Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
Формирование УУД : регулятивные - Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
познавательные - самостоятельное формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Смысловое чтение.
коммуникативные
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Ход урока
Орг. Момент.
- Сегодня у нас необычный день, у нас сегодня праздник, потому что к нам пришли гости.
Приветствие гостей. Дети: « В добрый день и в добрый час очень рады видеть вас!»
- Вам, ребята я желаю успехов. Я точно знаю, что у вас всё получится, ведь вы самые умные и грамотные ученики.
2 Актуализация знаний.
Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.
- Чем отличаются звуки от букв? ( ответы детей)
- Давайте вспомним, какие бывают звуки. ( чтение схемы на доске гласные-согласные, ударные- безударные, звонкие- глухие, твёрдые- мягкие) . Параллельно можно дать дифференцированную работу по карточкам ( 3-4 уч-ся)
- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила мою любимую песню из мультфильма про Фунтика ( включить для прослушивания первый куплет песни « Доброта" , куплет оканчивается словами «….. всех дороже доброта» )
- А вы согласны?
- Как вы понимаете, что такое доброта?
- Каких людей мы называем добрыми? ( ответы детей)
- К нашему уроку я подготовила девиз, кто поможет мне его прочитать?
( читающие дети могут прочесть )
Друзья, давайте делать добрые дела!
- Внимательно послушайте его ещё раз….
- Какой звук вам встретился чаще всех? (д, д')
- давайте вместе сформулируем тему нашего урока, используя слова помощники ( познакомиться…., повторить…, научиться.)
ФИЗМИНУТКА
Открытие новых знаний.
Сыграем в игру "Корзина идей" .Что вам известно о букве д и звуках, которые она обозначает. Все сведения запишем в корзинке идей.
Давайте проведём исследовательскую работу и узнаем особенности этой буквы и звуков, которые она обозначает. Для этого сейчас мы разделимся на 3 исследовательские группы.
Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, без которых невозможно работать. Давайте повторим их.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
дятел дом дерево дупло
- На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируйте слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируйте слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируйте слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?
Далее по одному человеку от каждой группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы)
хором произносим , определяем гласный или согласный ( уч-ся доказывают свою правоту)
прижмём пальчиками ямочки за ушками и громко произнесём звук (Д)- звонкий или глухой.
Проанализируйте звук в выражении добрые дела - твёрдый, мягкий .
Произнесите звук соседу на ушко тихо – парный, непарный.
Закончив огромную исследовательскую работу давайте сделаем вывод: ( уч-ся работают в парах, выкладывают на партах схемы звука – согласн., звонкий, твёрд., мягк.,парн.
Мальчики и девочки подбирают по 3-4 слова самостоятельно и составляют схему одного слова на столе с помощью карточек схем. ( двое работают у доски)
Знакомство с буквой согласного звука.
- На письме звуки (д) и (д') обозначаются буквой Д и сейчас нам об этом расскажет мудрая сова. ( минифильм о букве из серии « Уроки тётушки совы»)
ФИЗМИНУТКА ( музыкальная, под музыку песни Барбариков )
Работа с текстом. Развитие речи.
Текст. ( у каждого ученика на столе)
Диме и Даше подарили собаку. Они назвали собаку Дымок. Весь день дети мастерили домик для собаки. Дымок рад новому домику. Дети ухаживали за собакой. Дима, Даша и Дымок теперь друзья!
Задание по тексту: - Жужжащее чтение.
- Как звали детей в рассказе?
- Для кого дети смастерили домик?
- Почему их можно назвать друзьями?
- Подберите заголовок к тексту.
Письмо буквы.
- Для того , что бы записать слова с буквой согласного звука, мы должны с вами научиться писать новую букву. ( на интерактивной доске прописывается строчная буква д с объяснением.)
Работа в прописях ( 2-3 строки) , каждый уч-ся оценивает свою работу сравнивая с образцом.
Учитель читает загадку:
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ( Дед Мороз)
- А как назвать его ласково? ( дедушка)
- Запишем слово под диктовку, поставьте в слове ударение, разделите на слоги. ( взаимопроверка)
Рефлексия.
- Какой звук мы исследовали сегодня?
- Какие выводы сделали?
- Кто сегодня на уроке открыл для себя что-то новое?
- Кому на уроке было интересно?
Давайте вернёмся к девизу нашего урока…… читаем его хором. Обещаем?
- Что бы в жизни многого достичь , всегда нужно идти дорогою добра. Учащиеся исполняют 1 куплет песни « Дорогою добра» и вручают памятные медальоны гостям. Урок окончен.