях Проверка по эталону |