ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1. Орг.момент – 1-2 мин Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок. | Учитель. Ребята! Готовы к уроку? Дети. Да! Учитель. На вас надеюсь я, друзья. Дети. Мы хороший дружный класс – Все получится у нас! Учитель. Сядьте, пожалуйста, девочки. Сядьте, пожалуйста, мальчики. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. |
Актуализация знаний – 3-4 мин. Приём “Да-Нет”. Формирует универсальные учебные действия: | -Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с животными, а с какими мы узнаем чуть позже. А сначала поиграем с вами в игру «Да-Нет». Я загадываю животное, а вы задаете мне вопросы, которые помогут вам угадать это животное. Я могу отвечать только «да» или «нет». (Волк) . | Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". |
Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения) – 4-5 мин. Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи) | – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) – Кто это? – Как одним словом можно назвать этих животных? – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. – На уроке окружающего мира нам поможет изучать мир помощник. Узнайте его: Трудится с утра до ночи, Строит дом высокий очень. Муравейник – тёплый дом, Миллионы комнат в нём. Строит кто? Скажи скорей! Это крошка – … (муравей.) | Слушают запись звуков пчел на лугу. -Пчелы. -Насекомые. -Жужжат, летают, маленькие. - Узнать, каких животных мы называем насекомыми. - Познакомиться с насекомыми, узнать о них больше. |
| – Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит: – Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые? – Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь. | |
Физминутка – 2 мин. «Стрекоза» | Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась Раз-росой она умылась Два-изящно покружилась Три нагнулась и присела На четыре-полетела У реки остановилась Над водою закружилась. | |
Открытие новых знаний о насекомых – 7-8 мин. Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». | - Откройте учебники на стр. 16-17. Посмотрите внимательно и назовите каких животных вы видите.
– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.) – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.
– Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. – Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным.
– Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. - У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. - Как вы считаете, зачем лапки пчеле?
- А зачем лапки водяному жуку?
– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) | Работа с учебником. -Стрекоза, кузнечик, муха, комар, бабочка, муравьи, божья коровка, водомерка. - У насекомых есть крылья, усики, 3 части тела, 6 ног. - Летать по лугу, издавать звуки. - Нет, крылья есть у птиц, у других животных, даже у рыб. - Нет, нельзя. - Чтобы ощупывать окружающие предметы, чувствовать запах. - Нет. -Нет, нельзя. – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения. - Нет. |
Первичное закрепление – 8-10 мин. Игра «Узнайте насекомое» Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых. | – Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он? Он по комнате кружит. Зло пищит, зудит, жужжит. Сел тихонько мне на лоб. Я его с размаху – шлёп! Увернулся он от драки. Вновь готовится к атаке. Превращает ночь в кошмар, Этот маленький…(Комар) - В г. Усинске есть памятник комару. На лугах и на опушке, Средь травы зеленой, Маскируется искусно Длинноус веселый! Стрекотание его, Часто режет уши, Никому не верит он – Хочешь, нет? А слушай! Ноги – длинные по плечи, Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) Кто чуть свет уже в полёте От цветка и до цветка – Вся в пыльце, весь день в работе И жужжит наверняка! Кто нам дарит мёд душистый: Майский, липовый, лучистый, Чтоб простуда не взяла? Больно жалит кто? (Пчела) Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям – страж. С вредной тлёй воюет ловко эта...(Божия коровка) Всем она надоедает И по комнатам летает, Пристаёт и вновь резвится, Ей спокойно не сидится. Всё летает и жужжит, На стекле окна сидит, Позолоченное брюхо, Догадались? Это – ... (Муха) Наблюдаю я полёт – Надо мною вертолёт. Кто же ты? А ну, постой. Длинный хвостик голубой, Крылья, будто в паутинке, Очень тоненькие льдинки. И огромные глаза. Кто же это? (Стрекоза) – Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок? | Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе. |
Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону – 3-5 мин. Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ. | – А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) – Проверим результат вашей работы. | Дети выполняют задание. Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном. |
Самостоятельная работа в группах – 3 мин. Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых. | – Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе. (На партах у каждой группы коллекции насекомых.) – Рассмотрите внимательно коллекции, определите, что объединяет этих животных в одну группу. – Свой ответ начните со слов: «Мы исследовали ….» | Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
Выступление групп. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке – 5 мин. Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. | – Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое. – Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым? – Расскажи нам о своей жизни.
– Спасибо Муравьишка! – Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. – Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.) |
Муравьи живут семьёй. Как их много, ой-ёй-ёй! Дом в лесу стоит средь ёлок. Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли. Всё, что притащить смогли. Целый день они в работе, О жилье своём в заботе. Входы–выходы копают, Из гнезда сор убирают. Муравьи в лесу полезны – Сберегают от болезней. Вредных мошек поглощают, Тем деревья защищают. Осень – чудная пора. Собирайся, детвора, В лес по ягоды, грибочки, Обходи кусты и кочки. Муравейник не ломай. От беды оберегай. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности. |
10. Вывод – 1-2 мин. | – Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей! | |
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 1 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
4. Биологический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1986.
5. С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. – М. : Педагогика, 1986.