Сегодня к нам пришли гости. Поэтому мы должны работать особенно внимательно. Внимательно слушаем и слышим, думаем, отвечаем красивым, полным предложением. А все ли умеют хорошо трудиться? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. Подумаем, что мешает некоторым хорошо работать, учиться? (слайд 1)
-Что продавал тюлень?
-Что такое лень?
-Лень- когда человек не хочет трудиться, предпочитает ничего не делать.
-Нужен ли нам этот товар? Почему?
--Давайте покажем, что мы не любим лениться!
2.Артикуляционная гимнастика. (слайд 2)
- качели
-часики
-лошадка
-чашечка
Скороговорка. ( слайд 3)
- Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.
3.Выделение гласного звука. Определение темы занятия.
-Правильно, слово слон начинается с согласного звука, а остальные слова с гласных звуков.
- Кто догадался , о чём мы будем говорить на занятии?
- Сегодня мы продолжим говорить о гласных звуках, будем учиться слышать и выделять гласные звуки в словах, их с буквами, писать слоги, слова, предложения.
4.Повторение.(слайд 5)
-Что мы знаем о гласных звуках? \поются, произносятся с голосом /
- Мы знаем артикуляцию гласных звуков, т.е. положение губ. Давайте вспомним, как мы обозначаем графически. ( слайд 6 )
-А сейчас, внимательно смотрим на меня. Догадайся, какой звук я произнесла. Покажи букву.
- В конвертах у вас лежат листочки. Что на них изображено? Это недописанные буквы. Возьмите ручки и допишите буквы.
- Прочтите по порядку. Проверьте у соседа по парте.
-Какие буквы у вас получились?
-Поднимите руку у кого правильно, без ошибок. Молодцы!
8.Выделение гласных звуков в словах. Запись букв. (слайд 5,6)
-Посмотрите на картинки. Зашифруйте картинки, записав только гласную букву. Не ошибитесь, записывайте по порядку.
ТАНК, ГРИБ, ПЛОТ, КОТ, РЫСЬ, ЖУК.
-Проверьте себя! Кто сделал без ошибок? Молодцы.
- Значение всех слов вам понятно?
ПЛОТ – скреплённые брёвна для переправы по воде
РЫСЬ – самая большая дикая кошка, живёт в густых лесах в дупле дерева, хищник.
ДУПЛО- пустота , отверстие в стволе дерева..
Что вы делали?
-Мы очень хорошо работаем. А давайте посмотрим, может кто-то купил лень?
(слайд 7)
-Что случилось с пингвином? Он купил лень и стал ленивым, ничего не хочет делать, спит, дом забросил. Хотели бы вы стать такими, как этот пингвин? А что для этого нужно делать?
Нужно трудиться. Поэтому мы продолжим работу, и сначала немножко отдохнём.
9. Физминутка. (слайд 8)
10.Отгадай загадки. У каждого на столе картинка.
- Слушайте внимательно, думайте старательно.
1) В зоопарке он теперь. Полосатый хищный зверь (тигр)
2) Сидит дед в шубы одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)
3.) Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)
4) Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки (мышь)
5)Чудо грива, чудо хвост.
Мчит по лугу, словно ветер.
Прокачу, садитесь, дети! (конь)
6) Под корягою живёт он, прячет длинный ус под воду.
( сом)
-Назовите гласный звук, который слышится в вашем слове.
- Составьте предложение со своим словам (картинки по очереди выставляются на наборное полотно)
-Можем назвать одним словом? Что лишнее?
-Какое количество предметов называют слова?
- Измени слово, что бы оно называло много предметов?
- Назови ласково?
- Что вы делали?
11.Вставь пропущенные буквы в слова (слайд 9)
К…ст, з…б, шк…ф, м…шь, с..р.
- Подбери слова, которые отвечают на вопрос - какой? это слова признаки.
- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось вам.
Оцените себя, всё ли вам было понятно, интересно. Может быть, вы не совсем довольны своей работой на уроке.
Муз. и движение Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры
Цель:Развивать способности детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования. Задачи: Повышать интерес дошкольников к занятиям музыкой. Развивать ритмический, тембровый и ладовый слух. Развивать внимание, воображение детей; волю к преодолению трудностей. Ход непосредственно образовательной деятельности. Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, и останавливаются в середине зала. На мультимедийном экране появляется Незнайка. Незнайка: -Ребята, здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста! Я тут попал в страну Музыки, а выйти из нее не могу, мне надо рассказать о музыкальных инструментах и сыграть на них, только тогда попаду домой, а я не знаю ничего и ничего не умею!!!! -Что же делать? -Надо помочь Незнайки. Сегодня наше с вами общение полностью будет посвящено музыкальным инструментам и игре на них. А кто же будет играть? Конечно же, вы! А кто же вам будет помогать? Конечно же, я! Ребята, а сейчас я приглашаю вас рассмотреть музыкальные инструменты. Это музыкальные инструменты. Обратите внимание, какие они красивые. Чтобы они получились такими, над ними трудилось очень много людей: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще много людей разных специальностей. Кроме того, это не просто красивая вещь, а музыкальный инструмент: у них есть свой голос и язык, и вам предстоит научиться понимать их и «беседовать» с ним на его языке, то есть играть на них, поэтому относиться к ним и к другим инструментам нужно бережно. Сейчас мы повторим, какие мы знаем инструменты. Оркестровый треугольник.Звук похож на металлические удары колокола. У металла гулкий звук, Не похож совсем на стук – Он бывает и трубящий, И призывный, и бренчащий. Действительно, слышно тревожное звучание. Можно с треугольником инсценировать стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Давайте вместе скажем: «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом». Здесь без треугольника не обойтись. А если ударная палочка потоньше, звук похож на капли дождя. Барабан.Напоминает раскаты грома. Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари». При царе да при Горохе Озорные скоморохи по дороге в балаган потеряли барабан, бубен потеряли. В ложки ударяли. Ой, жги – говори, заиграли ложкари! В синем море – океане кит улегся на диване, только ложки услыхал – плавниками замахал. Под китом – плясуном ходит море ходуном! Возле печки паучиха пляшет важно, как купчиха, И сверчки – весельчаки отбивают каблучки - с каблучка на носок. А потом еще разок. Пляшет эхо, пляшет тень, пляшут все, кому не лень. Ой, жги – говори, заиграли ложкари! П. Синявский Это стихотворение говорит о веселости русских ложек. А сейчас пора немножко поиграть нам всем на ложках. Берем ложки. И внимательно слушаем, кого я позову. Ритмическая игра «Отзовись, кого зову»: Ма – ша, Ле – на, Во – ва, Же – ня! (Названные дети вслед за мной прохлопывают на ложках свои имена) Исполняйте мой каприз, Я зову: «Илья! Денис! Серёжа, Наташа, Марина! Алена, София, Кристина. - Незнайка, ну как ты все запомнил? -Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке? - На каком инструменте вам понравилось играть больше всего? -На ложках -Почему? -Необычный музыкальный инструмент?
- Давайте-ка проверим, у всех есть бумага, карандаши, кисти, краски, баночки?
3. Сообщение темы урока.
-Ребята, а какое время года приближается? ( зима)
- Угадайте праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети.
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник … (Новый год).
- Как люди готовятся встречать Новый год? (собираются семьей, накрывают красивый стол)
- Что является отличием этого праздника от других? (Покупают и наряжают ёлку. На Новый год приходит Дед Мороз. Водится хоровод вокруг елочки.).
Что за гостья к нам пришла?
Как нарядна и стройна.
Наверху горит звезда,
А на ветках снег блестит,
И до самой до макушки
Вся в игрушках и хлопушках.
- Что же это за гостья? (ёлка).
- Сегодня мы с вами будем рисовать новогоднюю ёлку. Новый год можно представить без серпантина, бенгальских огней, даже без мандарин, но, если не будет празднично убранной елки, считай, что праздник не состоялся! Поэтому будем учиться рисовать елку. Теперь, где бы вам не пришлось праздновать Новый год, вы всегда сможете создать настоящее новогоднее настроение с помощью этого извечного атрибута праздника.
4. Подготовка к работе.
Рисование в карандаше.
Сначала нарисуем елочку на листе простым карандашом.
Как лучше расположить лист? (вертикально);
Почему? (ёлка высокая);
Рассмотрим ёлочку (Приложение 1 иллюстрация с изображением ёлки);
Ель – это большое дерево, а маленькое мы как называем? (ёлка);
Какое это дерево лиственное или хвойное? (хвойное);
Почему? (у лиственных - листочки, у хвойных - иголочки-хвоинки);
Как располагаются веточки? (сверху вниз, наклонно);
Елочка у нас колючая? (да, на ней есть иголки);
Посмотрите на ветку ели, как на ней “сидят” иголки? (плотно друг к другу);
Какого цвета ёлка? (зелёно-травянистого);
А где елочка обычно растет? (в лесу);
Как вы думаете, откуда удобнее начать рисовать? (сверху);
Почему? (чтобы на смазать работу).
- При рисовании мы будем применять разные техники. В том числе, желающие могут использовать пальчиковую технику, которую мы уже применяли ранее.
5. Практическая работа.
Рисунок новогодней елки и Деда Мороза - самая новогодняя тема для рисунков. Рисовать новогоднюю елку можно по-разному, главное правильно нарисовать пропорции елки и хвою, иголки. Новогодняя елочка должна быть "стройной" и красивой с "пушистой" и густой хвоей. Нарисовать елку несложно, но чтобы елочка была ровной и красивой. Будем рисовать как обычно поэтапно. Мы используем основной принцип поэтапного рисования – от простого к сложному. Этот рисунок потом легко раскрасить акварелью.
Чтобы нарисовать красивую елку, нужно обязательно ее украсить звездочкой на вершине и нарисовать на ветках много ярких игрушек. Чтобы в картинке с елкой создать настроение предстоящего праздника - Нового Года, нарисуйте рядом Деда Мороза и Снегурочку.
1) Рисунок елки. Общий контур
Посмотрите на нарисованную елку. У нее особенная, не похожая на лиственные деревья пирамидальная форма кроны. Эту особенность и надо отметить на рисунке. Намечаем контуры. Рисунок елки будет правильной формы, если вы вначале нарисуете для нашей елки общий контур в виде такой несложной геометрической фигуры. Форма елки будет ровной и аккуратной, если вы обязательно точно по центру нарисуете разделительную линию, которая будет служить стволом елки и одновременно ориентиром для всего рисунка. Для создания в рисунке объема веток елки, нужно обязательно нарисовать внизу контура выступающий вперед угол.
2) Приблизительные контуры хвои и веток елки
Поскольку елка вся покрыта иголками, ветки рисовать для нее не обязательно. Но все же, чтобы рисунок елки был красивым и правильным, нужно сделать несложную разметку, которая позволит разбить рисунок на участки предполагаемых веток.
3) Ветки елки в деталях
Настоящая елка, которая будет стоять у вас дома, не совсем похожа на этот рисунок елки. Поэтому рисовать елку будем схематично.Но нам главное нарисовать красивую и симметричную новогоднюю елку, а после украсить ее игрушками и нарисовать подходящий интерьер, либо изобразить ее стоящей на улице. Тогда надо будет подумать над пейзажем.
Рисуем с обеих сторон края веток. Каждый может сам решить, какими будут эти края, острыми или плавными. Рисуем от центральной линии, благодаря этому новогодняя елка на вашем рисунке будет пушистой и красивой.
4) Детализация рисунка
Заполните произвольными штрихами оставшиеся промежутки между краями и серединой елки. Старайтесь, тем не менее, делать их симметричными с обеих сторон. Не нажимайте сильно на карандаш, мы ведь планируете елку раскрасить на последнем этапе .
5) Заканчиваем рисовать елку
На этом этапе нужно рисунок елки сделать более "четким". Острым и твердым карандашом нарисуйте как можно больше основных деталей. Чтобы елка выглядела "как настоящая" нарисуйте симметричные ветки с обеих сторон. Теперь можно сказать, что рисунок елки полностью закончен. Останется лишь украсить елку новогодними игрушкам и звездочкой на вершине кроны.
6) Украшения для новогодней елки
Какая новогодняя елка без украшений! Конечно же, нужно нарисовать на елке множество ярких игрушек. Рядом с елкой можно нарисовать коробки с подарками и если необходимо, окружающий интерьер, в том числе Снегурочку, Деда Мороза или животных.
Практическая работа
Выставка и анализ получившихся работ.
Окр.соц мир Помещения квартиры (ванная, туалет,балкон).
Задачи урока:
Обучающая: - познакомить учащихся с видами помещений в жилище;
Развивающая: - обогащать и активировать словарный запас; - упражнять в классифицировании помещений в жилище; - работать над развитием координации движений, умением ориентироваться в пространстве;
Воспитательная: прививать любовь к своему жилищу.
ХОД УРОКА
I. ОГРМОМЕНТ.
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинать пора урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И работать все садитесь.
Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» и проверим, как вы всё запомнили.
Д/игра «Доскажи словечко».
Жилищами человека являются …(дом, квартира, общежитие)
В доме может быть 1 этаж, …
Дом, в котором 1 этаж, называется … (одноэтажным)
Дом, в котором 3 этажа, называется …
Дом, в котором много этажей, называется …
Определите по картинке, сколько в доме этажей (показ картинок)
В нашем городе самый высокий дом имеет … этажей и называется …
Жилище человека оснащено различными удобствами. Поэтому дома бывают со всеми удобствами, с … (частичными) удобствами, без … (удобств).
-Как вы понимаете слово – жилище?
-Как вы понимаете слова- индивидуальный, частный дом?
(дом принадлежащий отдельному лицу, не обществу не государству, в котором проживает одна семья)
-Сколько семей живёт в многоквартирном доме?
Тестирование по теме «Жилище».
А вот в каком доме или квартире живёте вы, мы узнаем с помощью теста-анкеты
Тест-анкета по теме «Жилище»
1. В каком доме ты живёшь?
А) в каменном
Б) в деревянном
В) в панельном
2. Сколько этажей в твоём доме?
А) один
Б) два
3. Как называется твоё жилище?
А) собственный дом
Б) квартира
В) общежитие
4. Какое у тебя отопление?
А) печное
Б) газовое
5. Где ты берёшь воду для пользования?
А) из колодца
Б) с колонки
В) с водопровода
6. Какой водопровод у тебя дома?
А) только холодная вода
Б) горячая и холодная вода
В) никакой
7. Где ты моешься?
А) в бане
Б) в ванне
В) нигде
8. Какой газ у тебя дома?
А) природный
Б) баллонный
9. Где находится туалет?
А) в доме
Б) на улице
10. Какие удобства у тебя дома?
А) без удобств
Б) частичные
В) все удобства
- Теперь сделайте вывод, в каком же доме или квартире вы живёте? Свой ответ начинайте со слов: «Я живу в … со (всеми, частичными, без) удобствами».
Физкультминутка.
- Встаньте, закройте глаза и выполняйте на слух мои задания. (Поворот направо, налево, поднять руки вверх, вперёд, опустить правую руку, левую руку, открыть глаза, сесть на место).
2. Знакомство с планировкой квартиры, дома.
(По мере беседы вывешиваются на доску слова с названием комнат и подсобных помещений).
- Что делают люди в прихожей?
- По каким признакам определяете кухню?
- Почему гостиную так называют?
- Почему детская получила название «детская»?
- Что должно быть в детской комнате?
- Для чего предназначена спальная комната?
- В некоторых домах и квартирах есть такая комната, которая называется «кабинет». Как вы думаете, для чего он нужен?
4. Работа с картинками.
- Сейчас я хочу показать те комнаты, о которых мы только что с вами говорили. (Учащиеся рассматривают слайды по теме «Помещения в жилище»).
VI. ИТОГ УРОКА.
Аппликация "Снеговик".
Цели: развивать воображение, логическое и пространственное мышление, память, моторику пальцев, умение работать самостоятельно; прививать навык аккуратности в работе; расширить кругозор учащихся: дать сведения о символике снеговика.
- Отгадайте загадку. Отгадка послужит темой нашего урока.
Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)
Снеговик (Виктория Черняева)
Мы слепили снежный ком...
— Будешь, ком, снеговиком!
Сверху мы поставим два.
Самый верхний — голова.
Нос — морковка. Это раз!
Два — стекляшки вместо глаз.
И свеклой, при счёте “три!”,
Рот рисуем. Посмотри!
Ноги – кеды, руки – ветки.
Лыжи взяли мы у Светки…
Снеговик заулыбался
И на лыжах в лес умчался.
Снеговик (Снежная баба) — простая снежная скульптура, создаваемая из снега зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времён детская зимняя игра.
Снеговик состоит из трёх снежных шаров (комов), получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего снега. Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше — грудью, а самый маленький — головой.
18 января празднуют день снеговика! Это замечательный повод повеселиться с друзьями, семьей или всем классом: устройте конкурс на самого симпатичного снеговика.
Снеговик стал символом зимних каникул у детворы и новогодних праздников у взрослых. И никто не задается вопросом, кто, как и когда вылепил первого снеговика? И не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом.
На Руси же снеговиков лепили с древних времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов.
В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами,укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы.
Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная – сказка Г.Х. Андерсена “Снеговик”. Собака рассказывает снеговику о своей жизни, о людях и о печке, у которой она так любила греться, будучи щенком. И у снеговика тоже появилось необъяснимое желание приблизиться к печке, ему казалось, что-то шевелится в нем. Целыми днями, вместо того, чтобы радоваться трескучим морозам, он тосковал, глядя на печь через окно... Пришла весна, и снеговик растаял. И только тогда нашлось объяснение его печали: снеговика укрепили на кочерге, которая и шевелилась в нем при виде родной печки.
В Москве уже несколько лет подряд в усадьбе Деда Мороза в Кузьминском парке проводится ежегодный конкурс “Парад снеговиков”.
Образ снеговика можно использовать так же при оформлении дома к новогодним праздникам. Его легко сделать самостоятельно из ваты и ярких украшений.
Так же самодельным снеговиком можно украсить праздничную открытку.
3. Постановка целей и задач урока.
II. Работа над темой.
1. Анализ образца.
- Посмотрите внимательно на эту работу.
- Какие материалы будем использовать? (Картон для фона, цветную бумагу для ведра, метлы, носа глаз и рта снеговика, вату)
- Каким клеем будем пользоваться?
- Необходимо правильно расположить снеговика на картоне - это называется композиционное решение. Для этого: вокруг снеговика должно оставаться пространство, т.е. – “воздух”; нельзя размещать снеговика точно по центру; должно соблюдаться равновесие в композиции.
2. Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
III. Гимнастика для пальчиков.
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Упражнение повторяется 2-3 раза.
IV. Практическая работа.
В процессе самостоятельной работы дети могут проявить фантазию, творческий подход - дополнить аппликацию деревьями, солнышком, облаками.
V. Физкультминутка.
Раз-рука, два-рука,
Лепим мы снеговика!
Три-четыре, три-четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь.
Мы сплясать его попросим!
VI. Итог урока.
- Давайте сделаем выставку наших работ и посмотрим - у кого как получилось. Что в этих работах вам понравилось и почему?
- С каким материалом мы работали на уроке?
- Все справились с заданием, молодцы! Сейчас организуем из ваших работ выставку “Парад снеговиков”.
- А теперь приведем в порядок рабочие места.
Альт.к-я Согласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков в речи.
Задачи: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах; развивать фонематический слух, навыки грамотного, каллиграфического письма; воспитывать положительную мотивацию, трудолюбие.
Описание. Дети образуют две команды. Каждый получает по букве: девочки – гласные, мальчики – согласные.
Задание. Каждой команде как можно быстрее составить из своих букв слово и выстроиться соответственно в ряд. Выигрывает та команда, которая построилась быстрее и правильно составила слово.
При желании детей игра повторяется снова с теми, кто не играл, а потом с двумя выигравшими командами.
II. Минутка чистописания.
• Работа с изографом.
– Какие буквы увидели?
– Напишите каждую букву отдельно.
III. Сообщение темы урока.
– Запишите каждую третью букву:
ДЛАЖРЕШНОВЧЮФЗИ
– Запишите каждую вторую букву:
АРИНОКЫПЕЖ
– В каком домике живут буквы, записанные на первой строчке? А на второй?
– Определите тему урока.
– С сегодняшнего дня у нас будут уроки повторения изученного. Сегодня мы с вами повторим всё то, что вы знаете о гласных и согласных звуках и буквах. Проверим, как вы запомнили этот материал.
IV. Повторение изученного о звуках и буквах.
1. Ответы на вопросы.
– Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
– Назовите гласные. Сколько их? Почему их называют гласными?
– Назовите согласные. Почему их называют согласными?
– На какие группы делятся согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)
– Звуки мы … (произносим и слышим).
– Буквы … (пишем и читаем).
2. Выделение гласных и согласных букв в словах.
– Рассмотрите картинки.
Учитель демонстрирует предметные картинки.
– Запишите названия предметов, изображённых на картинках.
– Подчеркните в словах гласные буквы красным карандашом, согласные – синим.
V. Тренировочные упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв в словах.
– Назовите эти буквы:
э, е, с, ё, з, х
– Какие звуки они обозначают?
– Запишите каждую букву два раза.
– В чём разница между звуком и буквой?
Физкультминутка
Игра на внимание.
Учитель произносит согласные и гласные звуки.
– Если услышите гласный звук – вы хлопаете в ладоши.
• Подчеркни в словах гласные красным карандашом, согласные – синим.
VII. Итог урока.
– Назовите гласные звуки.
– Почему они называются гласными?
– Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными?
– Что я сейчас произнесла: [а], [р], [о]? (Звуки.)
– Запиши на доске буквы.
– Чем отличается звук от буквы?
– Оцените свою работу на уроке.
– Спасибо всем. Урок окончен.
Аппликация "Пингвин".
Цель: изготовление аппликации из готовых шаблонов «Дружные пингвины (пингвинья стая)».
Задачи:
- учить детей вырезать фигуры по контуру, для составления пингвинов;
- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;
- закрепить и расширить знания детей о пингвинах;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе и к животным;
- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца
- развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;
Ход занятия
Колокольчик, мой дружок,
Собирай детей в кружок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вводная часть
Ребята, мы с вами живем на большой, красивой планете (показ глобуса). Как она называется?
На нашей планете есть необычное место. Назвали его Антарктидой. При изображении Антарктиды на картах и глобусе используют белый цвет. А как вы думаете, почему именно белый цвет?
Антарктида – Это настоящая ледяная пустыня, самое холодное место на нашей планете. Температура воздуха опускается до -80С, представьте какой там ужасный холод. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Я вам сейчас загадаю загадку а Вам нужно отгадать о каком животном я говорю:
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день-деньской
Крылья есть, но не летает.
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда…
Пингвины – удивительные морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу-рыбу, крабов, раков. А вот летать они не умеют. Крылья у них есть, но годны они не для полетов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами. Они очень любят плавать, а когда выходят из воды на сушу их тело остается сухим и они не мерзнут на морозе. Все водоплавающие птицы, смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду. Поэтому перья не намокают и остаются сухими.
Давайте сегодня сделаем с вами «Дружных пингвинов» - семью.
Земля
белый это цвет снега, холода
Пингвин
Основн. часть
Садитесь ровно, спину прижимайте к стулу, ноги ровно поставьте на пол, руки кладём на стол.
Давайте посмотрим, как выглядит пингвин. Что у него есть?
Какой формы туловище? Какой формы голова?
Теперь давайте посмотрим, как можно сделать пингвина из бумаги.
Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами, и клеем.
Ещё нам нужно размять наши руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега. Из муки.
Этапы работы над созданием пингвинов: (каждый пункт показывается воспитателем, после этого выполняется детьми)
1. Сначала нам нужно вырезать 3 черных овала и 3 белых овала. 2. Нарисовать крылья (на каждого пингвина 2 крыла). 3. Собрать каждого пингвина на поверхности стола. 4. Приклеиваем 3 черных овала на наш фон (фон располагаем в горизонтальном положении). 5. Приклеиваем 3 белых овала на черные.
Отдохнуть немного нужно. Встаем.
Физминутка:
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки,
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли,
И быстрее побежали.
Чего не хватает нашим пингвинам?
6. Приклеиваем глазки, клюв, лапки, крылья. 7. Украшаем наш фон снежинками, разноцветными звездами. Рисуем сугроб белой гуашью с помощью ватной палочки. 8. Наши «Дружные пингвины» готовы.
Туловище, голова, ноги, крылья, клюв.
Овальной
Техника безопасности при работе с ножницами. При работе внимательно следите за направлением резания. Не держите ножницы лезвием вверх. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. Не подходите к товарищу во время работы. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! Наноси клей на поверхность изделия только кистью. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Выполняют упражнения в соответствии с текстом. Повторяют .
Слушают объяснение воспитателя, выполняют работу поэтапно.
Выполняют движения в соответствии с текстом. Повторяют за воспитателем.
Клюва, глазок, лапок и крыльев
Закл. – рефлектр. этап
Посмотрите, как здорово у нас получилось. У нас получилась целая пингвинья стая со своими детенышами.
О какой птице мы сегодня говорили?
Что мы делали на занятии?
Вам нравятся ваши пингвины? Чем они вам нравятся?
Есть ли среди всех пингвинов такой, который вам нравится больше всего? Почему?
На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.
Дежурные наводят порядок
Сенс.разв. Исследование объектов, свойств объектов.
Цель урока: Целью данного занятия является познакомить учащихся с понятиями объект, свойства объекта, пиктограмма и сформировать навыки установления соответствия между объектом и его условным обозначением. Урок адресован учащимся 5-6 классов.
Образовательные задачи: Научиться выделять объекты из окружающего мира. Научиться определять свойства объектов. Научиться сопоставлять главное свойство объекта с его условным обозначением (пиктограммой).
Развивающие задачи: Расширить знания об окружающем мире с точки зрения объектного подхода к его анализу и рассмотреть понятие объектов, как элементарных блоков, из набора которых состоят сложные композиции. Научиться выделять существенно важные свойства объекта. Научиться графически выражать эти свойства. Это поможет учащимся в дальнейшем при анализе любой жизненной ситуации.
Воспитательные задачи: В аналитической части урока обратить внимание учащихся на различный подход к выявлению важных свойств объектов, показать допустимость различных точек зрения на одни и те же объекты. В практической части урока стимулировать взаимопомощь учащихся при решении достаточно сложных для понимания задач. Эта работа развивает у учащихся внимательность. Акцентировать внимание на знаках дорожного движения, как важном примере использования пиктограмм в жизни.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовности к занятию — наличие рабочей тетради и ручки.
Постановка темы и цели урока. Мы сегодня познакомимся с понятием «объект». Мы узнаем, что мир состоит из отдельных объектов со своими свойствами.
Рассказ о строении окружающего нас мира с точки зрения объектного подхода: Когда человек рождается, он воспринимает окружающий мир как одно целое. Постепенно мир разделяется на части, и ребенок начинает узнавать предметы и их названия. Приведение конкретных примеров: Стол является частью окружающего мира, так же как и дом, город, земной шар, ученик. Т. е. объектом является любая часть окружающего нас мира, которую мы выделили и назвали каким-то именем. Учащиеся записывают в тетрадь определение: Объект - это часть окружающего нас мира.
Фронтальный опрос для закрепления понятия «объект». Учащиеся приводят свои примеры объектов.
Рассказ о свойствах объектов. Что такое свойства, какие они бывают, как они соотносятся с объектами. Объяснение с использованием конкретных примеров. Рассмотрим две ручки для письма. Они имеют одинаковые названия «ручка», но различаются между собой. Они различаются цветом, размером, конструкцией, цветом чернил и другими признаками. Эти различия называются свойствами объекта или параметрами. Кроме того, с объектом (ручкой) можно совершать какое-то действие — писать, потерять, грызть, бросить и т.д. И сам объект (ручка) может совершать действия — закончиться, потеряться и т.д. Возьмем другой объект «цветок». Что можно делать с этим обектом? Его можно нюхать, его можно посадить, поставить на окно, поливать т. д. А что может делать сам объект «цветок»? Он может цвести, может расти, засохнуть и т.д. Учащиеся записывают в тетрадь : Каждый объект можно описать следующим образом:
1. У каждого объекта есть свое имя
2. Каждый объект имеет свои свойства
3. С каждым объектом можно совершать какие-то действия и сам объект может совершать какие-то действия.
Определение понятия «среды», как совокупности условий, в которых находится и действует объект. Например на Земле каждый обитатель живет в определенных условиях: человек не может жить без воздуха, рыба без воды, крот не может находиться на солнце. Каждый объект существует в определенной среде. Учащиеся записывают в тетрадь определение:Среда - это совокупность условий, в которых находится и действует объект.
Примером среды обитания может быть любая климатическая зона Земли. Для каждой климатической зоны характерны свои флора и фауна. Белые медведи живут только в Арктике. Учащиеся приводят свои примеры. Изменение среды может приводить к изменению объекта. Например изменение состояния воды под воздействием температуры вызывает круговорот воды в природе.
Демонстрация презентации «Объекты» (см. приложение 1) на экране видеопроектора в ручном режиме смены слайдов с пошаговыми пояснениями и комментариями. В процессе демонстрации учащиеся выполняют задания, изображенные на слайдах.
Игровой момент. Преподаватель с учащимися играет в игру «Угадай объект». Суть игры в том, чтобы по названным свойствам угадать объект. Один из играющих (ведущий) задумывает объект, остальные игроки задают ему вопросы: называют свойства или возможные действия объекта. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». В результате через несколько вопросов кто-то угадывает объект, становится ведущим и задумывает следующий объект. Игра продолжается.
Введение понятия пиктограммы, как графического обозначения объекта или действия. Приведение примеров из жизни, например, знаки дорожного движения. Пиктограмма выражает главное свойство объекта. Важно научить детей понимать пиктограммы и использовать их в своей деятельности. Особенно это касается знаков дорожного движения, потому что скорость восприятия графической информации значительно выше, чем текстовой. На экране д емонстрируется плакат с изображениями знаков дорожного движения (см. приложение 2).
Знаки рассматриваются и обсуждаются. Учащиеся записывают в тетрадь определение: Графическое обозначение объекта или действия называется пиктограммой.
Цель: Познакомить учащихся с комплексом упражнений для артикуляционного аппарата и научить правильно их выполнить.
Задачи:
Развивающие:
Развить речевую культуру обучающихся.
Образовательные:
Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Обучить детей отработке основных движений и положений губ, языка, челюсти при выполнении упражнений.
Воспитательные:
Воспитание потребности в постановке голоса.
Воспитание интереса к грамотному произношению речи.
Этапы работы:
Организационный этап.
Подготовительный массаж.
Работа над комплексом упражнений для артикуляционного аппарата.
Закрепление материала и подведение итога урока.
Домашнее задание.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой, зрительный)
Словестный (показ упражнений учителем и воспроизведение услышанного и увиденного детьми)
Ход урока:
Организационный этап.
Добрый день, уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на открытом уроке по «Художественному слову», который будет проходить с учащимися 2 класса театрального направления по предпрофессиональной программе образования. Тема нашего урока «Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата».
Сегодня мы познакомимся с комплексом упражнений для артикуляционного аппарата и научимся правильно их выполнить. Они нам помогут подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе над голосом. Артикуляционные упражнения являются основой формирования речевых звуков; они включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения звуков. Регулярное выполнение артикуляционных упражнений поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
Надо отметить, что для выполнения упражнений для артикуляционного аппарата предъявляются определенные методические указания:
Упражнения проделываются в медленном темпе.
Во время упражнений движения должны быть точные и свободные, без мышечного напряжения.
Все упражнения должны выполняться перед зеркалом (зрительный анализатор).
Все упражнения выполняются ритмично.
Подготовительный массаж.
Прежде, чем мы познакомимся с упражнениями и приступим к работе над ними, я предлагаю произвести легкий массаж (поглаживание). Если ваши руки прохладные, потрите их руку об руку и согрейте своим дыханием. Руки, прикасаясь к лицу, должны быть теплыми!
Начните легкое массирование подушечками пальцев кончиков губ в стороны уголков рта (до 10 раз).
Делаем легкое поглаживание нижней челюсти к области ушей (до 10 раз).
Массирование язычка легким закусыванием кончика (до 10 раз).
Теперь можно приступать к знакомству и выполнению комплекса упражнений артикуляционного аппарата!
Работа над комплексом упражнений для артикуляционного аппарата.
УПРАЖНЕНИЕ № 1.
Опустить нижнюю челюсть, расстояние между зубами – два пальца, поставленные ребром; затем произнести тихим, легким шопотом АМ…АМ…АМ…АМ….,а затем полным голосом. Делаем 4 – 6 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 2.
Исходное положение – тоже, после чего произносим тихим, легким шёпотом ЭЛЬ…., ЭЛЬ….,ЭЛЬ…, энергично подтягивая верхнюю губу вместе с произношением звука. Делаем 6 – 8 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 3.
Рот раскрыт, расстояние между зубами - в один палец, поставленный ребром; произносим тихим, легким шепотом И….И…..И, энергично подтягивая верхнюю губу вверх, затем произнести тихим, легким шепотом У…У…У…, спустя вниз нижнюю губу. Повторить полным голосом!
УПРАЖНЕНИЕ № 4.
Произносим тихим и легким шепотом У…У…У…,вытягивая губы трубкой вперед, затем И…И…И…, растягивая их в стороны. Произнести поочередно И..И…И…(растянуть губы), У…У…У…(вытянуть губы). Делаем это упражнение 6- 8 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 5.
Произнести И – Э – А полным голосом, поднимая вверх верхнюю губу. Делаем упражнение 6 раз!
Произнести И – Э – А полным голосом, опуская вниз нижнюю губу. Делаем упражнение 6 раз!
Произнести поочередно И – Э – А, поднимая вверх верхнюю губу, а затем вниз нижнюю губу. Делаем 6 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 6.
Произнести полным голосом И – Э, фиксируя кончик языка у нижних языков, затем продвигая его на губы. Произнести О – У, оттягивая язык глубоко в ротоглоточную полость. Проделать упражнение поочередно И – Э (язык на губах), О – У (язык глубоко в рот). Делаем 6 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 7.
Наклон головы назад – вдох, возвращаясь в исходное положение, произнести тихим, легким шепотом И – Э – О – У – А – Ы (поднимая вверх верхнюю губу). Повторить полным голосом. Делаем 8 раз!
УПРАЖНЕНИЕ № 8.
Кружение головы справа – налево с произношение И – Э – О – У – А – Ы (сначала полным голосом, затем тихим, легким шепотом). Делаем 6 раз!
Закрепление материала и подведение итога урока.
Ребята, сейчас мы с вами закрепим материал, полученный в ходе урока. Наш артикуляционный аппарат готов к работе. Я раздам вам слова (приложение №1) на согласные звуки, вам необходимо их прочесть, но не забывайте контролировать правильность выполнения дикционных комплексов. Итак, начали!
Молодцы, ребята! Подведем итог урока!
Как вы считаете, что дали вам сегодняшние упражнения? При выполнении данных упражнений, в чем у вас возникла сложность? Легче ли на практике стало произношение слова после таких упражнений?