Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Почему звенит звонок?"»
Конспект урока по окружающему миру по теме «Зачем и почему звенит звонок?» ( 1 класс)
Цели: формировать первоначальное представление о звуке, познакомить детей со строением слухового аппарата, воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату.
Планируемые результаты:
Личностные : формирование положительной учебной мотивации, ответственности за конечный результат, формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Познавательные : развитие способности управлять своей познавательной деятельностью, формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию (извлекать из иллюстраций учебника нужную информацию, дополнить рассказ недостающей информацией).
Регулятивные :Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности (памятка: Что нужно делать, чтобы сохранить слух, оценивать свои достижения на уроке).
Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика.
Предметные результаты: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (слуховой аппарат, ушная раковина, барабанная перепонка, звуковая волна)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок. Обо всём хотят узнать,
Постаравшись всё понять.
2.Сообщение темы урока.
Послушайте стихотворение и скажите: кто главный герой стихотворения.
Едва только осень шагнёт за порог, Ребят созывает Весёлый Звонок. Увидит он: в школу идёт детвора, И сразу же – звонко, задорно: "Ур-ра!"
Он каждому школьнику искренне рад, Но любит он больше весёлых ребят. И вовсе не любит Весёлый Звонок Лентяев, зазнаек, нерях, лежебок.
-Вы правильно сказали, что это школьный звонок. Каким его назвал автор ? Мы слышим школьный звонок несколько раз в день. А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? На этот вопрос мы сегодня с вами ответим.
3.Практическая работа.
-Ребята, давайте на минутку все замрем и послушаем тишину. Какие звуки вы сейчас услышали?
- Угадайте, какие предметы зазвучат сейчас? Учитель предлагает послушать будильник, телефон, колокольчик, бубен (Не показывая предметов). Какой звук был самый звонкий? Тихий? Шумный?
-Откройте учебник на стр.94. Посмотрите на рисунок. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуйте их озвучить.
4.Работа по теме урока.
- Мы живем в мире разных звуков. Их могут издавать живые и неживые предметы. Как художник показал на рисунке, что все предметы могут издавать звуки?
- От каждого предмета идет волна, мы её не видим, но слышим. С помощью чего мы улавливаем эту волну? ( с помощью ушей).
- Какую песенку вы сейчас слышите? (Песенка «В траве сидел кузнечик»).
- Закройте пальчиками свой ушки. (Звучит песня «Антошка»). А можете ли вы сказать, какую песенку вы слушали сейчас? (Нет) А теперь прикройте ушки ладошками. Вы слышали песенку? Когда вам было лучше слышно?
- Я хочу вам рассказать, почему так происходит. (Используется плакат «Строение органов слуха»). У каждого человека есть слуховой аппарат. Он состоит из ушной раковины и прохода, который закрыт барабанной перепонкой. Дальше идет средний отдел,в котором находятся три маленькие слуховые косточки, соединенные друг с другом. Они называются молоточек, наковальня и стремечко. А во внутреннем ухе спряталась улитка, покрытая множеством маленьких волосинок.
- Звук, попадая к нам в ухо, ударяется о барабанную перепонку. Она приводит в движение косточки, которые находятся в среднем ухе. И по ним колебания передаются в «улитку», а оттуда в головной мозг. Мозг «расшифровывает» все эти звуки.
-Как вы думаете, что может произойти, если очень громко крикнут в ухо? (Может лопнуть перепонка). Сможет ли тогда человек услышать звуки? (нет). Значит, как нужно относиться к ушкам? (Бережно) Что нужно делать и чего не нужно?
-Послушаем стихотворение, которое приготовили ребята. Э. Мошковская «Доктор».
1 ученик Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
2 ученик Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по-реже?
3 ученик Отвечает доктор:
4 ученик -Еже!
3 ученик Отвечает доктор гневно:
4 ученик -Еже, Еже-Ежедневно!
5. Физминутка.
Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.
Прилетел веселый жук: ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют: га-га-га.
Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.
Ветер ветки раскачал: р-р-р.
Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.
6.Творческая работа
-Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают им поймать добычу, спастись от врагов или найти друг друга. У некоторых живых существ уши видны, так же как и у человека. Но есть необычные. Например, кузнечик. У него на голове вы ушей не найдете, потому что они спрятались на передних ногах. И похожи на маленькие щелочки.
- Уши лягушки находятся на голове, но они похожи на круглые отверстия, затянутые тонкой пленочкой. От звука она дрожит и лягушки слышат эту дрожь.
- У комаров, мух и пчел ушей тоже нет, они слушают усиками.
- У змей тоже нет ушей, но она хорошо слышит сотрясение земли своим телом.
- Уши каких животных вам знакомы, мы сейчас узнаем. Выполним задание №1 в рабочей тетради.
Ребята, а какие звуки вам нравятся больше: спокойные или очень громкие, мелодичные или шумные? Соберите забавного Ушастика, который будет слушать и произносить только добрые звуки. А затем расскажите о нем, какие слова или звуки он говорит. Я даю вам различные фигурки, которые помогут вам.
Дети рассказывают о своих работах.
7.Итог урока. Рефлексия.
-Как возникают звуки?
-Что такое эхо?
-Какую цель ставили в начале урока? Мы достигли этой цели?
Оцените свою работу на уроке.
Если вам урок понравился, и вы все поняли, то поднимаете зеленый кружок. Если вы чего - то не поняли на уроке, то красный кружок.