Конспект урока по окружающему миру "Впереди лето" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Впереди лето" 2 класс
Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать активность, умения высказывать свою точку зрения и слушать товарищей.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Формировать целенаправленную учебную деятельность через решение проблемных вопросов добывать знания, делать необходимые выводы;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Сформировать у учащихся представление об особенностях строения насекомых в связи с их приспособленностью к среде обитания и характера жизнедеятельности;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Впереди лето" 2 класс»
Тема урока: «Впереди лето»
Цель: Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать активность, умения высказывать свою точку зрения и слушать товарищей.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Формировать целенаправленную учебную деятельность через решение проблемных вопросов добывать знания, делать необходимые выводы;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Сформировать у учащихся представление об особенностях строения насекомых в связи с их приспособленностью к среде обитания и характера жизнедеятельности;
- Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу, подарите улыбки гостям.
2.Этап выявления места и причины затруднения.
- Наш урок мы начнем с загадки, чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке. (Приготовила Черкашина А.)
Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет, Речка манит нас прохладой, В лес за ягодами надо, Землянику поспевай, Не ленись, да собирай. В поле рожь шумит, как море, Соловьи поют на зорях, травы сочные стоят, Косари в луга спешат.
-О каком времени года говорится в загадке? ( О лете)
-Почему вы так решили?
- Какие приметы лета вы услышали?
- О каком труде летом здесь говорится? (Собирать ягоды)
- А еще? Кто спешит в луга? (Косари)
- Кто такие косари?
- А сено собирают когда, в какое время года?
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете)
-Прочитайте тему урока на стр.130 («Впереди лето»)
- Какие цели поставите перед собой?
(-Прочитайте задачу, которую ставит Муравьишка. (Сегодня на уроке мы вспомним о том, какие изменения происходят в природе летом, как можно летом оздоровиться, узнаем о правилах во время летних каникул и другой интересный материал о данном времени года).
- Что такое лето? ( Ответы)
- А давайте посмотрим в словаре, как там объясняется, что такое лето?
В словаре, объясняется, так : лето -……..
– Ребята, в чём же причина происходящих в природе изменений? Почему вокруг всё позеленело, стало много цветов, насекомых, птиц?
(Стало теплее. День становится длиннее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю)
5.Этап реализации построенного проекта
- Из-за далеких синих гор прилетело цветущее юное лето, и тут же принялось за срочные дела:
тут небо поголубее раскрасит, там радугу яркую через синюю речку перекинет.
А то возьмет и теплым ливнем пустится бегать по траве.
Смеется лето, стучит зеленой веткой в окно: пора, пора на прогулку в сказочный лес,
в поле, где цветут душистые цветы и травы.
Для того ведь и лето, чтобы наслаждаться его красотой.
-Когда начинается лето? (1 июня)
-По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня-день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанных со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыпятся в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.
-Перечислите названия летних месяцев. (Июнь, июль, август).
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи
- Какие изменения происходят в природе летом?
прочитать текст учебника стр. 130, делая следующие пометки
«v» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
-О каких летних явлениях вы прочитали?
-Откройте тетради на печатной основе, выполните задание под номером 2 на стр.84
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения работы соседа.
- Оцените работу соседа. С помощь смайлика.
Игра « Да – Нет». Если изменение и явление наблюдаем летом – хлопок, нет – приседаем.
Щебетанье птиц, красота и аромат цветов, таяние снега, вкусные и полезные фрукты и овощи, короткие дни, гроза, тёплый дождь, сугробы, радуга, жаркие дни, ягоды и грибы, у школы снеговики, порхание бабочек, длинные дни.
7. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Работа в группах.
- Лето – самое жаркое время года. Это время засух и проливных дождей, время голубого неба и разноцветных радуг, время зелёных листьев и ярких цветов, время грибов и ягод, время жужжания насекомых и птичьих песнопений, время долгожданных каникул.
- Конечно же, вы будете путешествовать летом. Скажите, из всех представителей животного мира, каких больше всего мы можем увидеть вокруг себя? (Бабочек, шмелей и т.д.)
-Как одним словом назвать этих представителей? (Насекомые)
- Как отличить насекомое от остальных животных? (На теле этих животных есть полосы – насечки, у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.)
- О некоторых насекомых вы будете беседовать работая в группах.
- Перед вами коллекция насекомых и атласы – определители.
- Прочитайте инструкцию, что вы должны делать.
Ответы подготовленных групп ( Мы нашли информацию про … Или мы представляем …)
- Мы всех этих насекомых встретим летом обязательно. И уже будем немного о них знать.
- Ребята, если нас заинтересует больше информации, где мы её можем добыть? (В сети интернет, в библиотеке, в книгах)
- А кто из этих насекомых, можно сказать, самый красивый? (Бабочки)
Конечно же, самые красивые представители насекомого мира – это бабочки. И у нас группа ребят приготовила интересную информацию.
7. Это интересно! (Рассказывают заранее подготовленные ученики).
Мы провели исследования и выяснили, что:
1. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.
Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
Шелководство известно человечеству уже более 4500 лет. Из Китая оно пришло в Индию, а оттуда в Японию, Персию и Среднюю Азию.
Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.
2. Улетели бабочки на юг. Правда это или выдумка?
О том, что птицы улетают зимовать на юг, знают даже малыши. А вот то, что есть бабочки, улетающие на зиму в тёплые края, слышали немногие. И ещё меньше людей видели это.
В первые осенние дни стаи репейниц улетают на юг. Они зимуют в Турции, Иране, Африке. Назад они возвращаются к нам в июне. Отложив яйца, репейницы погибают. В конце лета появляются молодые бабочки. Осенью они отправляются в далёкий путь.
Улетают зимовать на юг и бабочка адмирал, и желтушка луговая и бражник "мёртвая голова".
Летят эти бабочки за сотни, а то и за тысячи километров. Причём летят не стаями, а в одиночку. Отважные бабочки!
Перелёты бабочек - сплошные загадки. Куда они летят? Почему? Как находят дорогу? Какова их скорость в полёте? Учёные ищут ответы на эти вопросы. И они начали изучать перелёты бабочек. А как это сделать: на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. Вот и придумали - метят бабочек особой краской. Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. У каждой страны - определённый цвет, а у каждой станции по изучению перелётов бабочек (сейчас есть и такие) ещё и особые знаки в виде точек и тире, вроде азбуки Морзе.
8. Физминутка
- А теперь давайте отдохнем, вставайте:
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко
(ходьба на месте).
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(наклоняемся вперед, руками касаемся пола).
Тихо птенчика берем
И назад его кладём
(Выпрямились, поднять руки вверх).
Впереди из-за куста
Смотрим хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
(бег на носочках).
На полянку мы выходим
Много ягод там находим
Земляника так видна!
Мы едим ее с куста
(наклоны вперед в движении)
Возьмите друг друга за руки. Подарите тепло ваших ладошек соседу по парте. Улыбнитесь. С хорошим настроением продолжаем знакомимся с летом.
9.Правила безопасности.
Учитель - А теперь поговорим о том, как вы будете отдыхать летом. Многие из вас будут ходить в лес. Ребята, а вы знаете, что если в лесу остановиться на минуточку и стоять тихо-тихо, то можно услышать, о чем шепчут деревья? Давайте, представим, что мы в лесу и посидим тихо-тихо. Может и мы услышим разговор деревьев.
Сценка «Разговор в лесу»
- Какой вывод надо сделать? Как вести себя в лесу? На лугу? (Послушаем творческую группу, которые подготовили правила)
Правила поведения
1.Не шуми в лесу, испугаешь ее жителей.
2.Не ломай деревья.
3.Не разоряй муравейники.
4.Не забирай диких животных и птиц домой.
5.Не разоряй гнезда птиц.
6.Не рви цветы. Помни: Самые красивые цветы те, которые растут.
7.Не кидай мусор в лесу, забирай его с собой или закапывай в землю.
8. Не разжигай костёр!
Цветы украшают луга и леса,
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Бабочка цветная над тобой порхает…
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Лету все так рады! Их ловить не надо…
Пусть себе летают, землю украшают.
- Хочу обратить ваше внимание, что если вы отправляетесь на прогулку в лес или луг, то обязательно надень головной убор, спортивные брюки, которые заправь в носки, высокую обувь. Верхняя одежда желательна светлая, с плотно прилегающими манжетами на рукавах.
Клещ─ это насекомое, длиной 0,4 -3мм. Впервые клещи появляются в апреле, когда пригревает весеннее солнышко. Клещи опасны тем, что могут переносить болезни, угрожающие жизни человека. Важно знать, что прячутся клещи в траве и на ветках кустов, вдоль лесных дорожек и на опушках, а также в зарослях по берегам ручейков.
Если клещ обнаружен – срочно обратись в поликлинику. Не пытайся вытащить клеща самостоятельно! Если часть клеща останется в теле, это может вызвать воспалительную реакцию!
- Ребята, лето- это ещё и ягодная пора. Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, а не вырывай с корнем кустики. И собирайте только известные вам ягоды и грибы.
- Для многих из нас лето – это самая любимая пора года. Солнечная и тёплая погода позволяет купаться в море или озере и загорать. И всё это совпадает с летними каникулами.
– Какие правила поведения у воды надо выполнять, что бы ни случилось беды?
(Попросим познакомить нас творческую группу)
Поговорим о том, как мы будем отдыхать летом. Думаю, что многие из нас будут летом загорать и купаться.
Вспомним, как надо вести себя у водоемов:
Не оставлять мусор на берегу водоема и не бросать его в воду.
Нельзя купаться в незнакомых местах.
Купаться можно только под присмотром взрослых.
Не нырять в незнакомом месте, не заплывать за буйки, не баловаться на воде.
Никогда не стоит поднимать ложную тревогу и кричать «Тону!»
- Никогда нельзя забывать о том, что солнце и вода могут быть опасны для человека. Солнце согревает всё живое на Земле, даёт ему жизнь. Но если человек ведёт себя неосмотрительно на жарком летнем солнце, это грозит ему неприятностями. В первую очередь – ожогами.
- Подумайте, как человек может защитить себя от солнечного ожога? (Специальные кремы, шляпы, очки)
- Как определить, что вы получили солнечный ожог? (покраснение и жжение кожи, волдыри, поднимается температура, появляется озноб)
-Чтобы солнце и вода были нашими друзьями, надо быть осторожными.
- Я надеюсь, если вы будете соблюдать все правила, о которых мы сегодня говорили, с вами не случится беда. Пусть всегда будет хорошее настроение. Настоящее лето впереди. Оно подарит вам много радости.
Закрепление изученного.
- А сейчас мы разгадаем кроссворд. И узнаем какого цвета лето.
Кроссворд «Какого цвета лето?
-Какого же цвета лето? (Зеленое)
11. Д/з
1. По своим наблюдениям придумай рассказ о красоте животных.
2. Подготовь фоторассказ на тему «Красота животных»
12. Рефлексия
Перед вами дерево знаний. Давайте его украсим. Возьмите яблоки и прикрепите к дереву по цвету, который вам подходит.