Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Мотивация к познавательной деятельности.
- Здравствуйте, меня зовут Марина Сергеевна.
Сегодня урок математики проведу у вас я.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – эта математика!
Интересная во всех отношениях: ведь никакая наука, ни одно производство, ни одно экономическое мероприятие не может обойтись без расчета, а значит, математики.
Сегодня я приглашаю вас сыграть в Монополию. Это бизнес – игра. Я – банкир, вы – начинающие предприниматели. За каждый правильный ответ вы будете получать деньги, те, кто наберет большую сумму, сможет в конце игры обменять ее на недвижимость или личный бизнес. При этом деловые люди не принимают беспорядка. За каждое нарушение дисциплины деньги будут забираться. Итак, начнем!
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Устный счет. Стоимость каждого задания 10 рублей
Сформулируйте алгоритм деления
1. Выделяю первое неполное делимое
2. Определяю количество цифр в частном
3.Выполняю деление
4.Узнаю сколько я разделила, для этого делитель умножаю на неполное частное
5. Узнаю, сколько мне осталось разделить, для этого из неполного делимого вычитаю полученное произведение
6.Сравниваю остаток с делителем: если остаток меньше делителя, цифра частного подобрана верно.
3.Выявление места и причины затруднения.
Молодцы!
Вспомним основные приемы действий
Как называются компоненты и результат действия деления?
В каком случае при делении на однозначное число цифр в частном меньше, чем в делимом?
Как узнать, верно ли подобрана цифра частного?
В каком случае в частном оказывается 0?
Делимое, делитель, частное.
Если первое неполное делимое двузначно.
Сравнить остаток с делителем. Остаток должен быть меньше делителя.
Если неполное делимое за исключением первого меньше делителя
4.Построение проекта выхода из затруднения
Стоимость следующего задания – 20 рублей.
Поработаем письменно. Откройте тетради. Кто из вас готов быть в роли учителя, выполнить деление, проговаривая алгоритм? Объясните, как выполнить деление: 768 : 2=386, 284:4=71, 705:5=141
Ученик проговаривает алгоритм деления.
Физкультминутка.
Выполним №79 с.15
837 : 9= 93
658 : 2 = 329
726 : 3 =242
Алгоритм деления:
1) Выделяем неполное делимое.
2)Находим количество цифр в частном
3) Делением находим цифру частного.
4) Умножаем – узнаем, сколько разделили.
5) Вычитаем – находим остаток.
6) Остаток сравниваем с делителем.
5.Реализация проекта выхода из затруднения
Поработаем с задачей.
Прочтите задачу. №-- стр.15.
О ком говорится в задаче?
Что о них говорится?
Сколько было автобусов?
Что говорится о первом автобусе?
Что говорится о другом?
Что нужно узнать в задаче?
Составим краткую запись задачи.
2.Можем сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Можем мы узнать сколько пассажиров во втором автобусе ?
Почему?
Во сколько действий решается задача?
Что мы узнаем в первом действии?
Какой знак действия выберем?
Что мы узнаем во втором действии?
Какой знак действия выберем?
Запишем решение задачи по действиям с пояснениями. Кто готов записать решение на доске? (20 руб)
О пассажирах.
Они находились в автобусах
2
В нём 48 пассажиров
В нем 3 раза больше, чем в первом
На сколько человек в первом автобусе меньше, чем во втором
Нет
Потому что мы не знаем сколько пассажиров во втором автобусе
Да
Мы знаем число пассажиров в первом автобусе, и что число пассажиров во втором автобусе в 3 раза больше чем в первом.
В два действия
Сколько пассажиров во втором автобусе
Умножение
На сколько человек в первом автобусе меньше, чем во втором
Минус
1) 48 •3 = 144(чел.)- во втором автобусе
2) 144 – 48 =96(чел.)- на столько больше во втором автобусе чем в первом.
Ответ: на 96 человек.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполним самостоятельную работу. Работаем на листочках. (40руб.)
№7-с.15
1 вариант 832 :4 924 : 3
2 вариант 618 : 2 603 : 3
Сравните ответы. Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку. Кто нашел верно значение только одного выражения? Кто испытал затруднение?
208 308
309 201
7. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Кто готов проговорить алгоритм?
1) Выделяем неполное делимое.
2)Находим количество цифр в частном
3) Делением находим цифру частного.
4) Умножаем – узнаем, сколько разделили.
5) Вычитаем – находим остаток.
6) Остаток сравниваем с делителем.
8.Включение в систему знаний и повторение
(50руб.)
Прочитайте задание.
Что такое площадь?
Как предлагаете найти площадь прямоугольника, который можно составить из этих частей?
Обязательно составлять этот прямоугольник?
Какова площадь каждой части?
Какова площадь всего прямоугольника?
Число, которое показывает, сколько раз квадрат, принятый за единицу измерения. Укладывается в фигуре.
Нет. Можно сложить площади частей.
12 см2, 8 см2, 11 см2, 13 см2
44 см2
9.Рефлексия
Молодцы!
Над какой темой мы сегодня работали?
Кто готов повторить алгоритм?
А теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество заработанных денег. Кто заработал достаточное количество денег и готов сделать заказ?
200 р – автомобильный бизнес
Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
150р – ресторан
Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
100 р – частный дом
Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
70р – машина Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
50р – велосипед Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
10 р – конфета Поднимите руку, у кого есть такая сумма денег! (выдача призов)
Оценки
Домашнее задание: №7-(с туристами),7-(задача с чаем)