УРОК МАТЕМАТИКИ 4 КЛАСС (Школа России)
«Деление числа на произведение»
Цели:
познакомить учащихся с различными способами деления числа на произведение;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, чувство взаимовыручки, внимание;
воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Обеспечить осознанное восприятие нового материала
Организовать деятельность учащегося по выбору оптимального решения из нескольких возможных
Отрабатывать грамотное употребление в речи терминов: произведение, множитель, делимое, делитель, частное
Создать условия для формирования умения составлять алгоритм своих действий и следовать ему
Воспитывать культуру поведения при совместной работе
Формируемые УУД:
Личностные:
Понимать смысл поставленной задачи
Проявлять инициативу, активность при решении задачи
Регулятивные:
Понимать суть алгоритма; уметь действовать по предложенному алгоритму
Оценивать и корректировать свои действия
Познавательные:
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли, участвовать в продуктивном диалоге; сотрудничать с учителем и одноклассниками
Основные понятия:
Частное, делимое делитель, множитель, произведение, алгоритм
Организационный момент.
Мотивационный настрой.
Эпиграф нашего урока – слова доктора физико – математических наук, академика Маркушевича Алексея Ивановича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Планирование работы.
Знакомство с карточками оценивания работы.
__________________________________
1.
Наличие д/p
2.
Качество выполнения д/р
3.
Таблица умножения
4.
Решение задач на нахождение v, t, s.
5.
Самостоятельная работа. Нахожде-ние удобного способа решения.
6.
Решение задачи.
7.
Дополнительное задание.
8.
Задача логического характера.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
У доски: Настя -№ 16. Женя - № 26.
3 детей проверка наличия д/з в тетрадях. Выставление 2 баллов.
№ 17 – коллективное обсуждение способов решения.
Арифметический диктант.
Таблица умножения.
- Найти произведение 40 и 9.
- Запишите частное чисел 720 и 9.
- Первый множитель 6, второй множитель 900. Найти произведение.
- Делимое 360, делитель 60. Найти частное.
- Увеличьте число 70 в 60 раз.
- Найдите произведение двух одинаковых множителей, если первый из них равен 80.
- Уменьшите число 210 в 30 раз.
- Произведение двух одинаковых множителей равно 4900. Чему равен каждый множитель?
Решение задач на нахождение v, t, s.
- Чему равна скорость реактивного самолёта, пролетающего 900 км за 3 ч?
- Найдите расстояние, которое пройдёт лыжник за 6 ч, если его скорость 12 км/ч.
- За какое время поезд, двигающийся со скоростью 70 км/ч, пройдёт расстояние в 280 км?
- Найдите скорость черепахи, которая проползает 4 м за 2 мин.
- Сколько потребуется времени пешеходу для преодоления пути в 30 м, если скорость его движения 2 м/с ?
3) Работа в парах: проверка и выставление баллов в карточках для оценивания.
Ответы: 360, 80, 5400, 6, 4 200, 6 400, 7, 70.
300 км/ч, 72 км, 4 ч, 2 м/мин, 15 сек.
Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
Практическая работа.
У вас на столах полоски бумаги, измерьте длину полоски (12см).
Разделите эту полоску на 6 равных частей.
Объясните, как вы это сделали? (ответы детей).
Измерьте длину части полоски.
Чему она равна?
Почему часть у всех равна 2 см, ведь вы использовали разные способы деления, назовите их.
12:(3·2)=12:6=2
12:(3·2)=(12:3):2=2
12:(3·2)=(12:2):3=2
(Делим число на произведение)
(Научиться делить число на произведение разными способами).
Вывод правила:
Чтобы разделить число на произведения надо:
- Найти произведение и разделить на него число.
- Разделить число на 1 множитель и результат разделить на 2 множитель.
- Разделить число на 2 множитель и результат разделить на 1 множитель.
3. Постановка темы урока:
- Что сегодня будем делать на уроке?
- Для чего нам необходимо это знать?
Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
1) с.25 №73 – с комментированием. Какой способ удобный?
2) Работа в группах: решите примеры удобным способом.
а) 72 : (2 · 9) = _____________________
б) 81 : (9 · 3) = _____________________
в) 540 : ( 3 · 30) = ___________________
3) Самостоятельное решение примеров (работа в парах) - с.25 № 74.
Взаимопроверка между партами.
Первый, кто правильно справляется – работает у доски.
Выставление баллов.
Физминутка.
Закрепление.
(У доски решает задачу один ученик)
(Не знаем сколько килограммов сыра и масла получится из 20 тонн молока)
I способ. (8320)-(45·20)=760(кг)
Подумайте, как можно эту задачу решить другим способом?
(Решает другой ученик)
(Можно узнать разницу в 1 тонне и умножить на 20т)
II способ. (83-45)·20=760(кг)
(У доски второй ученик)
Сформулируйте и запишите ответ самостоятельно.
Сравните эти способы. Какой способ вы считаете более рациональным?
Выставление баллов.
Рефлексия учебной деятельности.
Какую задачу ставили в начале урока?
Что оказалось сложным?
Что получилось лучше всего?
Над чем надо еще поработать?
А теперь оцените свою работу?
Домашнее задание: с.25 №77, Т. с.20 № 28,29
Творческое д/з: придумать задачу, решая которую, можно получить выражение, позволяющее найти его значение разными способами.