(Модуль «Основы светской этики»)
Выполнила:
учитель начальных классов
Степанова Э.А.
МБОУ «СОШ №1»
г. Алексин, Тульская область
Тема: «Совесть»
Цель урока: Познакомить учащихся с представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.
Задачи урока:
Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть» в русской культуре.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».
Ключевые понятия урока: добро, совесть, быть в ладу со своей
совестью.
Ход урока.
Психологический настрой
Дети хором:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
1.Актуализация опорных знаний.(Слайд 1)
На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности)- Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле.
Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы.
2.Работа по теме урока.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум») С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку со словом «воля») Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… |
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Коллективная работа Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6. качеств, а из них выбирается одно.
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом «совесть»)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
А как на ваш взгляд – какое качество в человеке считаете самым главным?
З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».
На доске пишут слово «Совесть».(Слайд 2)
Как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов. (Слайд3)
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова,
которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ»
Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы; весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет ^совесть -это свет внутри нас; вес - совесть - это то, что имеет вес (значимость): сое (кое) - то, что подает сигнал бедствия; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.
А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других (Читать нужно медленно, ставя логическое ударение. Между цитатами должны быть паузы, чтобы ученики смогли осмыслить услышанное).
Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).
«Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Бердяев Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят, что они живут по законам Божьим».г
Даль В.И. (т.4, с.256) «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»
Цитата В.И.Даля и словарная работа.
Тайник - хранилище, тайное убежище. Душа = внутренний мир человека.
Как в нас отзывается каждый поступок?
Отвечая на этот вопрос, ученики приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.
Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство:
хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается
тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека
бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней
надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того что что-то сделал не по совести и тогда его мучает бессонница.
4. Учитель: «У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Давайте послушаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.
Чтение рассказа учителем «Возмездие» Б. Ганаго. (Слайд 4)
ВОЗМЕЗДИЕ
Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться - ругался, говорили кошек не мучить - камни в них кидал, малышей не обижать - замки их из песка растаптывал.
- Ох, и воздастся тебе, Данька! - предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.
Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где.
Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто...
Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.
Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять недоброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.
Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато становилось.
Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.
Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.
Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.
Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?
5. Работа над рассказом. Анализ.
Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Что значит понятие «голос совести» ? (Слайд 5)Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.
6. Игра «Найди пару».( Слайд 6)
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
7. Работа над пословицами.( Слайд 7)
- О человеке, который так поступает в народе создано немало пословиц.
Какие? (У него совесть - дырявое решето. Волосом сед, а совести нет).
-А как люди возмущаются неблаговидным поступком? (И как только у него совести хватило! Ни стыда, ни совести!..,) (Слайд 8)
6. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не
так как следовало поступить, то говорят... (Поступок на его совести).(Слайд 8)
8. Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
Было ли стыдно за свои поступки?
Всегда ли вы поступали по совести?
Дети, на что похожа наша жизнь?
На книгу. Называется она: «жизнь Маши», или «жизнь Коли». Глава в книге
- 2018год. Страница в книге - день. С утра - страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро - и лист в книге нашей жизни будет хорошим. И наоборот.
А если мы видим, что кто-то делает что-то плохое, надо ли ему подражать?
А если он скажет - все так делают?
Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди».
(Слайд 9)
Напомнить сказку «Цветик - семицветик ». Девочка все желания потратила на себя, а один раз помогла другому. Когда она хорошо поступила?
(Слайд 10)
Вспомним рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». – Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?
– Что вы думаете о словах «соврал» и «врун»? Как вы считаете правильно поступил мальчик?
(Слайд 11)
Давайте вспомним рассказ А.П. Гайдара «Совесть».
– Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу? Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика? Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Но бывает так, что человек знает, как поступить правильно, а поступает плохо. Это мешает человеку гордость.
(Слайд 12)
Вспомнить сказку «Волк, коза и семеро козлят».
Смотрите, дети. Домик козы - это наше сердце. К нам приходят разные мысли. Некоторые из них хорошие - это коза, им нужно открывать двери. А некоторые - плохие. Это волк. Им двери открывать не нужно. То есть их слушать не нужно и не нужно делать так, как нам плохие мысли говорят.
Например, учительница вышла из класса, и сразу приходит мысль покричать и побаловаться. Открывать такой мысли двери или нет?
9. Закрепление полученных знаний.
Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть? Ученики, основываясь на собственном опыте, высказывают предположения. А, может быть, все происходит вот так?
Демонстрация опыта.
В фарфоровую чашечку кладём лист белой бумаги, она похожа на светлые, чистые чувства людей. Ложь зависть, злоба - невидимые, но стоит поднести зажженную спичку (реакция человека на ту или иную ситуацию) и она превращает все светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо листа белой бумаги лежит гора пепла.
Злоба и зависть переполняют нас и мы выплескиваем все наружу:
кричим и срываем злость па слабых, оскорбляем других людей.
ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:
Сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души,
Соврать (может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это - (показываю на гору пепла) ...
10. Итог урока.(Слайд 13)
Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. А в заключении нашего урока я хочу, чтобы вы прочитали высказывания великих людей о совести и ,может быть, они станут вашим девизом в жизни.(Слайд 14)