kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме " Домашние и дикие животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличать домашних животных от диких, знать повадки животных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме " Домашние и дикие животные"»

Конспект урока окружающего мира 2 класс

Тема урока: «Домашние животные»

Цель: углубить знания о домашних животных.

Задачи урока:

  1. Изучить особенности домашних животных, обобщить знания, ознакомить детей с редкими домашними животными.

  2. Развивать умение анализировать и обобщать.

  3. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.




Ход урока


I. Организация класса

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу и мне.

- Это поможет преодолеть трудности..

II. Проверка домашнего задания

- Вы уже много узнали о млекопитающих, и сейчас мы поверим, насколько вы хорошо запомнили сведения о зверях, а проверку проведём в форме игры. Игра будет командная: каждый ряд – команда. Игра называется «Знатоки зверей»: Команда № 1 «Растительноядные», Команда № 2  «Хищники», Команда № 3  «Всеядные».

- Я буду задавать каждой команде по очереди по одному вопросу, отвечать будет один человек из команды, если он ошибся, у вас будет ещё один шанс ответить, если команда ошиблась второй раз, вопрос переходит к другой команде. Выкрикивать нельзя, будем снимать очки. Определить победителей нам поможет …

  1. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

  2. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

  3. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)

  4. Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)

  5. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)

  6. Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька)

  7. У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)

  8. Чье жилище называют гайно? (Белка)

  9. Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка)

  10. Какие звери летают? (Летучая мышь)

  11. Кого называют королем грызунов? (Бобр)

  12. Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)

  13. Кого называют шатуном? (Медведь)

  14. У какого животного самая длинная шея? (Жираф)

  15. Как назвать гнездо белки? (Гайно)

  16. Подземное животное из сказки «Дюймовочка»? (Крот)

  17. Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк)

  18. Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук и др.)

  19. Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)

  20. Кто носит ветвистые рога: самец или самка лося? (Самец)

  21. Когда родятся медвежата? (Зимой)

  22. Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)

  23. Что делает еж зимой? (Спит)

  24. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

Подведение итогов игры.

- Молодцы ребята, ответили на все вопросы, а определить победителей нам поможет. … Победила команда, … они получают диплом «Лучшие друзья зверей», за отличные знания. А лучшими знатоками животных стали…….

- Молодцы, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с животным миром.

  1. Изучение нового материала

1. Объявление темы и целей урока

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.

1. Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое (Корова).

2. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (Баран).


  1. Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (Лошадь).


  1. Что за зверь

Со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки (Котёнок)!


  1. Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов (Курица).


  • Что объединяет всех этих животных?

(Это домашние жи­вотные.)

- Тема нашего урока - «Домашние животные». На сегодняшнем уроке мы выясним. Какие животные относятся к домашним, какую пользу они приносят людям.

2. Беседа о домашних питомцах

- Каких животных мы называем домашними?

(Которые живут в домах, у людей.)

- Как мы отличаем домашних животных от диких?

(Дикие животные сами добывают себе пищу, сами спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве.)

- Какие домашние животные содержатся у вас дома?

- Каких домашних млекопитающих вы знаете?

- С какой целью разводят коров? Коз и овец? Свиней? Кроликов?

- Каких домашних птиц вы знаете?

- Гуси – удивительно интересные жители птичьего двора.

- Чем отличаются домашние гуси от диких?

- Где проводят зиму дикие гуси? А где домашние?

- Могут ли домашние гуси перезимовать без помощи чело­века?

Гуси питаются преимущественно растительной пищей. С помощью своего снабженного режущими краями клюва они щиплют траву и злаки, капусту и другие огородные растения, обрывают листочки, ягоды, стручки и колосья, ловко вышелушивают последние и обнажают зерна, роются на дне мелких луж, ища и там корм. Некоторые виды едят, кроме того, насекомых, ракушек и мелких позвоночных. Дикие гуси улетают на юг. Домашние гуси не могут сами добывать себе пищу, их обязательно нужно кормить.

Гусь для человека это мясо, пух, перо.

3. Анализ иллюстраций учебника на с. 30-31

- Откройте учебник на с. 30.

Рассмотрите первую иллюстрацию слева.

- Каких домашних животных вы видите на рисунке?

(Оленя и собаку.)

- В каком регионе России можно наблюдать такую картину?

(На Севере.)

- Олень – первый помощник человеку на Севере. Его запрягают в оленью упряжку. Сани на Севере называются нарты, а управляет ими каюр. Люди питаются мясом оленей, из их шкур шьют одежду и обувь. Северяне спят на оленьих шкурках и даже изготавливают из них дома.

Собака помогает охотиться.

- Посмотрите на второй рисунок. Кого вы видите?

(Девочку, кошку и мышку.)

-Как вы думаете, нравится ли девочке кошка?

- Почему вы так решили?

- Какую пользу приносят кошки?

- Посмотрите на следующий рисунок. Как вы думаете, какая ситуация изображена на иллюстрации?

- Действительно, мальчик, гуляя в лесу, заблудился, а собака по запаху смогла его найти.

- Посмотрите на следующее изображение. В каком регионе происходит действие?

(На Кавказе, Алтае.)

- Каких домашних животных вы видите?

(Овцы, лошадь, собака.)

- Чабан, так в горах называют пастухов, пасёт отару овец. Он передвигается на лошади. Собака помогает держать отару.

- Ребята, как вы думаете, есть ли хищники на рисунках?

(Собака, кошка)

- А растительноядные?

(Олень, лошадь, овцы.)

- Кто знает, чем питается Северный олень?

(Ягелем.)

- Может ли человек прожить без домашних животных?

(Одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, яйца, пух, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.)

- Не всех животных, которые живут рядом с человеком, считают домашними. Аисты, ласточки, воробьи, мыши, мухи живут рядом с людьми, но это дикие животные. Они сами добывают себе пищу, спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве. О пище, здоровье, жилье, потомстве домашних животных заботится человек.

4. Чтение и анализ текста учебника на с.31

- На с. 31 найдите текст. Среди домашних животных…

5. Рассказ учителя об одомашнивании животных

- Знаете ли вы, как человеку удалось приручить диких зверей?

- Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму, нередко бра­ли на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать и поднимать с лёжки  зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так, с общей охо­ты и началась дружба человека и собаки.

Когда первобытные  люди охотились на кабанов, ди­ких козлов, быков и баранов, они приносили детены­шей этих зверей — поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились руч­ными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали.

Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормильцам и друзьям. Люди изображали своих любимцев сначала на наскальных рисунках, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, ска­тертях, вырезали из дерева и камня.

Они и сейчас живут рядом с нами — наши верные друзья и неизменные спутники — домашние животные.

О них слагали стихи, сказки и легенды. О кошках, собаках, коровах, лошадях, овцах, козах и свиньях при­думано множество пословиц и поговорок, а поведение этих животных отразилось в большом количестве народ­ных примет, связанных с природными явлениями и жизнью человека.

- Ребята, а знаете ли вы пословицы, в которых говориться о домашних животных?

Корова на дворе — харчи на столе.

Собака – друг человека.

И собака помнит, кто ее кормит.

- Все мы с детства знаем, что собака - друг человека, верный, преданный, неизменный, на всю ее собачью жизнь. И любит она своего хозяина всегда и всякого, и он для нее самый-самый. Собака приносит огромную пользу здоровью своего хозяина, спасает от одиночества и плохого настроения. Есть специально обученные собаки, которые помогают передвигаться слепым людям по городу, собаки, которые ищут наркотические вещества, взрывоопасные устройства и людей, собаки – спасатели.

Конечно же, собаки – это ещё и защитники. Даже самая маленькая собачка способна отпугнуть воров, если никого нет дома.

- Итак, все любят собак. Но какое нужно знать правило при встрече с чужой собакой?

(Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было.)

- Если на вас залаяла собака – не нужно кричать, убегать, махать руками, так как собака может принять ваши действия за угрозу. Нужно спокойно плавно и медленно отойти от неё в сторону.

- В наши дни, люди начали одомашнивать и других диких животных. Но не все виды животных способны ужиться с человеком и только немногие смогли преодолеть страх перед ним. Разные народы приручали самых неожиданных животных – антилоп, крокодилов, питонов и др. Но приручить - не значит одомашнить! Число одомашненных животных невелико - около 25 видов. Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащиеся в неволе животные, принесли потомство. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве или в качестве домашнего питомца. Послушайте об одном удивительном животном которого удалось приручить.

 Медведь. Раньше маленьких медвежат специально забирали у матери, чтобы приручать и принудительно выполнять вещи не свойственные дикому животному для собственного людского удовольствия. Однако теперь, большинство этих огромных животных держат в качестве домашних животных только из-за того, что они попали в какую-либо беду. Так молодой человек, который работает в организации по спасению редких животных, в одной из экспедиции наткнулся на малюсенького медвежонка-гризли, весящего не более 10 килограмм возле своей застреленной браконьерами матери. Малыш был бы обречён на мучительную смерть, если бы парень не решил взять его с собой. С тех пор прошло уже 7 лет, а молодой человек и его необычный домашний зверь до сих пор являются самыми лучшими друзьями. У медведя, как у настоящего члена семьи есть своё место за обеденным столом. И мало того, он даже стал свидетелем на свадьбе у своего хозяина.

- Ребята, поднимите руки те, кто считает, что иметь такого домашнего животного безопасно.

- Поднимите руки те, кто считает, что не следует заводить таких домашних животных. Почему вы так решили?

- Правильно, ребята! Дикие животные непредсказуемы. Не следует держать диких зверей дома – так и человек будет в безопасности, и животным комфортнее в естественной среде обитания и лучше наблюдать за ними в зоопарке, где созданы необходимые условия.

6. Выполнение заданий

а) - Итак, давайте вернёмся к домашним животным, которые живут у нас дома.

- Их можно разделить на несколько групп: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые.

- Приведите примеры домашних животных, являющихся млекопитающими.

- Птицами.

- Рыбами.

- Насекомыми.

Учащиеся составляют схему.

- На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных?

(Хищники, растительноядные, всеядные.)

- Приведите примеры домашних животных каждой группы.

б) – Человек проявляет заботу о домашних питомцах: кормит, ухаживает. Лечит, обустраивает им жилище. Давайте определим, в чем живут домашние животные.


Пчела


Сарай

Собака


Курица


будка

Корова


птичник



улей

Утка


курятник



IV. Закрепление материала, изученного на уроке

- Рассмотрите рисунки домашних животных. Определите, к какой группе каждое из них относится.

Учащиеся дополняют своими примерами каждую группу животных.

• Млекопитающие: верблюд, корова, свинья, лошадь, овца, коза, кошка, собака.

• Птицы: почтовый голубь, утка, гусь, курица, индейка, перепелка.

• Рыбы (аквариумные рыбки): гуппи, меченосец, золотая рыбка, гурами, неон.

• Насекомые: шелкопряд, пчела.

V. Итог урока

- О какой группе животных мы с вами вели речь на уроке?

  • Какую пользу приносят домашние животные?

  • Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется с “домашними любимцами (питомцами)”, которых содержат в клетках, аквариумах, террариумах и других “домиках”, а другим (например, кошкам, собакам, кроликам) разрешают свободно перемещаться по помещению.

  • Что вам понравилось на уроке?

- Мне понравилось, как работали …

До свиданья!




ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Каких животных называют домашними?

Как ты их отличаешь от диких?

Вокруг человека много животных. Но не все из них - ДОМАШНИЕ.

Аисты, мыши, мухи живут рядом с человеком. Но это ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Они сами добывают себе пищу, сами спасаются от врагов, сами за­ботятся о жилище и потомстве.

Где проводят зиму дикие гуси? А где — домашние? Могут ли они перезимовать без заботы человека?

Домашних животных человек кормит, обере­гает от врагов и болезней, разводит для своих нужд. Кошек и собак человек поселяет в своём доме, а коров, кур, пчёл — в коровниках, птич­никах, ульях.

Может ли человек прожить без домаш­них животных? Почему?

Одни домашние животные помогают челове­ку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями.

Рассмотри рисунки. Какую помощь чело­веку оказывают эти животные? Есть ли среди них хищники?

Среди домашних животных есть и расти­тельноядные, и хищники, и всеядные. Всех их человек приручил очень и очень давно. Од­нако многие повадки* животные сохранили от диких предков*. Лошадь лягается, коза бода­ется, кошка царапается.



Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было!



Сообщи соседу по парте о том, каких домашних птиц и для чего разводят в вашем крае. А он тебе расскажет о домаш­них млекопитающих.


Дополнительно


Яки. Это необычные быки. Их высота достигает двух мет­ров, вес - тысячу килограммов. Главное, что бросается в глаза, это их шерсть. По бокам она настолько длинна, что почти до­стигает земли, образуя как бы юбку. Это очень важно для яков, ведь они, обитая в горах, пасутся в часто еще заснеженных до­линах. Добывать себе корм из-под снега яки могут острыми и крепкими копытами. А вот спать на снегу холодно, нужна под­стилка. Это как раз и есть та самая юбка, которая дает возмож­ность животным спокойно отдыхать на снегу даже в сильные морозы. Яки не боятся холода, потому им не нужны теплые по­мещения. Для них не надо заготавливать корм - яки сами его добывают. А дают яки людям многое. Например, очень теплую шерсть. С одного взрослого яка ее настригают до трех килограм­мов. Из этой шерсти ткут покрывала, валяют войлок, а из шерсти яков-телят делают ткань для одежды. Яки дают и молоко. Не так много литров 500 в год, но оно очень жирное и полезное. Наконец, яки - отличные вьючные животные. На них перевозят грузы, и с поклажей в 150 кг як может пройти по крутым горным тропинкам. Не случайно яков используют на Алтае и в Бу­рятии.

Овцы. Из овечьих шкур шьют тулупы, полушубки, дубленки. Лучшие в мире овчины получают из овец романовской породы. Овчины легкие, красивые, прочные, теплые. Романовские овцы были выведены крестьянами бывшей Ярославской губернии. У овец романовской породы есть еще очень важное для че­ловека качество - они приносят много ягнят. Овцы других пород обычно рождают одного ягненка, иногда двух-трех, рома­новские, как правило, двух-трех, нередко четырех, некоторые и шесть, а бывали случаи, когда сразу рождались девять. Шерсть овчины - не единственное, что получает человек от овец. Овцы дают молоко. Из этого молока готовят знамени­тые овечьи сыры и брынзу. О мясе - баранине - и говорить не­чего. Ценится и курдючное сало - очень вкусный и полезный продукт. Люди заметили, что у некоторых овец у основания хвоста, в так называемом курдюке, откладывается запас сала. И вывели специальные курдючные породы.

Козы. Козы дают людям многое: молоко, шерсть, мясо, ко­жу, пух. Издавна люди заметили, что одни домашние козы дают больше шерсти или пуха, другие - больше молока. И тогда они стали намеренно отбирать и разводить тех, которые им были нужнее. И вот теперь выведено немало пуховых, шерстных, мо­лочных пород. Знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки делают из пуха коз оренбургской породы. Платки эти очень красивые, теплые и такие тонкие, что большой платок можно пропустить сквозь маленькое колечко. Как ни высоко ценится пух и шерсть коз, но во многих странах мира их разво­дят главным образом из-за молока. Козье молоко жирное, пита­тельное. Хотя оно отличается своеобразным привкусом, кото­рый не каждому нравится. Оно очень полезно больным людям и детям, из козьего молока делают великолепные сыры и другие молочные продукты.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме " Домашние и дикие животные"

Автор: Попрыгина Ирина Николаевна

Дата: 24.11.2023

Номер свидетельства: 640603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира на тему "Домашние животные, их значение в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiranatiemudomashniiezhivotnyieikhznachieniievzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "325796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463044189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "знакомство с дикими и домашними животными конспект урока окружающего мира 2 класс"
    ["seo_title"] => string(91) "znakomstvo-s-dikimi-i-domashnimi-zhivotnymi-konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447478629"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Наша безопасность. Огонь, вода и газ." "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-nasha-biezopasnost-oghon-voda-i-ghaz"
    ["file_id"] => string(6) "184921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426110869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_dikiie_i_domashniie_zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "429837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506450780"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние жвотные" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-dikiie-i-domashniie-zhvotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "214434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432306809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства