Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Про воздух"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Про воздух"
Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе по теме" Про воздух". Конспект составлен по УМК Школа России по учебнику А. Плешакова, но можно использовать и при работе с другимиУМК.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Про воздух"»
Вид урока: урок-исследование по теме: « Воздух»
Тип урока: получение новых знаний.
Цели урока:
Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Задачи:
Предметные
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха.
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез).
Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
формулировать собственное мнение и позицию.
оформление своих мыслей в устной речи,
учиться подтверждать аргументы фактами,
слушать других,
организация учебного взаимодействия в парах.
Личностные
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные –
определение цели учебной деятельности,
выбор темы,
сверять свои действия с целью,
учиться давать оценку результатов учебной деятельности,
понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Основные виды деятельности обучающихся
- рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;
-описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;
- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
-находить информацию об охране воды родного края.
Основные понятия
Воздух. Кислород. Углекислый газ. Азот.
Вопросы для обсуждения
Какие газы входят в состав воздуха? Какого газа в воздухе больше всего?
СОСТАВ ВОЗДУХА
Воздух — это смесь газов: кислорода, углекислого газа, азота.
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, все ко мне! Какие вы все красивые, нарядные. Я очень рада, что этот урок мы проведем с вами вместе. А можно вас спросить? Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете? Какая сегодня погода? Несмотря на то что на улице осень и погода стоит прохладная от вас исходит такое тепло что я согрелась и мне стало очень хорошо и радостно! А как называется явление, когда падают листья с деревьев? (Листопад) Посмотрите к нам тоже прилетело много листочков. (Листья развешаны на доске) Выберите себе один листок, любой какой вам понравится. А теперь нам предстоит разделиться на группы. Те, кто выбрал красно – оранжевые листья первая группа, присаживайтесь за первый стол. Кто выбрал желтые листья вторя группа, ваш второй стол. У кого зеленые листочки с орехами и желудями третья группа, присаживайтесь за третий стол. Устраивайтесь поудобнее! Ну что ж, начнем.
2. Введение в тему.
— Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О воздухе.)
— Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (Про воздух...)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Начинаю «ловить» руками воздух. (не получается)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! (А что вы ловите?)
- Воздух! (А его нельзя поймать!)
- Почему? А вдруг у меня получится!?
Подвожу детей к теме урока
- Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О воздухе)
(На экране тема урока)
3.«Дерево целей»
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
Давайте попробуем наметить план работы на урок.
Важность воздуха.
Свойства воздуха.
Состав воздуха.
Сделать вывод.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. И этот океан называется – Воздух. А вот какой он нам и предстоит выяснить.
4. Изучение нового материала.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.
- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)
- Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
- Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)
- Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух.
На столах у детей все необходимое оборудование, карточки с алгоритмом выполнения действий, карточки для «кластера».
1 группа.
(определяет цвет воздуха)
Алгоритм:
- Убедитесь, что пробирка пустая.
- Опустите (утопите) пробирку в стакан с водой.
- Из горлышка пробирки побежали пузырьки?
- Что было в пробирке?
- О каком свойстве воздуха вы узнали? (смотри карточки – воздух белый, бесцветный - прозрачный)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
2 группа.
(определяет запах воздуха)
Алгоритм:
- Понюхайте воздух.
- Чем-нибудь пахнет?
- Понюхайте апельсин. Пахнет апельсином?
- О каком свойстве запаха вы узнали? ( смотри карточки – воздух пахнет апельсином, без запаха)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
3 группа. «Надуй меня!»
(определяют форму воздуха)
Алгоритм:
- Возьмите шарик и надуйте его (не сильно)
- Закрутите.
- Что находится внутри шарика?
- Какую форму принял воздух (круглую или квадратную)?
- Отпустите шарик, пусть полетает!
- О каком свойстве воздуха вы узнали? ( смотри карточки – воздух круглый, нет формы)
- Выберите нужную карточку, и повесьте на доску.
Молодцы!
Физкультурная минутка.
Опыт.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало. (Вывешиваю карточку с составом воздуха на доску)
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Нам нужно повесить еще одну карточку, давайте выберем правильную. Воздух – это газ или жидкость? (Вывешиваю на доску карточку с правильным ответом - газ)
Опыт.
Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)
А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.
- Так что же нам нужно сделать, чтобы очистить воздух? (вешаю карточку с вопросом на доску)
- Правильно, садить как можно больше растений, деревьев и ухаживать за ними! Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. (вывешиваю карточку с ответом на доску) Но это на улице…
- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?
В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.
4. Рефлексия.
Мы выполнили все задание, узнали много интересного. А теперь вернемся к нашему «Дереву целей», и проверим все ли у нас получилось. (Проверяем поставленные нами цели)
5.Подведение итогов урока.
Проведение теста
Поставьте плюс возле правильного ответа
Цвет воздуха
Бесцветный
Белый
Запах воздуха
Пахнет апельсином
Без запаха
Форма воздуха
Круглый
Нет формы
Состояние воздуха
Газ
жидкий
Посчитайте, сколько плюсиков у вас получилось. (4 плюса- Умнички, 3 и меньше – не расстраивайтесь у вас все еще впереди)
Ребята, возьмите в руки свои листочки. Как вы думаете, почему они прилетели к нам на урок? (Выслушиваю ответы детей) Посчитайте, сколько у ваших листиков уголков. (Пять) Правильно пять. Листья знали, что здесь занимаются дети, которые учатся на отлично, которые просто замечательные. Оставьте эти листочки себе на память о нашем уроке.