Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 2 класс по теме " Сложение чисел вида 36+2, 36+20"»
Конспект урока по математике. 2 класс
Тема. Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20.
Цель. Познакомить с приёмом вычислений вида 36+2, 36+20.
Цель урока направлена на формирование:
Личностных результатов:у обучающегося будут сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; обучающийся получит возможность для формирования самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметных результатов:
- регулятивные УУД: учащиеся научатся принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя, выполнять действия в устной форме; учащиеся получат возможность научитьсяпонимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир, на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
- познавательные УУД: учащиеся научатся строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений), проводить аналогию и на ее основе строить выводы; учащиеся получат возможность научиться устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения, соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- коммуникативные УУД: учащиеся научатся принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе, стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве, договариваться, приходить к общему решению; учащиеся получат возможность научитьсястроить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию, проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
Предметных результатов:учащиеся научатся складывать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, решать задачи и выражения изученных видов, группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку, складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения; учащиеся получат возможность научитьсяклассифицировать изученные числа по разным основаниям, использовать переместительное свойство сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений.
Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
- Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам в успешной работе: «В математику тропинки одолеем без запинки!»
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1)Устный счёт.
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Найди значения выражений
Вставь числа, посчитай
Вставь числа, посчитай
9 + 3 = 18 – 9 =
8 + 4 = 14 – 7 =
6 + * = 13 * - 5 = 7
17 - * = 8 * - 8 = 8
12 + * = 15 * - 7 = 11
16 - * = 12 * - 8 = 12
2)На доске числа: 12, 1, 14, 3, ( 16, 5, 18, 7)
- Посмотрите, по какому принципу составлены числа и продолжите ряд.
- Посмотрите, на какие группы можно разделить все числа? (однозн., двузн.)
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных?
( в двузначных числах есть разряды: десятки и единицы)
- Назовите наименьшее однозначное число? ( 0)
- Назовите наибольшее двузначное число? (99)
- Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел?
( 7 + 3 + 5 + 1 )
- Какое число получилось? ( двузначное в котором 1 дес. и 6 ед.)
- Назовите соседей этого числа? ( 15 и 17)
3. Выявление места и причины затруднения.
Вспомним св-ва сложения и вычислим суммы удобным способом.
4. Приёмы разложения числа на разрядные слагаемые.
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Найди значения выражений
Вставь числа, посчитай
Вставь нужные числа.
36 = 30 + 6 27 = 20 + *
71 = 70 + * 49 = 40 + *
43 = ** + * 87 = ** + *
58 = ** + *
40 + 7 = * + 40
50 + 3
- Кто уже догадался, чем мы будем учиться сегодня на уроке? (Ответы)
- откройте учебники на странице 58. Посмотрите внимательно на Знайку математика и сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? ( будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20).
Проблема: Основываясь на знания, которые у вас имеются, объясните, как найти значения данных выражений: 36 + 2 и 36 + 20?
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы думаете « Какие знания нам пригодятся, чтобы лучше усвоить материал урока?
(дети и учитель) : 1. Приёмы сложения в пределах 10
2. Приёмы сложения круглых чисел.
3. Прибавление однозначного числа к круглому.
4. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные
слагаемые.
1. Практическая работа.
- Для этого мы объединимся в четыре группы. Задание группам на маршрутных листах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
1 группа «Умники».
Вам необходимо решить выражение вида 36 +2 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано в учебнике с. 58)
2 группа «Знайки»
-Вам необходимо решить выражение вида 36+20 с помощью палочек, собранных в десятки и отдельных палочек (как показано на образце в учебнике с. 58).
3 группа « Мыслители»
- Вы будете решать выражение вида 36+2 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.
Заменяю
Получаю
Удобнее
(карточки)
36,2,30,6,2,38.
4 группа « Творители»
- Вы будете решать выражение вида 36+20 с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.
Заменяю
Получаю
Удобнее
(карточки)
36,20,30,6,20,58.
5. Реализация построенного проекта.
Выступление групп
1 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.Делают вывод.
2 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56. Делают вывод.
3 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:
Заменяю ...
Удобнее
Получаю…
Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример:
36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. Делают вывод.
4 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:
Заменяю ...
Удобнее
Получаю…
Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример:
36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 8 = 58. Вычислим удобным способом, к десяткам прибавляем десятки, затем прибавляем единицы. Делают вывод.
У всех групп вывод звучит одинаково. Работают с информацией, представленной в учебнике.
Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два –согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на стульчик тихо сесть.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику.
№ 1 (с.58)
2 выражения комментируются хором;
2 выражения – у доски.
№ 2 (с.58)
2 столбика выполняются с комментированием и подробной записью на доске, 2 столбика – самостоятельно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Перед вами карточки, заполните их, на каком уровне вы сегодня усвоили урок. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Найди значения выражений
Вставь в окошечки числа, чтобы получились верные равенства.
Вставь числа, чтобы равенства были верными.
33 + 4 = 33 + 40 =
62 + 30 = 20 + 45 =
44 + * = 47 ** + 32 = 62
6* + * 0 = 78
45 + 2 * 45 + 20
37 + ** = 20 + **
Самопроверка с доски.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику
№ 3 (с.58)
-О чем говорится в задаче?
-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
-Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно. (Коллективная проверка.)
№ 4 (с.58)
-Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? (О дедушке и бабушке)
-Что узнали о них из условия задачи? (Дедушке 54 года, бабушке 50 лет)
-Запишите задачу кратко.
(Один ученик работает у доски.)
Б.-50 л.
Д.-54 г.
-На какой вопрос нужно ответить? (На сколько лет дедушка старше бабушки.)
-Что значит старше? (Больше лет.)
-Дополните краткую запись.
Б.-50 л.
Д. -54 л.. на ?
-Как узнать, на сколько одно число больше другого? (Надо из большего вычесть меньшее.)
-Запишите решение задачи самостоятельно.
-На сколько лет дедушка старше бабушки? (На 4 года.)
№ 5 (с.58)
Работа в паре.
-Вычислить удобным способом. А что значит вычислить удобным способом?
Проверка: сверка с образцом на карточках.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- С какими приемами сложения познакомились на уроке? ( прием сложения вида 36 + 2 и 36 + 20)
- Добились ли вы цели, которую ставили вначале урока?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите соответствующий смайлик.
- Мне понятно и я могу объяснить другому!
- Я не все понял!!!
- Мне было трудно!
Домашнее задание. с. 58 № 6 (вычисли удобным способом),
№7 (геометрическая задача)
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Приёмы сложения в пределах 10.
1 - уровень
2 – уровень
3 - уровень
Найди значения выражений
Вставь числа, посчитай
Догадайся, по какому принципу составлена таблица и заполни.