Конспект по познанию мира в 4 классе: "Солнце - источник света и тепла"
Конспект по познанию мира в 4 классе: "Солнце - источник света и тепла"
Конспект по познанию мира в 4 классе
ТЕМА: Солнце – источник света и тепла
ЦЕЛИ:
1.Сформировать целостный взгляд на Солнце, как источник света и тепла.
2. Уметь находить применение солнечной энергии в жизни человека, определять значение Солнца для жизнедеятельности на Земле.
3. Развивать умение работать с учебником, выделять главное, развивать речь учащихся, предметную терминологию.
4. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с изображением СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, индивидуальные карточки – тесты, плакат для игры, карточки с названиями планет СС, тетради, учебники, схема (1) воздушного состава Солнца, схема Солнца(1), выставка книг о космосе, листы и фломастеры для групп.
ХОД
I. Организационный момент.
- Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие по части необъятной Вселенной – Солнечной системе. Мы будем с вами астронавтами. Старт производится с космодрома, который находится на территории нашей страны. Вспомните его название.
( учитель показывает Байконур на карте)
- Но не все пока полетят с нами. Часть ученых останется на Земле и будут помогать нам в полете.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по индивидуальным карточкам – тестам.
1) Какое космическое тело является ближайшей к Земле звездой?
А) Марс Б) Венера В) Солнце
2) Какое из перечисленных космических тел является самой маленькой планетой СС?
А) Земля Б) Уран В) Юпитер
3) Какое из перечисленных космических тел является естественным спутником Земли?
А) Луна Б) Венера В) Юпитер
4) Какое из перечисленных космических тел является самой большой планетой СС?
А) Земля Б) Юпитер В) Сатурн
5) В телескопе с Земли вокруг одного из перечисленных тел видно яркое кольцо. Какое это космическое тело?
А) Сатурн Б) Меркурий В) уран
2. Фронтальный опрос.
- Какие КТ вы знаете?
- Что называется звездой? Планетой?
- Почему звезды кажутся маленькими?
- Как называется наша система? Почему?
- Что понимаете под галактикой?
- Как называется Галактика, в которую входит СС?
- Сколько планет входит в СС?
ИГРА «Найди место планеты в СС»
- Сейчас мы должны восстановить СС.
1) Планета, самая близкая К Солнцу? ( Меркурий)
2) Вокруг этой планеты обнаружены кольца. ( Сатурн)
3) Это единственная планета, где существует жизнь. (Земля)
4) На этой планете хоть и есть атмосфера, но там так жарко, что жизнь невозможно. (Венера)
5) Планета – гигант. ( Юпитер)
6) Эти планеты относятся к зоне холода. ( Уран, Нептун)
7) Эту планету называют Красной. Она меньше Земли. Там тоже есть атмосфера, но на большей части планеты все время отрицательная температура. (Марс)
- Вот мы и привели в порядок планеты –составили модель СС.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Сейчас отгадайте загадку и узнаете тему дальнейшего путешествия.
Восходишь – все оживает,
Заходишь – все застывает.
Ты жизни мерило и первопричина ее,
Лучами твоими любое взлелеяно поле.
Восходишь – и всходят побеги во славу тебе.
- О каком космическом теле идет речь?
- Что собой представляет Солнце? Докажите.
- Почему все остальные звезды кажутся маленькими, а Солнце – нет?
- В чем еще особенность Солнца?
В тетрадях запись темы урока:
« Солнце – источник света и тепла»
IV. Работа над новым материалом.
Происхождение Солнца (опережающее задание)
Давно, 6-7 млн.лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. В то время оно мало, чем напоминало привычное и ласковое светило. Ученые считают, что рождение С. – это вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на С. Выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из него возникли планеты, кометы, астероиды СС.
- Как же появилось Солнце?
Лекция учителя:
- Солнце – самая обыкновенная и ничем не примечательная звезда с физической точки зрения. Она представляет собой раскаленный газовый шар. Солнце состоит на 72% из водорода и на 28% - из гелия (схема1). Эти газы очень легкие, но С. Весит столько же, сколько весили бы 330000 планет Земля. Диаметр С. В 109 раз больше диаметра Земли. Места в космическом пространстве занимает в 1300000 раз больше, чем Земля.
Температура на поверхности С. 6000 градусов.
Работа со схемой Солнца(2)
Солнечная корона-край солнечной атмосферы, t 6000 градусов. Представлена в виде серебристого сияния, невидимое глазом.
Хросомфера ( зона цвета)- в обычные дни невидима( желтого, красного цвета)
Фотосфера( зона света)- непрозрачная оболочка, наблюдается с Земли, принимается за размеры Солнца.
Работа по учебнику стр. 110-111, 1-2 абзац
- Прочитайте информацию о Солнце?
- Что нового узнали?
- Зачем люди ведут наблюдения за Солнцем?
- Какое явление на Земле связано с деятельностью Солнца?
- В какое время года С. Высоко находится над горизонтом?
- В какое – низко над горизонтом?
3) Солнце – источник света и тепла.
- Какое главное значение Солнца для Земли и людей, живущих на ней?
- Наша жизнь возможна благодаря С. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали его как божество. Они называли по-разному: в Древней Греции - ГЕЛИОС; в Египте – Ра; славяне – Ярило. В честь Солнца слагались песни и гимны.
ГРУППОВАЯ РАБОТА ( с учебником)
1,2 группы: «Что бы произошло на Земле, если бы не было Солнца?»
3,4 группы: «Как человек использует солнечную энергию? »
ЗАЩИТА групп
V. Закрепление.
- Мы сегодня очень много узнали о Солнце. Я хочу проверить ваши знания.
РАБОТА В ПАРАХ
- На каждой парте лежат тексты с недостающими данными.Чтобы справиться с заданием, вам необходимо вспомнить урок.
Текст.
Солнце – это ближайшая к Земле……… Это огромное ………. космическое тело. Солнце имеет форму ……. Диаметр Солнца в …. Раз больше диаметра Земли. Расстояние от Земли до Солнца - …………… Температура на поверхности Солнца ……. градусов. Солнце – основной источник ……. и ………
VI. Итог урока
- Так каково же значение Солнца для Земли?
- Может ли существовать жизнь без Солнца?
- Вашему вниманию представлена выставка книг о космосе, где вы найдете много интересного о Солнце.
VII. Домашнее задание: стр. 110-112, составить рассказ «Как я использую солнечную энергию»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по познанию мира в 4 классе: "Солнце - источник света и тепла"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГУ « Средняя школа №9»
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 КЛАССЕ
ТЕМА : « Солнце – источник света и тепла»
Разработала
Гаврилова М.М
учитель начальных классов
Г. Усть - Каменогорск, 2011 г.
ЦЕЛИ:
1.Сформировать целостный взгляд на Солнце, как источник света и тепла.
2. Уметь находить применение солнечной энергии в жизни человека, определять значение Солнца для жизнедеятельности на Земле.
3. Развивать умение работать с учебником, выделять главное, развивать речь учащихся, предметную терминологию.
4. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с изображением СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, индивидуальные карточки – тесты, плакат для игры, карточки с названиями планет СС, тетради, учебники, схема (1) воздушного состава Солнца, схема Солнца(1), выставка книг о космосе, листы и фломастеры для групп.
ХОД
I. Организационный момент.
- Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие по части необъятной Вселенной – Солнечной системе. Мы будем с вами астронавтами. Старт производится с космодрома, который находится на территории нашей страны. Вспомните его название.
( учитель показывает Байконур на карте)
- Но не все пока полетят с нами. Часть ученых останется на Земле и будут помогать нам в полете.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по индивидуальным карточкам – тестам.
1) Какое космическое тело является ближайшей к Земле звездой?
А) Марс Б) Венера В) Солнце
2) Какое из перечисленных космических тел является самой маленькой планетой СС?
А) Земля Б) Уран В) Юпитер
3) Какое из перечисленных космических тел является естественным спутником Земли?
А) Луна Б) Венера В) Юпитер
4) Какое из перечисленных космических тел является самой большой планетой СС?
А) Земля Б) Юпитер В) Сатурн
5) В телескопе с Земли вокруг одного из перечисленных тел видно яркое кольцо. Какое это космическое тело?
А) Сатурн Б) Меркурий В) уран
2. Фронтальный опрос.
- Какие КТ вы знаете?
- Что называется звездой? Планетой?
- Почему звезды кажутся маленькими?
- Как называется наша система? Почему?
- Что понимаете под галактикой?
- Как называется Галактика, в которую входит СС?
- Сколько планет входит в СС?
ИГРА «Найди место планеты в СС»
- Сейчас мы должны восстановить СС.
1) Планета, самая близкая К Солнцу? ( Меркурий)
2) Вокруг этой планеты обнаружены кольца. ( Сатурн)
3) Это единственная планета, где существует жизнь. (Земля)
4) На этой планете хоть и есть атмосфера, но там так жарко, что жизнь невозможно. (Венера)
5) Планета – гигант. ( Юпитер)
6) Эти планеты относятся к зоне холода. ( Уран, Нептун)
7) Эту планету называют Красной. Она меньше Земли. Там тоже есть атмосфера, но на большей части планеты все время отрицательная температура. (Марс)
- Вот мы и привели в порядок планеты –составили модель СС.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Сейчас отгадайте загадку и узнаете тему дальнейшего путешествия.
Восходишь – все оживает,
Заходишь – все застывает.
Ты жизни мерило и первопричина ее,
Лучами твоими любое взлелеяно поле.
Восходишь – и всходят побеги во славу тебе.
- О каком космическом теле идет речь?
- Что собой представляет Солнце? Докажите.
- Почему все остальные звезды кажутся маленькими, а Солнце – нет?
- В чем еще особенность Солнца?
В тетрадях запись темы урока:
« Солнце – источник света и тепла»
IV. Работа над новым материалом.
Происхождение Солнца (опережающее задание)
Давно, 6-7 млн.лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. В то время оно мало, чем напоминало привычное и ласковое светило. Ученые считают, что рождение С. – это вспышка сверхновой звезды. Сильные взрывы на С. Выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из него возникли планеты, кометы, астероиды СС.
- Как же появилось Солнце?
Лекция учителя:
- Солнце – самая обыкновенная и ничем не примечательная звезда с физической точки зрения. Она представляет собой раскаленный газовый шар. Солнце состоит на 72% из водорода и на 28% - из гелия (схема1). Эти газы очень легкие, но С. Весит столько же, сколько весили бы 330000 планет Земля. Диаметр С. В 109 раз больше диаметра Земли. Места в космическом пространстве занимает в 1300000 раз больше, чем Земля.
Температура на поверхности С. 6000 градусов.
Работа со схемой Солнца(2)
Солнечная корона-край солнечной атмосферы, t 6000 градусов. Представлена в виде серебристого сияния, невидимое глазом.
Хросомфера ( зона цвета)- в обычные дни невидима( желтого, красного цвета)
Фотосфера( зона света)- непрозрачная оболочка, наблюдается с Земли, принимается за размеры Солнца.
Работа по учебнику стр. 110-111, 1-2 абзац
- Прочитайте информацию о С.?
- Что нового узнали?
- Зачем люди ведут наблюдения за С.?
- Какое явление на Земле связано с деятельностью С.?
- В какое время года С. Высоко находится над горизонтом?
- В какое – низко над горизонтом?
3) Солнце – источник света и тепла.
- Какое главное значение Солнца для Земли и людей, живущих на ней?
- Наша жизнь возможна благодаря С. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали его как божество. Они называли по-разному: в Древней Греции - ГЕЛИОС; в Египте – Ра; славяне – Ярило. В честь Солнца слагались песни и гимны.
ГРУППОВАЯ РАБОТА ( с учебником)
1,2 группы: «Что бы произошло на Земле, если бы не было Солнца?»
3,4 группы: «Как человек использует солнечную энергию? »
ЗАЩИТА групп
V. Закрепление.
- Мы сегодня очень много узнали о Солнце. Я хочу проверить ваши знания.
РАБОТА В ПАРАХ
- На каждой парте лежат тексты с недостающими данными.Чтобы справиться с заданием, вам необходимо вспомнить урок.
Текст.
Солнце – это ближайшая к Земле……… Это огромное ……….. космическое тело. Солнце имеет форму ……. Диаметр Солнца в …. Раз больше диаметра Земли. Расстояние от Земли до Солнца - …………… Температура на поверхности Солнца …….. градусов. Солнце – основной источник …….. и ………
VI. Итог урока
- Так каково же значение С. Для Земли?
- Может ли существовать жизнь без Солнца?
- Вашему вниманию представлена выставка книг о космосе, где вы найдете много интересного о Солнце.
VII. Домашнее задание: стр. 110-112, составить рассказ «Как я использую солнечную энергию»