Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Приёмыш"»
Тимонина Ирина Николаевна, 4 класс
Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)
Цель: научиться приёмам работы с текстом, анализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи:
-развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; развивать умение видеть связь с живой природой.
-развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
-учить давать характеристику главным героям рассказа;
-воспитывать любовь к природе, к животным.
Планируемые результаты: Предметные: - совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения, передавая чувства и настроение героев при помощи интонации чтения; - отбирать нужные языковые средства для правильного решения коммуникативной задачи, которая соответствует целям и условиям общения. Метапредметные: Познавательные: - уметь находить в рассказе слова по определённому признаку, уметь оценить собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. Регулятивные: - называть тему урока, формулировать учебные задачи; - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь друг другу. Коммуникативные: - совершенствовать умения слушать и слышать речь учителя и одноклассников, обсуждать совместно выдвинутую проблему, с уважением относиться к мнению другого. Личностные: - умение высказать своё мнение и уважать точку зрения собеседника, учить высказывать свои суждения.
Оборудование: выставка детских рисунков, карточки для проверки домашнего задания, задания для работы в парах, видеоролик «Жизнь на Светлом озере», видеоролик для физминутки.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности –эмоциональный настрой на восприятие литературного произведения.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
/На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта.
-О чём говорится в стихотворении?
-Что такое доброта?
Составим ассоциативный куст: (дети по очереди пишут на доске)
- Мы живём с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дера.
-Какого человека можно назвать добрым? (это тот человек, который совершает добрые дела)
- Добрый человек – это тот, кто любит людей, детей, животных птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Определите жанр данного произведения. (рассказ)
-Давайте определим тему рассказа. (взаимоотношение человека и природы)
-Главная мысль произведения: Мамин-Сибиряк в своём рассказе хотел донести читателям смысл связи животных, человека, мира, который их окружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и их последствиях. Нужно очень бережно относиться ко всему живому.
-Можно ли по названию рассказа «Приёмыш» определить основную мысль произведения?
-Как вы понимаете название? У вас на партах лежат толковые словари. Работаем группой. (дети читают в толковом словаре: это тот, кого приютили, приняли)
-Какую проблему поднимает автор в произведении на ваш взгляд? (проблему одиночества)
-Давайте виртуально переместимся на место событий данного рассказа. Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Жизнь лебедей на озере Светлом*
(просмотр видео)
-А теперь предоставляю слово Дарине и Даше. Они расскажут нам о лебедях.
1. Лебедь –одна из самых крупных и сильных птиц. Служит символом красоты, любви, чистоты и нежности.
2. Это очень чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становится ручным.
3. Проверка домашнего задания.
Дифференцированная работа: у меня на столе карточки с заданиями разного цвета: жёлтые и зелёные. На карточках жёлтого цвета –задание среднего уровня, зелёного- высокого уровня. Выбираете себе ту, которая вам подходит. (дети работают)
Жёлтая карточка:
-Выполни тест
1. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?
А) Грязное озеро
Б) Светлое озеро
В) Синее озеро
2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?
А)осенью
Б)зимой
В)весной
3. Сколько лет жил старик на озере?
А)30
Б) 40
В) 20
4. Как звали старика, который жил на озере?
А)Тарас
Б) Семён
В) Иван
5. С кем Тарас жил на озере?
А) с кошкой
Б) с собакой
В) с семьёй
6. Какое животное приютил старик?
А) гуся
Б) утку
В) лебедя
7. Как звали собаку Тараса?
А) Соболько
Б) Шарик
В) Тузик
8. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
А) улетел от Тараса
Б) застрелили охотники
В) остался жить с Тарасом
Зелёная карточка:
-Установите порядок событий в произведении (расставить цифры от 1 до 5):
____ «Когда этот –лучший друг человека радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина».
____ «Старик говорил необыкновенно, но любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки».
____ «Действительно стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него».
____ «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»,
____ «Остались мы опять с Собольком одни».
ФИЗМИНУТКА (вилеоролик)
4. Анализ литературного произведения.
Аналитическая работа:
- Назовите героев рассказа. (Тарас, Соболько, Приёмыш)
- Какие отношения сложились между героями рассказа? (дружба человека с животными и дружба лебедя с собакой).
Работа с текстом:
-Найдите отрывок в тексте и прочитайте его.
1. Как лебедь оказался у старого рыбака? (Тут охотники наезжали: ну лебедя с лебёдушкой и… ну и поймал его».
2. Кто такой дедушка Тарас? (Тарас жил на Светлом озере уже 40 лет ….на Светлом по целым годам»,
3. Какие отношения сложились между Собольком и Приёмышем? (Сперва –то боялся, а потом привык ….Дескать скучно мне, псу, без тебя, друг единственный).
Характеристика героев.
-А сейчас мы с вами выполним задания, разбившись на пары.
- Давайте повторим, каких правил надо придерживаться, работая в паре или группе.
1.Слуший, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
3. Говори спокойно, ясно, только по делу.
4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, это просто нельзя сделать.
Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные, и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости.
- Вы к уроку приготовили рисунки, на которых изобразили сюжеты, которые вам наиболее понравились. Прокомментируйте свои рисунки (у доски рассказывают о том, что нарисовали и почему)
5. Постановка проблемной ситуации.
Приём «Займи позицию»
- У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблема выбора. Как поступить?
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя? Если бы вы поступили так, как Тарас, поднимите руку, а если вы не согласны с дедушкой Тарасом – не поднимайте. Аргументируйте свой ответ. (Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено: раба – в воде, зверь – в лесу, а лебедь – в небе.
Приём прогнозирования (работа в группе):
- Придумайте продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос: «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?»
(отвечает один ученик)
- Как вы считаете, доказали ли мы сегодня на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей)
- Кто любит собак и прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не сделает зла.
6. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа Тарас?
- А какие добрые дела вы совершаете или можете совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (доброе сердце)
7. Рефлексия:
- У вас на партах лежат картинки лебедей. Я вам предлагаю написать пожелания, которые могли бы сказать лебеди людям.
- А теперь поселите лебедей на Светлое озеро. (дети крепят лебедей на доску, произнося пожелания)
- Я теперь уверена, что вы у меня добрые дети и такими останетесь. Очень важно не черстветь и не стать равнодушными к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел.
- А теперь вернёмся к цели нашего урока (читают на доске).
- Скажите, добились мы поставленной задачи. (ответы)
8. Домашнее задание: разноуровневое:
1) пересказ текста
2) творческий пересказ текста от своего имени
3) пересказ текста от имени лебедя Приёмыша с продолжением.