Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 2 класс. "Живая и неживая природа"»
Разработка урока "Неживая и живая природа"
Пояснительная записка
к уроку окружающего мира во 2 классе
по теме: «Живая и неживая природа»
В свете новых стандартов для решения проблемы воспитания и развития личности недостаточно передать ученику готовые знания. Необходима самостоятельность и в обучении и воспитании. Для самостоятельного овладения знаниями следует сформировать способность к открытиям нового в известном, содействовать превращению этой способности учащихся в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.
I. Место урока Изучение темы «Живая и неживая природа» входит в раздел «Природа» по программе «Окружающий мир» А.А.Плешаков. На изучение этого раздела отводится 20 уроков. Урок «Живая и неживая природа» проводится первым в разделе.
II. Цель урока. Дать представление о живой и неживой природе.
III. Задачи урока. Планируемые результаты:
личностные результаты
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
IV. Характеристика урока.
Методы обучения: подводящий диалог, проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Этапы урока:
Введение в урок.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Совместное «открытие» новых знаний.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
V. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, кукла Березовый листочек, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» часть 1, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», фигуры: красные квадраты, желтые треугольники, желтые круги.
VI. Структура урока:
Введениее в урок. В начале урока звучит песня «Листья желтые» в исполнении Анжелики Варум создавая положительный психологический настрой учащихся.
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Во время этапа актуализации знаний при постановке проблемы используются музыкальная композиция «Листья желтые над городом кружатся…» и письмо Листочка с заданиями, благодаря которым учащиеся смогут определить, что одни объекты относятся к живой природе, а другие к неживой.
Совместное «открытие» новых знаний. На этапе «открытия» новых знаний ребятам предлагается отгадать несколько загадок и составить из первых букв отгадок слово. Затем из слов отгадок нужно составить 2 группы живая природа и неживая. Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести слово АРБУЗ. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно, затем читают его в учебнике. Перед учениками возникает новый проблемный вопрос: что связывает объекты живой природы и неживой. Здесь помогают задания из письма героя – листочка. Для первичного закрепления предлагается выполнить упражнение в рабочей тетради (работа парами), проверь своего товарища.
Физкультминутка. Способствует изучению нового материала, потому что ребята вместе с листочком (куклой) шагают, приседают, прыгают, танцуют.
Продолжение работы по теме урока. После небольшого отдыха в виде физминутки, класс делится на 3 группы (1 ряд одна группа и т.д.). Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. После чего учитель задаёт вопрос: По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Дети обобщают полученные знания. Учителю необходимо спросить у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
Рефлексия. Ребятам предлагается ответить на вопросы учителя, а также в учебнике, нужно объяснить схему (взаимосвязь неживой и живой природы). Цель урока (Дать представление об объектах живой и неживой природы) - успешно решена. Учащиеся самостоятельно делают вывод и проводят рефлексию своей работы.
Домашнее задание. Выполнить задание в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы).