ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
2. Актуализация знаний.
А) – Над каким произведением работаем?
- Кто написал это произведение?
- Как вы думаете, почему я начала урок со стихотворения о доброте? (высказывания учащихся)
- Да, действительно, это произведение учит нас быть добрыми.
Б) – Прочитаем 1 часть. Вспомним тему, идею (читают 2 учащихся)
Анализ чтения дают учащиеся.
- Какова тема этой части? (Знакомство с лебедем)
- Какова идея этой части? В чём автор хочет нас убедить? (Забота о животном)
- Определите тип речи этой части (Повествование)
Тема, идея, тип речи на доске.
- Дома вы устно рисовали картинки к 1 части. Сколько у вас получилось? (3) Какие?
3. Самоопределение к деятельности.
Работа в парах: - Поделите 1 часть на микрочасти.
- Сколько микрочастей у вас получилось? (3)
- Перечитываем по микрочастям и доказываем (чтение 1 микрочасти: она заканчивается здесь, так как в ней говорится о …, а дальше будет говориться о …)
Аналогично 2, 3 микрочасти.
- Перечитываем по микрочастям и подбираем заголовки.
- Каким должен быть заголовок?
Чтение микрочастей. – Какова тема микрочати? Заголовок?
План: (на доске)
1) Поход на Светлое озеро.
2) Ожидание хозяина.
3) Первое знакомство с лебедем.
- Что мы составили? (план 1 части)
- Кто догадался, какова тема урока? (пересказ 1 части)
- Да, мы будем готовить текст для краткого пересказа.
- Зачем нужен краткий пересказ? (чтобы сказать, многое сжато, но чтобы было понятно)
4. Работа по теме урока.
а) Работа над 1 микрочастью.
- Прочитайте заголовок. Какова тема?
- 1 предложение прочитай …
- Можем ли мы обойтись без него? (нет)
- Докажите (место, где происходило действие)
- Как заменить одним словом «в дождливый день»? (однажды). Зачеркните, напишите.
- Куда подходил автор? (к Светлому озеру)
- Это важно? (да) Почему?
- Прочитайте, что получилось (Однажды я подходил к Светлому озеру)
2 предложение прочитайте.
- Как можно заменить одним словом «когда я подходил уже совсем к избушке, из травы кубарем»? (вдруг, неожиданно) Зачеркните, напишите.
- Прочитаем. Что ещё нужно сделать?
- Попробуйте поменять слова «вылетела» и «на меня» местами.
- Как лучше? (на меня вылетела)
- Поставьте стрелочку «поменять местами».
- Важно ли какая была собачонка? (нет) Зачеркните.
- Что сделала собачонка? (залилась)
- Как вы понимаете слово «залилась»?
Работа со словарём Ожегова (1 учащийся)
- Это важно? (да) Почему?
- Залилась чем? (лаем)
- Можно ли упустить слово «отчаянным»? (да) Почему? (есть слово «залилась»)
- Зачеркните. Прочитайте, что получилось. (Вдруг на меня вылетела собачонка и залилась лаем)
3 – 4 предложения прочитай …
- Что это?
- Что сказал автор собачке? (перестань, не узнал)
- Это важно? (да) Почему? (успокоил собаку)
- Как звали собаку? (Соболько)
- Попробуем прочитать без этого слова. Хорошо получилось? (нет) Почему?
- Прочитаем, что получилось (Соболько, перестань… Не узнал?
5 – 6 предложения прочитайте и подчеркните карандашом действия, которые выполнил Соболько.
- Каким словом можно соединить 5 и 6 предложения? (потом)
- Зачеркните «он» и напишите.
- Что лишнее в 5 предложении? Почему? Зачеркните.
- Как Соболько подошёл? (осторожно)
- Почему осторожно? (не верил в знакомство)
- Что он обнюхал? (сапоги)
- Это важно? (да) Почему?
- А важно ли какие были сапоги? (нет) Зачеркните.
- Что сделал Соболько в конце? (завилял хвостом)
- Как он завилял хвостом? (виновато)
- Важно ли это слово? (да) Почему? (сначала сомневался)
- Раз это последнее действие, важны ли слова «после этой церемонии»? (нет) Зачеркните.
- Прочитайте, что получилось (Соболько остановился, потом осторожно подошёл, обнюхал сапоги и виновато завилял хвостом)
7 предложение прочитай …
- Нужно ли оно? (нет) Почему?
- Перечитаем 1 микрочасть по карточке №1.
- Соответствует ли заголовку? (да)
- Отражена ли тема? (да)
ФИЗМИНУТКА
б) Работа над 2 микрочастью.
- Прочитайте заголовок. Какова тема?
1 и 2 предложения прочитайте. Подумайте, какое из них лишнее и почему? (2 предложение)
- Зачеркните его. Что осталось? (Избушка оказалась пустой)
- 3 предложение прочитай …
- Найдите самое главное (Принялся разводить огонь)
- Для чего он принялся разводить огонь?
- Это важно? (нет) Почему? Зачеркните.
- Что получилось? (Я принялся разводить огонь)
4 предложение прочитайте.
- Скажите кратко, что сделал Соболько? (Соболько вертелся около меня)
- Лишнее зачеркните и прочитайте, что получилось (Соболько вертелся около меня)
- 5 предложение прочитай …
- Что сделал автор в ожидании старика, прочитайте (Он прикрепил походный чайник к полке и повесил его над огнём)
- Что важнее «прикрепил» или «повесил»? (повесил)
- Почему? (Мог использовать другой способ)
- Зачеркните «прикрепил на длинной палке».
- Какой был чайник? (медный)
- Какие ещё бывают чайники?
- Важно знать материал, из которого был изготовлен чайник? (нет) Зачеркните.
- Какой ещё был чайник? (походный)
- Это главное? (нет) Почему? Зачеркните.
- С чем был чайник? (с водой)
- Попробуем упустить слово «с водой», прочитайте, что получится (чайник над огнём)
- Можно так оставить? (нет) Почему?
- Прочитаем, что получилось (В ожидании старика я чайник с водой и повесил его над огнём)
- Что вы заметили? (1. «чайник с водой» после слова «повесил»)
- Поставьте стрелочку «поменять местами».
- Что ещё заметили? (2. слова «и», «его» лишние) Зачеркните.
- Прочитаем, что получилось (В ожидании старика я повесил чайник с водой над огнём)
6 предложение прочитайте, подчеркните, что сделала собака.
- Что она сделала сначала? (виляла хвостом)
- Что потом? (облизывалась)
- Что в конце? (взвизгивала)
- Как понимаете слово «взвизгивала? (ответы учащихся)
Работа со словарём Ожегова (1 учащийся)
Поменяем слова местами. Изменился ли смысл? (нет)
- Почему автор назвал собаку умной?
- Можем ли мы это зачеркнуть? (нет)
- Что можем упустить? (пушистым, нетерпеливо) Почему?
- Прочитаем, что получилось (Умная собака виляла хвостом, облизывалась, взвизгивала)
- Перечитаем 2 микрочасть по карточке №2.
- Соответствует ли заголовку? (да)
- Отражена ли тема? (да)
- А теперь попробуем пересказать 1 и 2 микрочасти.
Самостоятельная подготовка учащихся.
5. Закрепление материала.
Пересказ 2 учащихся записывается на диктофон.
Структурный анализ дают учащиеся. Далее прослушивается по диктофону пересказ ещё раз и учащимися даётся языковой анализ.
- Как бы ты оценил свой пересказ? Что получилось? Что может быть, не очень получилось?
Выставление оценок учителем.
6. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Что запомнилось?
- В чём испытывали трудности?
Выставление учителем комплексной оценки за урок.
Домашнее задание: краткий пересказ 3 микрочасти.
- Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш". Краткий пересказ 1, 2 микрочастей 1 части"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока
по литературному чтению
в 4 классе
Подготовила
учитель начальных классов
Ипатова Людмила Николаевна
г. Лодейное Поле
Тема урока: Развитие связной речи. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». Краткий пересказ 1, 2 микрочастей 1 части.
Цель урока: научить учащихся приёмам работы с текстом.
Задачи.
Предметная : формировать навык работы с текстом: отбирать материал на тему, по плану в соответствии с идеей, типом речи, используя языковые средства рассказа.
Метапредметная: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе текста в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностная: самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Оборудование: памятки языкового и структурного анализов, тексты краткого пересказа (карточка №1, карточка №2), словарь Ожегова, карточки с типами речи, диктофон.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
2. Актуализация знаний.
А) – Над каким произведением работаем?
- Кто написал это произведение?
- Как вы думаете, почему я начала урок со стихотворения о доброте? (высказывания учащихся)
- Да, действительно, это произведение учит нас быть добрыми.
Б) – Прочитаем 1 часть. Вспомним тему, идею (читают 2 учащихся)
Анализ чтения дают учащиеся.
- Какова тема этой части? (Знакомство с лебедем)
- Какова идея этой части? В чём автор хочет нас убедить? (Забота о животном)
- Определите тип речи этой части (Повествование)
Тема, идея, тип речи на доске.
- Дома вы устно рисовали картинки к 1 части. Сколько у вас получилось? (3) Какие?
3. Самоопределение к деятельности.
Работа в парах: - Поделите 1 часть на микрочасти.
- Сколько микрочастей у вас получилось? (3)
- Перечитываем по микрочастям и доказываем (чтение 1 микрочасти: она заканчивается здесь, так как в ней говорится о …, а дальше будет говориться о …)
Аналогично 2, 3 микрочасти.
- Перечитываем по микрочастям и подбираем заголовки.
- Каким должен быть заголовок?
Чтение микрочастей. – Какова тема микрочати? Заголовок?
План: (на доске)
1) Поход на Светлое озеро.
2) Ожидание хозяина.
3) Первое знакомство с лебедем.
- Что мы составили? (план 1 части)
- Кто догадался, какова тема урока? (пересказ 1 части)
- Да, мы будем готовить текст для краткого пересказа.
- Зачем нужен краткий пересказ? (чтобы сказать, многое сжато, но чтобы было понятно)
4. Работа по теме урока.
а) Работа над 1 микрочастью.
- Прочитайте заголовок. Какова тема?
- 1 предложение прочитай …
- Можем ли мы обойтись без него? (нет)
- Докажите (место, где происходило действие)
- Как заменить одним словом «в дождливый день»? (однажды). Зачеркните, напишите.
- Куда подходил автор? (к Светлому озеру)
- Это важно? (да) Почему?
- Прочитайте, что получилось (Однажды я подходил к Светлому озеру)
2 предложение прочитайте.
- Как можно заменить одним словом «когда я подходил уже совсем к избушке, из травы кубарем»? (вдруг, неожиданно) Зачеркните, напишите.
- Прочитаем. Что ещё нужно сделать?
- Попробуйте поменять слова «вылетела» и «на меня» местами.
- Как лучше? (на меня вылетела)
- Поставьте стрелочку «поменять местами».
- Важно ли какая была собачонка? (нет) Зачеркните.
- Что сделала собачонка? (залилась)
- Как вы понимаете слово «залилась»?
Работа со словарём Ожегова (1 учащийся)
- Это важно? (да) Почему?
- Залилась чем? (лаем)
- Можно ли упустить слово «отчаянным»? (да) Почему? (есть слово «залилась»)
- Зачеркните. Прочитайте, что получилось. (Вдруг на меня вылетела собачонка и залилась лаем)
3 – 4 предложения прочитай …
- Что это?
- Что сказал автор собачке? (перестань, не узнал)
- Это важно? (да) Почему? (успокоил собаку)
- Как звали собаку? (Соболько)
- Попробуем прочитать без этого слова. Хорошо получилось? (нет) Почему?
- Прочитаем, что получилось (Соболько, перестань… Не узнал?
5 – 6 предложения прочитайте и подчеркните карандашом действия, которые выполнил Соболько.
- Каким словом можно соединить 5 и 6 предложения? (потом)
- Зачеркните «он» и напишите.
- Что лишнее в 5 предложении? Почему? Зачеркните.
- Как Соболько подошёл? (осторожно)
- Почему осторожно? (не верил в знакомство)
- Что он обнюхал? (сапоги)
- Это важно? (да) Почему?
- А важно ли какие были сапоги? (нет) Зачеркните.
- Что сделал Соболько в конце? (завилял хвостом)
- Как он завилял хвостом? (виновато)
- Важно ли это слово? (да) Почему? (сначала сомневался)
- Раз это последнее действие, важны ли слова «после этой церемонии»? (нет) Зачеркните.
- Прочитайте, что получилось (Соболько остановился, потом осторожно подошёл, обнюхал сапоги и виновато завилял хвостом)
7 предложение прочитай …
- Нужно ли оно? (нет) Почему?
- Перечитаем 1 микрочасть по карточке №1.
- Соответствует ли заголовку? (да)
- Отражена ли тема? (да)
ФИЗМИНУТКА
б) Работа над 2 микрочастью.
- Прочитайте заголовок. Какова тема?
1 и 2 предложения прочитайте. Подумайте, какое из них лишнее и почему? (2 предложение)
- Зачеркните его. Что осталось? (Избушка оказалась пустой)
- 3 предложение прочитай …
- Найдите самое главное (Принялся разводить огонь)
- Для чего он принялся разводить огонь?
- Это важно? (нет) Почему? Зачеркните.
- Что получилось? (Я принялся разводить огонь)
4 предложение прочитайте.
- Скажите кратко, что сделал Соболько? (Соболько вертелся около меня)
- Лишнее зачеркните и прочитайте, что получилось (Соболько вертелся около меня)
- 5 предложение прочитай …
- Что сделал автор в ожидании старика, прочитайте (Он прикрепил походный чайник к полке и повесил его над огнём)
- Что важнее «прикрепил» или «повесил»? (повесил)
- Почему? (Мог использовать другой способ)
- Зачеркните «прикрепил на длинной палке».
- Какой был чайник? (медный)
- Какие ещё бывают чайники?
- Важно знать материал, из которого был изготовлен чайник? (нет) Зачеркните.
- Какой ещё был чайник? (походный)
- Это главное? (нет) Почему? Зачеркните.
- С чем был чайник? (с водой)
- Попробуем упустить слово «с водой», прочитайте, что получится (чайник над огнём)
- Можно так оставить? (нет) Почему?
- Прочитаем, что получилось (В ожидании старика я чайник с водой и повесил его над огнём)
- Что вы заметили? (1. «чайник с водой» после слова «повесил»)
- Поставьте стрелочку «поменять местами».
- Что ещё заметили? (2. слова «и», «его» лишние) Зачеркните.
- Прочитаем, что получилось (В ожидании старика я повесил чайник с водой над огнём)
6 предложение прочитайте, подчеркните, что сделала собака.
- Что она сделала сначала? (виляла хвостом)
- Что потом? (облизывалась)
- Что в конце? (взвизгивала)
- Как понимаете слово «взвизгивала? (ответы учащихся)
Работа со словарём Ожегова (1 учащийся)
Поменяем слова местами. Изменился ли смысл? (нет)
- Почему автор назвал собаку умной?
- Можем ли мы это зачеркнуть? (нет)
- Что можем упустить? (пушистым, нетерпеливо) Почему?
- Прочитаем, что получилось (Умная собака виляла хвостом, облизывалась, взвизгивала)
- Перечитаем 2 микрочасть по карточке №2.
- Соответствует ли заголовку? (да)
- Отражена ли тема? (да)
- А теперь попробуем пересказать 1 и 2 микрочасти.
Самостоятельная подготовка учащихся.
5. Закрепление материала.
Пересказ 2 учащихся записывается на диктофон.
Структурный анализ дают учащиеся. Далее прослушивается по диктофону пересказ ещё раз и учащимися даётся языковой анализ.
- Как бы ты оценил свой пересказ? Что получилось? Что может быть, не очень получилось?
Выставление оценок учителем.
6. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Что запомнилось?
- В чём испытывали трудности?
Выставление учителем комплексной оценки за урок.
Домашнее задание: краткий пересказ 3 микрочасти.
- Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.
Ф И учащегося
Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности
Работа по теме урока
Оценка
Комплексная оценка учащихся 4 класса за урок
6