Конспект урока по познанию мира для 1 класса "Времена года"
Конспект урока по познанию мира для 1 класса "Времена года"
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира для 1 класса "Времена года"»
Конспект урока по познанию мира для 1 класса
Тема: Времена года
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.
Задачи:
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;
Рисунки: деревья в разное время года, сезонная одежда.
Слова: ветер, иней, песок, воздух.
музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.Слайдовая презентация «Времена года».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
-Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки, ваши лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения! - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких, не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
- Садитесь, каждый на своё место (ученики разделены на 4 группы )
2.Наблюдение за погодой.
А сейчас , ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.
-Скажите, а какое сейчас время года?
-А какой месяц ?-
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?
-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?
-А были ли сегодня осадки?
-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?
-Сегодня днем обещают температуру градусов. А это тепло или холодно?
3.Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм».
- Что такое окружающий мир?
- Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе, не живой природе?
- Одинакова ли природа круглый год?
4. Подведение к теме урока. Слайд 2
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок .Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно.. Загадка.. Слайд 3
«У папочки – годочка
Четыре славные дочки
Первая седая
Вторая молодая
Третья с цветами
Четвертая с дождями».
(Времена года)
5. Групповая работа. Игра «Пазлы»
-Увас на партах лежат пазлы. Соберите картинки. Что у вас получилось?
- Какие времена года вы знаете?
- А как на казахском языке будут времена года? (кус, кыз, коктем, жаз)
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ( четверостишья). Слайд 4-7
(Предъявляются карточки с названиями времен года). Дети читают названия карточек. Слайд 8
6. Музыкальная физминутка. Слайд 9-10
7. Сообщение темы и цели урока.
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.
8. Усвоение новых знаний.
В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года».
Звучит мелодия Чайковского «Осень». На фоне музыки говорю…
Вот мы заходим в лес…и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…
-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень) Слайд 11-12
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите осенние месяца?
-Какие осадки бывают осенью?
-Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.
Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…
Звучит мелодия Чайковского «Зима». На фоне музыки говорю…
Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом,кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.
-Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима) Слайд 13-14
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяца?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные?
Зима - спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.
Продолжаем наше путешествие… Звучит мелодия Чайковского «Весна». На фоне музыки говорю…
Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
Голубые синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки. Первая трава.
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна) Слайд 15-17
-Что вы представили, слушая эту мелодию?
-Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?
-Как она изменяется?
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
Ну что ж, а нам пора дальше… Весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Звучит мелодия Чайковского «Лето». На фоне музыки говорю…
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
-В какое время года мы попали? (Лето) Слайд 18-19
-Докажите, назовите признаки лета в неживой природе:
-Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
- А ветер какой?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяца?
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.
-Деревья. Растения. Что с ними происходит?
-Чем занимаются люди?
Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
9. Индивидуальная работа. Слайд 21
а) на партах лежат карточки с рисунками разных времен года. Выбрать любимое время года и наклеить улыбку.)
б) Краткое сообщение о временах года.
ВЕСНА - это переход от зимы к лету.
В начале весны еще холодно. Лежит снег. Но солнышко греет все жарче. И снег на солнышке начинает таять. Лед на речках тоже тает. Он раскалывается на льдины. Говорят, что на реке ЛЕДОХОД. Деревья тоже оживают после зимы. На ветках начинают набухать почки, и из них появляются новые листочки. Из теплых краев возвращаются птицы. Вылезают из своих зимних домиков животные-сони, которые проспали всю зиму: большой медведь .Можно сменить теплые зимние одежды на курточки и плащики. Для прогулки по лужам надеваем резиновые сапоги. Начинает появляться свежая травка и первые цветы: подснежники.
ЗИМА. Деревьям тоже холодно. Только елочки и сосны не расстаются со своими иголками.Животные тоже меняют свои шубки на более пушистые и теплые. Некоторые меняют и цвет своего меха: у заяца беляка летом мех серый, а зимой - белый, чтобы лучше прятаться в белом снегу.Другие животные прячутся в теплые норки и берлоги и всю зиму спят. Зимой часто идет снег. Он укрывает землю, деревья, кусты, крыши домов толстым белым покрывалом. Иногда к снегопаду присоединяется ветер, который не дает снегу опуститься на землю, кружит его.Детишки одеваются в теплую одежду.Зимой дети и взрослые кататься на санках, коньках и лыжах. Из снега можно слепить много интересного: куличики, снеговика, крепость.
ОСЕНЬ. Осень - это переход от лета к зиме. В начале осени созревает много овощей и фруктов. На полях собирают пшеницу и рожь, из которых потом пекут хлеб. Поэтому осень называют порой урожая. Птицы и звери делают запасы на зиму. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Вначале листья меняют цвет - из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые. Но ближе к зиме деревья сбрасывают листву. Часто идет дождь. Дует ветер. Иногда в конце осени падает снег. Взрослые и дети надевают теплую одежду.
ЛЕТО. Летом тепло. А иногда жарко.Все ходят в легкой одежде (сарафанчиках, кофточке и шортах).В лесу поют птички.Земля тоже покрыта зеленой травой и цветами.Летом можно поесть вкусные ягоды : землянику ,крыжовник, клубнику и черную смородину.В конце лета в лесу появляются грибы, а в саду начинают созревать фрукты и овощи.Летом можно купаться в речке или море. А из песка на берегу можно делать куличики и строить замки.
10. Физминутка:
Дети по лесу гуляли,
За временами года наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Вот и подошло наше путешествие к концу!
-В каких временах года мы побывали?
-Какой главный признак в каждом времени года? (температура). Показать термометр
-А еще какой? (осадки)- показываю снежинку и дождь.
11.Закрепление.
Лесовичок решил проверить вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.
« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.
12. Игра «Угадай»
О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.
Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.
Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.
Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы
улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.
Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.
13. Работа в парах. Одеть мальчика в зимнюю одежду, а девочку – в летнюю. Слайд 22
14. Рефлексия.
-О чем сегодня говорили?
-Что нового вы узнали на уроке?
Какое время года у вас самое любимое и почему? А какое у вас сейчас настроение мы проверим, красный кружок-отличное, жёлтый-хорошее, синий-плохое.