Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Домашние опасности"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Домашние опасности"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Домашние опасности". Конспект составлен по УМК Школа России ро учебнику А, Плешакова, но может использоваться и при работе с другими УМК
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.
- формировать умение работать в группах;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать логическое мышление;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать уважение к чужому мнению;
- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.
Средства обучения: сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска.
Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;
практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формирование УУД.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.
Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.
Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
- Мир вокруг разнообразный
И урок наш очень важный.
- Настроимся на важную работу.
- Ребята, как вы считаете, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? ( с друзьями)
Я с вами полностью согласна. Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями. Идите ко мне скорей, возьмитесь за руки.
(Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Встали в круг, взялись за руки и шагаем под куплет, а затем на свои места…)
- Сегодня мы будем работать в группах.
- Вспомним правила работы в группах? (дети отвечают)
● Дружно, важно уметь договариваться,
● Обсуждайте вместе, выслушивая друг друга,
● Отвечает один, кого вы выбрали.
Учитель: девизом нашего урока будет:
Вместе не трудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно.
- Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал, значит время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ответ.
2.Подготовительная работа по определению темы урока.
Учитель:
- Отгадайте загадку.
Окна, крыша, дверь, труба.
Все вы ходите туда. (дом)
(Слайд 1 - картинки домов)
Учитель:
- Дом – это не просто стены и крыша. Он устроен сложно. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую плиту. А сколько электроприборов придумано. Все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь – не живая, «оживляет вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.
Учитель: - Для чего люди строили крепости? Дети: для защиты, жилья, укрепления.
- Объясните смыл этой пословицы (ответы детей……………..)
- Давайте посмотрим мультфильм «Спасик и его друзья» и ответим на вопрос: можно ли находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности? (мультфильм – 4.40)
Дети: (нет, так как дома нас подстерегают домашние опасности)
Учитель: - Ну раз и дома нас подстерегают опасности, как вы думаете, какая тема нашего урока?
Дети: …… (Домашние опасности)
Учитель: Тема нашего урока «Домашние опасности»
(на доске название темы ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ)
Учитель: (прикрепляя картинку муравья на доску –а Муравьишка подскажет нам, что мы узнаем на этом уроке и чему научимся.
- Узнаем основные правила безопасного поведения в быту. Будем учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.) - Ребята, что вы уже знаете о домашних опасностях? (высказывания детей)
- Итак, сегодня на уроке мы пополним ваши знания и чтобы уберечь и себя и друзей от ошибок, составим правила безопасного поведения дома.
(Слайд 3)
(на слайде картинки: УТЮГ НОЖ ТАБЛЕТКИ ВИЛКА НОЖНИЦЫ
- Из конвертов с жёлтой полосой достаньте картинки и распределите их на группы. Сколько групп получилось? (дети отвечают) - По какому принципу вы их распределили?
- И так 1 группа вы будете изучать правила безопасности в обращении с электроприборами (учитель ставит карточку с названием группы «Электроприборы» (и т. д.)
● 1 группа –электроприборы
● 2 группа – острые предметы
● 3 группа – лекарства, уксус
● 4 группа – открытое окно, балкон.
- Оставьте на столах те картинки, которые относятся к вашей группе.
- Сейчас вы будете работать с учебником. Откройте страницу 19. Прочитайте текст, обсудите с товарищами и составьте для Муравьишки рассказ по плану. Для подготовки у вас 5 минут.
Слайд 4 – План работы
используем текст учебника стр. 19-20
Назовите, какие предметы нарисованы?
Для чего используются?
Чем могут быть опасны?
- (учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.
Проверка:
1 группа: электроприборы
Утюг, используют для того, чтобы гладить бельё, можно получит ожог.
Электрический чайник используют для кипячения воды , можно получить ожог,
Учитель (вывод):
Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды!
Руки ты вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?
2 группа – острые предметы
Ножницы, используют для работы, можно пораниться.
Ножи используют для резания, можно пораниться.
Учитель (вывод):
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди ты увидел,
Наклонись и подними!
Эти острые предметы
НЕ должны быть на полу.
Сам наступишь незаметно
Иль на гвоздь, иль на иглу.
3группа – лекарство, витамины..
Лекарства используются для лечения больных, можно отравиться, применяя самостоятельно.
Учитель (вывод):
Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
4 группа – открытое окно, балкон.
Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений.
Учитель (вывод):
Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся –
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?
(подведение промежуточного итога)
- Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред.
Как теперь мы можем дополнить пословицу « Мой дом – моя крепость»? (дети дополняют)
Учитель: Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.
Физминутка. (музыкальная пауза.) один ученик показывает движения, остальные повторяют.(время 1.20)
- Садитесь на свои места и продолжаем. Внимание на экран, вам пришло видеописьмо от учащихся 1 Б класса.
Здравствуйте, мы ученики 1 «Б» класса. Скоро наступят каникулы и возможно мы останемся дома одни. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Спасибо.
Как правильно выключать электроприборы из розетки? (для 1 группы)
Можно ли играть с ножницами? (для 2 группы)
Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве? (для 3 группы)
Как правильно пользоваться иголкой для шитья? (для 4 группы)
(Учитель раздаёт листы с вопросами от первоклассников)
- Обсудите со своими товарищами, что вы посоветуете первоклассникам? (На это задание 3 минуты). Как только вы услышите сигнал совещание в группах прекращается.
Проверка.
- Какие советы первоклассникам вы дали?
- Как правильно выключать электроприборы из розетки?
Нельзя отключать электроприборы, дёргая за провод, тебя может ударить током.
- Можно ли играть с ножницами?
Не играй колющими и режущими предметами, так как можно получить травму. (дети могут показать как правильно передавать ножницы друг другу.
- Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?
Витамины это тоже лекарство, принимать их надо, учитывая дозировку, иначе можно навредить своему здоровью. А вот такие витамины, как яблоки можно употреблять в большом количестве.
- Как правильно пользоваться иголкой для шитья?
Иголка – это острый предмет, лучше попросить помочь кого-нибудь из взрослых. Иголкой можно уколоться. Можно использовать напёрсток. (учитель показывает напёрсток) .После работы иголку следует убрать в игольницу с вдетой в ушко ниткой.
И так, подводим итог:
Выключая электроприборы, не дёргайте за шнур.
НЕ играйте с колющими и режущими предметами.
Принимайте витамины строго по инструкции.
- Ваши полезные советы я отнесу ответное видеописьмо первоклассникам, чтобы они могли их использовать.
- Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.
- А сейчас, ребята, послушайте очень поучительную историю и скажите ,- Можно ли было избежать беды?
Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить , кто из них самый смелый. Всех обошел хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник. В это время из магазина вернулась бабушка и открыла входную дверь. Сквозняк подхватил оконную раму и вытолкнул Костю из окна. Случайность , но изменить уже ничего нельзя.
-Можно ли было избежать беды? Как? Как называется опасность? (окно/балкон)
-Расскажите по рисунку, что можно делать у окна и на балконе , а чего нельзя .
- Из конвертов с синей полосой достаньте круги. Каждый из вас должен нарисовать условный знак для домашних опасностей и наклеить их на большие листы. (на это задание 4 минуты)
- Теперь проверим, как вы научились применять эти правила безопасности
Из конверта с зелёной полосой возьмите карточки «Проверь себя»
Если вы согласны с моим утверждением, ставьте «+», если нет «- ».
1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.
2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.
3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.
4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.
5)Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.
На доске эталон для взаимопроверки.
1)+ 2) - 3) + 4) - 5) +
Подведение итога урока. (капитаны в группах подводят результаты теста, используя алгоритм)
1 группа: В нашей группе ______ детей правильно ответили на все вопросы, _____ детей допустили ошибки. Я считаю, что мы справились с заданием, и выучили правила безопасности и поведения дома.
2 группа: в моей группе правильно ответили ______ детей, допустили ошибки ________ детей.
Я считаю, что мы успешно справились с заданиями и запомнили какие опасности подстерегают нас дома.
3 группа: ребята нашей группы дали правильных ответов ______ человек, а допустили ошибки ____ человек. Теперь мы запомнили, какие опасности нам могут угрожать дома.
4 группа: в нашей группе ____ детей ответили верно, ______ детей допустили ошибки. Я считаю, что мы удачно справились с заданиями, мы получили знания, которые пригодятся нам на всю жизнь, помня о них мы избежим несчастные случаи.
Дом задание.
-Я предлагаю сделать коллективную работу КНИЖКУ – МАЛЫШКУ на тему «Домашние опасности», каждый из вас получает одну страничку для этой книги, подберите загадку, картинку, можно рисунок, интересную информацию, стихотворение или составьте кроссворд о тех предметах, которые относятся к вашей группе. Сегодня каждый из вас получают вот такую памятку о правилах безопасности, вклейте их в дневник.
Рефлексия.
(на листе или на доске) (продолжите предложения)
Я узнал __________________
удивился ________________
задумался _________________
Учитель: Спасибо всем за работу. Вы хорошо работали, выполняли задания и вы действительно доказали, что