Цели. Создать условия:
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), маркерная доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1.Организационный момент | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Учитель приветствует детей. - Скажите, вы любите разгадывать тайны? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете (слайд №2). | Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. УУД Личностные ∙ мотивация учебной деятельности |
2.Актуализация знаний Проблемная ситуация | Фронтальная работа учащихся. Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Дополнения: «объем», «Масса» Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами Ученики не сталкивались с таким заданием Высказывают свои предположения | - Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны) а) Найдите «лишнее» в каждом столбике: 1. Длина 1. Км 2. Вкус 2. См 3. Площадь 3. Кг 4. Масса 4. Дм 5. Время 5. Мм (слайд №3). -Объясните. Дополните каждый столбик. б) Преобразуй: Сравни: 2 км 400 м = …м 8 ц …80 кг 6 ч 30 мин = …мин 17 кв.м …170кв.дм (слайд №4) (слайд №5). в) Вычисли: 125 см -105 см = 29 кв. м + 11 кв. м = 325 ч – 273 см = ? 458 м + 5671 дм = ? (слайд №6) -Почему остановились? Какая проблема возникла? | Контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний. УУД Познавательные ∙способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение). ∙ применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями Проблемный метод УУД Регулятивные ∙оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя. |
3. Постановка цели. Планирование работы | Читают: «Сложение и вычитание величин» Предлагают разные версии. Формируют общую цель: учусь складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами. Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам: 1. Какие величины можно складывать и вычитать? 2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами? Выстраивают лестницу знаний: «узнаю» - «тренируюсь» - «проверяю» - «оцениваю». | - Откройте учебник, прочитайте тему урока. - Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке? Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока! (слайд №7,8) - На какие вопросы хотели бы получить ответы: (слайд №8) - Чтобы достичь цели нам надо пройти 4 этапа. Какие? (слайд №9) | УУД Познавательные ∙самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; УУД Регулятивные ∙контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
4. Реализация плана Открытие новых знаний | Ответы детей… Ученики работают в парах, договариваются о том, кто будет составлять суммы, а кто разности. Составляют суммы и разности. По готовности поднимают руки. По цепочке озвучивают результаты своей работы - Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. - Складывать и вычитать можно одинаковые величины. Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице 74689м = 746890дм. А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа Выполняют действия. Формулируют вывод. Составляют памятку. | - Какую работу выполним на первом этапе? «Какие величины можно складывать?» На этот вопрос вы можете ответить сами, когда выполните первую часть задания №313. -Почему именно такие суммы и разности составили? - Сформулируйте ответ на свой вопрос. Верно. Такие величины называются однородными. «Как складывать величины, выраженные разными единицами» - Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. Для исследования возьмем выражения: 74689м + 56934дм и 74689м – 56934дм - Предположите, как будем складывать? - Какой вывод можем сделать после проведенной работы? - На все вопросы ответили? (слайд №10) | УУД Познавательные ∙использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями УУД Коммуникативные ∙Работа в парах. Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения Фронтальная работа У доски работают учащиеся по желанию |
5. Физкульт минутка | Здоровье сберегающие технологии. | - Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть. | Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения |
6. Реализация плана Примене ние новых знаний | Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний) Учащиеся работают в парах, используют памятку, составленную на уроке (приложение 1) Учащиеся предлагают задания из учебника. Ученики выбирают верную запись, аргументируют свой выбор. Решают задачу. Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадь. | - Какими теперь будут наши действия? - Предлагаю вернуться к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока. 325 ч – 273 см = 458 м + 5671 дм = (слайд №11) - Проверьте. На доске правильный вариант решения. - Где еще можно найти задания для тренировки? - Решим задачу №316. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос. - Я составила две краткие записи. Давайте выберем верную запись (слайд №13) - Какие знания помогли решить задачу? | УУД Коммуникативные ∙использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество. УУД Личностные ∙Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем |
7. Реализация плана. Проверка. Дифференцированная работа. | Ученики самостоятельно выполняют задания, которые помогут им понять, как они усвоили новую тему. Ученики проверяют и оценивают по шкале: «Правильно» «Трудно» | - Достаточно потренировались? Тогда переходим на следующий этап – «проверяю». - Ребята, те, кто все понял, и сам справится с заданием, возьмите карточку с квадратом, а те, кто еще сомневается в своих силах, возьмите карточку с кругом. Выполните задания (приложение 2) -Теперь пришло время оценить себя. Сравните свои ответы с эталоном на доске. Оцените себя по шкале (слайд №14). | УУД Личностные ∙самоанализ и самоконтроль результата Самостоятельная работа. В карточках для слабых есть помощь-подсказка. УУД Регулятивные ∙контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
8. Итог урока. Рефлексия. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Ученики показывают картинки солнышек или тучек, в зависимости от настроения. | - Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Как вы думаете, мы все сделали для того, чтобы открыть тайну (слайд15) Достигли цели урока? (слайд №16) - Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас. - А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! (слайд №17) | УУД Личностные ∙самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
9. Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник | -Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 314,315,317 выберите только два, которые будут вам по силам (слайд №18) -Спасибо за урок. | Технология уровневой дифференциации |