Конспект урока по математике 2 класс по теме " Связь между компонентами и результатом умножения.
Конспект урока по математике 2 класс по теме " Связь между компонентами и результатом умножения.
На уроке ребята научатся моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения деления, находить множители с помощью взаимосвязи умножения и деления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 2 класс по теме " Связь между компонентами и результатом умножения.»
Конспект урока по математике, 2 класс
Тема: «Связь между компонентами и результатом умножения».
Цели: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта; развивать внимание и логическое мышление.
Задачи урока: предметные – научить моделировать с помощью схематических рисунков действия умножения и деления; находить множители с помощью взаимосвязи умножения и деления; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний.
1).Фронтальная работа.
- Разделите выражения на две группы ( выражения записаны на доске. Учащиеся показывают знаки на карточках).
a … с + а n . 5 … n + n . 4
b … b – 5 38 – n … 68 – n
а . b … b . а с . 1 … с + 1
а + b … b + а а – а … b – b
k + k + k … k . 2
2).Работа над задачами ( решения показываются на индивидуальных наборных полотнах, ошибки сразу разбираются и анализируются ).
На одной тарелке 10 слив. Сколько слив на 2 таких тарелках?
Мама испекла 12 пирожков и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько пирожков на каждой тарелке?
У Светы было 8 яблок. Она угостила своих друзей, дав каждому по 2 яблока. Сколько друзей у Светы?
- Какая из этих задач лишняя?
- Сравните задачи на деление?
3.Самоопределение к деятельности.
На данном уроке мы рассмотрим тему «Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения», которая поможет нам расширить представления об арифметических действиях. Мы поговорим о взаимосвязи между произведением и множителем, о том, как относятся друг к другу компоненты и результат умножения.
Посмотрите на следующее выражение:
7 ∙ 3
Давайте найдем его значение, а поможет нам в этом сложение. Мы помним, что умножение – это сложение одинаковых чисел. Внимательно посмотрите на выражение 7∙ 3.
Какое слагаемое будет повторяться?(Это слагаемое 7.)
Сколько раз будет повторяться число 7?( Число 7 будет повторяться 3 раза).
7 ∙ 3
7 + 7 + 7 = 21
Мы заменяли сложением предыдущее выражение. Значит, значение выражения 7 ∙ 3 будет 21.
7 ∙ 3 = 21
Давайте прочтем это выражение, используя термины: первый множитель, второй множитель и произведение.
Первый множитель – 7, второй множитель – 3, произведение – 21.
Давайте выясним, как из первого равенства получили второе равенство и третье равенство.
7 ∙ 3 = 21
21 : 7 = 3
21 : 3 = 7
Вы заметили, что произведение разделили на первый множитель и в результате получили второй множитель.
Во втором равенстве мы произведение разделили на второй множитель, а в результате получили первый множитель.
Взаимосвязь умножения и деления
Давайте посмотрим на три других равенства.
5 ∙ 2 = 10
10 : 5 = 2
10 : 2 = 5
Как они связаны между собой?
Вы заметили, что если произведение разделить на первый множитель, то в результате мы получим второй множитель. А если произведение разделить на второй множитель, то получим первый множитель.
Давайте сделаем вывод.
Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то в результате получится второй множитель.
Теперь давайте попробуем использовать эти знания для выполнения заданий. В этом нам поможет равенство:
4 ∙ 3 = 12
Давайте сравним значения выражений:
12 : 3 … 12 : 4
Мы помним, что если произведение разделить на один из множителей, то в результате получится второй.
12 : 3 = 4
Значит значение первого выражения – 4.
12 : 4 = 3
Значение второго выражения – 3.
4 больше, чем 3. Это значит, что значение первого выражения больше, чем значение второго.
12 : 3 12 : 4
4 3
Выполним аналогичное задание, но с другими числами. Посмотрите внимательно на выражение, в котором выполнено действие умножение.
6 ∙ 5 = 30 (первый множитель – 6, второй множитель – 5, произведение – 30)
30 : 6 … 30 : 5
Если произведение разделить на первый множитель, мы получим второй множитель. Это значит, что результат выражения 30 : 6 равняется 5.
Если произведение разделить на второй множитель, то в результате мы получим первый множитель.
30 : 5 = 6.
Сравним числа 5 и 6. 5 меньше 6. Это значит, что значение первого выражения меньше, чем значение второго.
30 : 6
5
Давайте решим задачу.
Условие задачи:
Бабушка принесла яблоки и разложила их на 2 тарелки, по 4 яблока на каждую. Сколько яблок принесла бабушка?
Давайте разложим яблоки на две тарелки так, как это сделала бабушка. Обозначим вопрос задачи. (Рис. 1).
Рис. 1. Яблоки и тарелки
Чтобы решить эту задачу, можно воспользоваться сложением. Но поскольку на тарелках одинаковое количество яблок, то сложение мы можем заменить умножением. Давайте составим выражение и найдем его результат. 4 яблока у нас повторяется 2 раза.
4 ∙ 2 = 8 (яблок)
Теперь давайте решим задачу, обратную данной. Как в каждой задаче, известное будет неизвестным. И наоборот. Посмотрите не нашу новую задачу.
Условие задачи:
Бабушка принесла 8 яблок и разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько яблок на каждой тарелке? (Рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Для того чтобы решить эту задачу, мы воспользуемся решением прошлой задачи.
4 ∙ 2 = 8 (яблок)
Всего было 8 яблок, их разложили на две тарелки.
8 : 2
Для того чтобы найти результат, нам поможет решение прошлой задачи. Мы знаем, что если произведение разделить на один из множителей, то получим другой множитель.
8 : 2 = 4 (ябл.)
На этом уроке мы узнали, как связаны между собой компоненты и результат умножения.
Откройте учебник на стр. 72 и прочитайте задачи урока.
4. Работа по теме урока.
1). Выводы взаимосвязи множителей и произведения.
- Как математики называют результат умножения? ( Произведение.)
- А числа, которые умножаем? ( Множители.)
( Учитель закрепляет на доске карточку.)
М . М = П
- Запишите выражение: множители 2 и 3, произведение 6 и проиллюстрируйте его рисунком.
( 2 . 3 = 6 )
( Учащийся выписывает пример и рисунок на доске. )
- Прочитайте его с названием компонентов.
- Какие еще выражения можно составить с этими числами , используя этот рисунок? ( 3 . 2 = 6 6 : 2 = 3 6 : 3 = 2 )
- Что вы заметили? Попробуем сделать вывод.
- Прочитайте эти выражения, используя названия компонентов при умножении, начиная со слова «Если..» ( Если произведение разделить на первый множитель, то получится второй множитель. Если произведение разделить на второй множитель, то получится первый множитель.)
- Прочитаем правило в учебнике.
- Что вы можете сказать о наших рассуждениях?
( Учитель прикрепляет на доске карточки)
М = П : М М = П : М
2). Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки на стр. 62 и равенства под ними.
- Прочитайте первое равенство, называя компоненты умножения.
- Как нашли первый множитель?
- Как нашли второй множитель
( Аналогично разбираются примеры второго столбика.)
3). Работа в группах по 4 человека.
№1 с 72
- Дополните каждый столбик выражением, используя эти же числа.
- Какое свойство вы использовали? ( Переместительное.)
5. Физкультминутка.
Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№3 стр. 72.
- Прочитайте задачу.
- Решите ее.( Решение самостоятельное.)
- Обсуждение вариантов решения и объяснение ошибок самими учащимися.
( Варианты решения на доске пишут учащиеся)
- Составьте обратные задачи.
( Учащиеся предлагают свои варианты и объясняют, почему выбрали действие деление.)
№4 стр. 72.
- Решите задачу.
- Почему мы не можем ее решить? ( Нет данных.)
- Вставьте пропущенные числа и решите ее с помощью схемы.
( На доске рассматриваются разные способы решения задачи.)