kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Образ человека и природы Крайнего Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

 1. Показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в разных природных условиях.

2. Развивать творчество и графические навыки.

3. Воспитывать уважение к культуре  других народов.

Оборудование:   географическая карта, слайды с  фотографиями тундры и полярных животных; гуашь, кисти, ножницы, клей, чукотские костяные фигурки людей и животных.

Ход урока:

  1. Организация внимания и сообщение темы урока.

На большом экране фотография Крайнего Севера. Тихо звучит музыка народов севера.

-Сегодня мы начинаем путешествие по северным районам нашей страны и отправляемся за Северный Полярный круг на Чукотский полуостров.

2. Беседа о природе и жизни людей на Чукотке.

На доске географическая карта.

- Что мы можем вспомнить об этом крае?

Д.  Это обширная тундра, тянущаяся до Северного Ледовитого океана. Климат холодный. В условиях продолжительной полярной зимы и короткого лета здесь расположена зона вечной мерзлоты, когда верхний слой земли оттаивает лишь на полметра. Всё это неблагоприятно влияет на скудную растительность.

-Совершенно верно: это суровый и на первый взгляд неприветливый край. Но почему же более 5000 лет здесь живут люди, не пытаясь уйти от таких трудных условий?

Выслушиваются ответы детей.

-Коренное население – чукчи и эскимосы – не просто приспособились к суровым условиям вечных снегов. Тундра и океан стали их домом, неотъемлемой частью их жизни. Они не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней: для них природа живая, её образ пронизывает всю жизнь и искусство. Совсем другими глазами, чем мы с вами, видит чукча окружающий его мир. Для него это не нагромождение льда и снега, а прекрасная поэтичная картина. Послушайте, как видит снег простой чукотский мальчик из романа Виктора  Рытхэу:

Подготовленный ученик читает отрывок из романа. На экране меняются слайды.

- «Прямо из-под ног, вниз, к морю, уходит ледник, словно огромная снежная река. Крупные кристаллы сверкали на солнце, горя всеми цветами северного сияния. Ледник полого уходит в воду, а дальше простиралась светло-зелёная морская гладь с неподвижно застывшими на ней белыми с голубизной понизу льдинами».

-Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине! Давайте подумаем, что ещё как художников  может привлечь нас на необъятных просторах тундры?

На экране видео  северного сияния.

-Как и все народы на Земле, жители Севера пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событиям. Так родилась легенда и о северном сиянии.

«Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся  дед  с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина спасла, но волк её ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик,  но, откуда ни возьмись, подлетел к нему сокол,  велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костёр, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело».

-Природа может  быть суровой, но именно она научила чукчей ценить и хранить тепло. Как?

Д. В холодных условиях необходимо тёплое жилище. У чукчей оно называется чумом и похоже на шалаш из шкур.

На экране появляется слайд с изображением чумов.

-Чум – это русское название жилища чукчей, более точно оно называется ярангой. Это удивительное сооружение, внешний вид и строение которого подсказала людям сама природа.

Чукчи  весь мир представляли одной огромной тундрой, над которой раскинулся купол неба. Именно так и строится яранга: на поддерживающие жердины –треноги натягиваются шкуры оленей или моржей в два слоя летом и в четыре зимой. Яранга поднимается легко и быстро, за несколько часов жильё уже готово. К нему относились с глубоким уважением. Я ранга служила многим поколениям. Только в случае если весь род прекращался, её сжигали. Установка яранги была праздником с танцами и заклинаниями.

-Издавна на Чукотке живёт искусство резьбы по кости моржа и оленя. Раньше оленеводы и охотники вырезали небольшие фигурки, а теперь этим занимаются мастера и художники.

Рассматриваем фигурки, обращаем внимание на то, как точно переданы пропорции и движения животных и человека.

-Как вы думаете, зачем люди это делали?

Д. В наши дни эти предметы являются декоративными, а раньше они могли служить для каких-нибудь обрядов.

-Почему жители Чукотки так трепетно относятся к животным тундры и моря?

Д. Без этих животных невозможна жизнь. Охотники побережья всё необходимое для жизни получают от моржа и нерпы, а оленеводы тундры- от оленя: еду, шкуры для жилища и одежды.

-Верно. Жизнь этих людей раньше целиком зависела от промыслового зверя. Чукчи не отделяли себя от природы – они растворялись в ней, считая себя её частью. Для чукчей природа была живой, её обитатели были связаны незримой нитью. Эти люди считали себя потомками животных (для прибрежных охотников это был кит), а мир вокруг был полон злых и добрых духов, которые следили за тем, чтобы человек не причинял вреда окружающему миру.

Отсюда интересные обычаи, которые нам с вами могут показаться очень странными. Например, охотник, возвратившись с добытым морским зверем, перед ярангой обязательно останавливал нарты и поливал голову зверя чистой водой. Это объяснялось тем, что морского обитателя, пока его везли до стойбища, замучила жажда, и если его не напоить,  дух  морских зверей рассердиться на охотника, и ему больше не будет удачи. А когда осенью чукчанки отыскивают мышиные кладовые со сладкими клубнями тундровых растений, они обязательно в знак благодарности кладут вместо припасов табачную жвачку, думая, что зимой мышь сможет обменять её на еду.

Удачная охота всегда была праздником, на  который приглашали соседей, чтобы отблагодарить дух убитого зверя. Попробуйте понять, о чём идёт речь в таком приглашении: «Удача посетила нашу ярангу, приходите и воздайте должное хозяину ледяных просторов – умке».

3.Творческая работа.

Я предлагаю вам создать свой образ тундры, какой вы её себе представляете. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа будет изображать саму тундру (снега, небосвод, северное сияние, море и льдины), а другая – арктических животных, яранги и людей. В конце работы необходимые элементы вырезаются и наклеиваются на общий фон.

Дети работают под музыку народов севера. На экране демонстрируется слайд-шоу с картинами  Крайнего Севера.

4. Итог урока.

-Понравилась ли вам природа Крайнего Севера?

- Чем именно?

-Каким видом искусства занимаются художники тундры?

Я предлагаю вам дома составить небольшие рассказы или сказки о Крайнем Севере.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Образ человека и природы Крайнего Севера" »

МКОУ «СОШ №15» ИМР СК ст.Староизобильная.











Урок изобразительного искусства в 4 классе.

Тема: «Образ человека и природы Крайнего Севера в искусстве».







Учитель: Зубкова С.В.





















Цели:

1. Показать разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в разных природных условиях.

2. Развивать творчество и графические навыки.

3. Воспитывать уважение к культуре других народов.

Оборудование: географическая карта, слайды с фотографиями тундры и полярных животных; гуашь, кисти, ножницы, клей, чукотские костяные фигурки людей и животных.



Ход урока:

  1. Организация внимания и сообщение темы урока.

На большом экране фотография Крайнего Севера. Тихо звучит музыка народов севера.

-Сегодня мы начинаем путешествие по северным районам нашей страны и отправляемся за Северный Полярный круг на Чукотский полуостров.

2. Беседа о природе и жизни людей на Чукотке.

На доске географическая карта.

- Что мы можем вспомнить об этом крае?

Д. Это обширная тундра, тянущаяся до Северного Ледовитого океана. Климат холодный. В условиях продолжительной полярной зимы и короткого лета здесь расположена зона вечной мерзлоты, когда верхний слой земли оттаивает лишь на полметра. Всё это неблагоприятно влияет на скудную растительность.

-Совершенно верно: это суровый и на первый взгляд неприветливый край. Но почему же более 5000 лет здесь живут люди, не пытаясь уйти от таких трудных условий?

Выслушиваются ответы детей.

-Коренное население – чукчи и эскимосы – не просто приспособились к суровым условиям вечных снегов. Тундра и океан стали их домом, неотъемлемой частью их жизни. Они не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней: для них природа живая, её образ пронизывает всю жизнь и искусство. Совсем другими глазами, чем мы с вами, видит чукча окружающий его мир. Для него это не нагромождение льда и снега, а прекрасная поэтичная картина. Послушайте, как видит снег простой чукотский мальчик из романа Виктора Рытхэу:



Подготовленный ученик читает отрывок из романа. На экране меняются слайды.

- «Прямо из-под ног, вниз, к морю, уходит ледник, словно огромная снежная река. Крупные кристаллы сверкали на солнце, горя всеми цветами северного сияния. Ледник полого уходит в воду, а дальше простиралась светло-зелёная морская гладь с неподвижно застывшими на ней белыми с голубизной понизу льдинами».

-Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине! Давайте подумаем, что ещё как художников может привлечь нас на необъятных просторах тундры?

На экране видео северного сияния.

-Как и все народы на Земле, жители Севера пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событиям. Так родилась легенда и о северном сиянии.

«Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся дед с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина спасла, но волк её ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик, но, откуда ни возьмись, подлетел к нему сокол, велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костёр, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело».



-Природа может быть суровой, но именно она научила чукчей ценить и хранить тепло. Как?

Д. В холодных условиях необходимо тёплое жилище. У чукчей оно называется чумом и похоже на шалаш из шкур.

На экране появляется слайд с изображением чумов.

-Чум – это русское название жилища чукчей, более точно оно называется ярангой. Это удивительное сооружение, внешний вид и строение которого подсказала людям сама природа.

Чукчи весь мир представляли одной огромной тундрой, над которой раскинулся купол неба. Именно так и строится яранга: на поддерживающие жердины –треноги натягиваются шкуры оленей или моржей в два слоя летом и в четыре зимой. Яранга поднимается легко и быстро, за несколько часов жильё уже готово. К нему относились с глубоким уважением. Я ранга служила многим поколениям. Только в случае если весь род прекращался, её сжигали. Установка яранги была праздником с танцами и заклинаниями.

-Издавна на Чукотке живёт искусство резьбы по кости моржа и оленя. Раньше оленеводы и охотники вырезали небольшие фигурки, а теперь этим занимаются мастера и художники.

Рассматриваем фигурки, обращаем внимание на то, как точно переданы пропорции и движения животных и человека.

-Как вы думаете, зачем люди это делали?

Д. В наши дни эти предметы являются декоративными, а раньше они могли служить для каких-нибудь обрядов.

-Почему жители Чукотки так трепетно относятся к животным тундры и моря?

Д. Без этих животных невозможна жизнь. Охотники побережья всё необходимое для жизни получают от моржа и нерпы, а оленеводы тундры- от оленя: еду, шкуры для жилища и одежды.

-Верно. Жизнь этих людей раньше целиком зависела от промыслового зверя. Чукчи не отделяли себя от природы – они растворялись в ней, считая себя её частью. Для чукчей природа была живой, её обитатели были связаны незримой нитью. Эти люди считали себя потомками животных (для прибрежных охотников это был кит), а мир вокруг был полон злых и добрых духов, которые следили за тем, чтобы человек не причинял вреда окружающему миру.

Отсюда интересные обычаи, которые нам с вами могут показаться очень странными. Например, охотник, возвратившись с добытым морским зверем, перед ярангой обязательно останавливал нарты и поливал голову зверя чистой водой. Это объяснялось тем, что морского обитателя, пока его везли до стойбища, замучила жажда, и если его не напоить, дух морских зверей рассердиться на охотника, и ему больше не будет удачи. А когда осенью чукчанки отыскивают мышиные кладовые со сладкими клубнями тундровых растений, они обязательно в знак благодарности кладут вместо припасов табачную жвачку, думая, что зимой мышь сможет обменять её на еду.

Удачная охота всегда была праздником, на который приглашали соседей, чтобы отблагодарить дух убитого зверя. Попробуйте понять, о чём идёт речь в таком приглашении: «Удача посетила нашу ярангу, приходите и воздайте должное хозяину ледяных просторов – умке».



3.Творческая работа.

Я предлагаю вам создать свой образ тундры, какой вы её себе представляете. Для этого мы разделимся на две группы. Одна группа будет изображать саму тундру (снега, небосвод, северное сияние, море и льдины), а другая – арктических животных, яранги и людей. В конце работы необходимые элементы вырезаются и наклеиваются на общий фон.

Дети работают под музыку народов севера. На экране демонстрируется слайд-шоу с картинами Крайнего Севера.

4. Итог урока.

-Понравилась ли вам природа Крайнего Севера?

- Чем именно?

-Каким видом искусства занимаются художники тундры?

Я предлагаю вам дома составить небольшие рассказы или сказки о Крайнем Севере.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Образ человека и природы Крайнего Севера"

Автор: Зубкова Светлана Владимировна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока географии "Население и хозяйство тундры" Презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekturokaghieoghrafiinasielieniieikhoziaistvotundrypriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "303191"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457454374"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-razdiel-kulinariia-prighotovlieniie-bliud-iz-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "200394"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428830020"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: "Наша Родина - Россия" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasha-rodina-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "217199"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433264235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны." "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-sieviernyie-biezliesnyie-prirodnyie-zony"
    ["file_id"] => string(6) "144202"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665966"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Природные зоны Северной Америки" конспект крока "
    ["seo_title"] => string(51) "prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki-konspiekt-kroka"
    ["file_id"] => string(6) "186987"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426439646"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства