Актуализация изученного материала. Цель для уч-ся: продемонстрировать знания по пройденному материалу. Цель для учителя: организовать работу по проверке пройденного материала, осуществить связь с материалом данного урока. Методы контроля и устной проверки, карточки. Постановка учебной задачи. Цель для учащихся: Познакомиться с автором и произведением, над которым будут работать на уроке. Цель для учителя: Организовать работу для знакомства с новым автором и его произведением. Метод: словесный сообщение проблемный вопрос. Открытие новых знаний. Цель для учителя: организовать работу по восприятию текста. Цель для учащихся: Познакомиться с новым произведением. Методы: словесный, работа с книгой. Беседа, прогнозирование на основе названия. -Словарная работа. Цель для учителя: организовать работу по объяснению смысла непонятных слов. Цель для учащихся: Познакомиться со значением незнакомых слов. Методы: частично – поисковый, работа со словарём, объяснение учителя. -Вопросы на выявление первичного восприятия текста. Цель для учителя: Проверить осознанность изученного материала. Цель для учащихся: Ответить на поставленные вопросы. Методы: Беседа после прочтения . Упражнение «Спринт» -Вопросы на восприятие прочитанной упражнением «Разведка» 2 части. Физминутка. -Вопросы на восприятие текста. Прогнозирование. Цель для учителя: Развивать мышление, речь учащихся. Цель для учащихся: Высказать свою точку зрения Продолжение работы над восприятием текста. Цель для учащихся: Высказывать своё мнение, анализировать. Цель для учителя: организовать работу по выявлению понимания учащимися текста, побуждать учащихся к обсуждению прочитанного. Методы: словесный Беседа по прочитанному, анализ. Работа в парах. Цель для учащихся: схематически изобразить обложку рассказа (автор, жанр, название) Цель для учителя: проверить осознанность прочитанного произведения Методы: практическая работа Составление модели обложки к произведению. Беседа-связь с настоящим временем. Цель для учителя: Воспитывать милосердие, любовь к животным. Обобщение полученных знаний. Дифференциация. Цель для учащихся: Выполнить работу самостоятельно, при работе над небольшим текстом учиться высказывать своё мнение. Цель для учителя: подвести итог всему сказанному на уроке. Рефлексия. Цель для учащихся: осознать свою учебную деятельность. Информация о домашнем задании. Выставление отметок. | -Ребята, мы с вами уже прочитали много произведений, чтобы вы их вспомнили, я вам предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови». -Прочитайте отрывки из произведения, назовите автора и название произведения (дети выбирают произвольную карточку с текстом). 1 карточка «Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачивало его…» (Л.Н. Толстой «Лебеди») 2 карточка «Я придвинулся ниже к перепёлке, она неподвижно лежала на ладони отца…» ( И. С. Тургенев «Перепёлка») 3 карточка «Наконец щенок утомился и охрип…» (А. П. Чехов «Белолобый») автор название жанр тема (о чём?) -Что объединяет этих писателей? (писали рассказы, о природе, животных, для детей) - А чем мы сегодня, ребята, с вами на уроке будем заниматься? Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, животных. портрет Мамина - Сибиряка. -Это Д. Н. Мамин - Сибиряк. - У меня есть помощники, которые готовы рассказать о биографии писателя. - А что такое биография? Описание чьей – либо жизни. Немного о нём нам расскажет (сообщение подготовленного учащегося - несколько предложений). 1. Настоящая фамилия писателя Мамин. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье священника и сельской учительницы. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Он рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. 2. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. 3. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. 4. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он. 5. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". –Она очень нравится всем детям. Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших". Вывод: Мамин - Сибиряк любил природу. Судьба его связана с Уралом. И в своих рассказах он часто описывает богатую природу Урала. Поэтому его часто называют певцом Урала. Простые, добрые, скромные герои его книг, с прекрасной душой помогают понять и полюбить природу. - Может быть такой человек злым? - А какие произведения может написать этот человек? (добрые, хорошие). - Прочитайте с каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке. (Приёмыш). -Какая тема нашего урока? Д.Н. Мамин- Сибиряк «Приёмыш» План работы Прочитав произведение, - познакомиться с героями - определить, кто такой Приёмыш - охарактеризовать главных героев - выяснить главную мысль - высказать своё отношение -Как вы думаете, что обозначает слово – приёмыш? +Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди -Какие чувства у вас вызывает это слово? +Жалость, сочувствие, доброта, милосердие -Ребята, можете вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении? +Кого-то взяли на воспитание, приняли в свою семью. -Давайте проверим, верны ли ваши предположения. -Ребята, читать мы будем по частям. -При чтении, вам встретятся трудные слова Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма Сайма - рыбацкая стоянка Заводь - небольшой залив в реке или озере с за- медленным течением жил бобылём - одиноко, без родных, без жены; перемерли – по очереди умерли; эвон – устаревшее (вот); ужасно доволен – употребляется в разговорной речи, т.е. очень. Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания Бобылём - в одиночестве Увечить - физически расправляться, калечить Хиреет - болеет, чахнет Божья тварь - всё живое, созданное Богом Лебедь – птица. Заводь – небольшой залив, жил бобылём – одинокий человек, божья тварь – всё живое, невод - сеть для ловли рыбы, особняком учат – отдельно от других, сгрудятся в стадо - соберутся, грезилось по ночам – снилось, казалось. Лодка «Душегубка»- узкая неустойчивая лодка, обычно выдалбливаемая из одного куска дерева. Используя упражнение «Спринт», прочитайте 1 часть рассказа «Приготовиться! Внимание! Начали!» «Быстрей, быстрей, ещё быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно всё». ПАМЯТКА Плотно сожми губы и зубы. Читай только глазами. Читай как можно быстрей. Ответь на вопросы к тексту. Ответьте на вопросы: От чьего имени ведётся рассказ? Где происходят события? Кто герои произведения? Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? (знает название озера, кличку собаки, в избушке нашел всё необходимое, чтоб вскипятить чай). Можете ли вы ответить на вопрос кто является приемышем? Как бы вы озаглавили эту часть? +Лебедь, на Светлом озере. б) Вторую часть будем читать, используя упражнение «Разведка». Откройте стр.20 Памятка для чтения «Разведчик». Плотно сожми зубы и губы Поставь пальцы на начало и конец строки . читай всю страницу. За время чтения найди ответы на вопросы. - Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как лебедь оказался у старика. - Как старик говорил о лебеде? Как его называл? - Найдите и прочитайте эпизод, в котором рассказывается об отношении птицы и собаки. - Что предложил Тарасу сделать с лебедем зашедший к нему охотник? - - Упражнение «Чтение со счётом слов». Ваша задача читая глазами, сосчитать сколько слов в этом абзаце и одновременно читать глазами и ответить на вопросы: -как автор-рассказчик относится к Тарасу? -сколько лет прожил Тарас на озере? - Как Тарас жил на озере? ПАМЯТКА Плотно сожми зубы и губы. Читай только глазами. Считай как можно быстрей. Ответь на вопросы к тексту. Найдите на с.21 2 и 3-й абзацы сверху «Я…». -Как вы думаете скучно ли жилось Тарасу одному в лесу? Давайте, найдем в тексте слова. (Жил один, любил природу, понимал её). - Какое настроение у вас появилось во время чтения этой части о судьбе Лебедя? Грустное, потому что лебедь остался один. Радостное, потому что его нашёл Тарас. -Какое бы название подошло к этой части? +Лебедь и Соболько, Дружба. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес. (посмотреть вправо, влево) Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем Крылья сложим назад. А теперь ребята, представьте, что вы писатели. Как бы вы закончили этот рассказ? Прочитав 3 часть рассказа, сравните свою версию, с версией автора. (Это и будет вашим домашним заданием). -Как вы думаете, каким будет конец истории? Лебедь улетит от Тараса. Лебедь останется с Тарасом, и они будут жить вместе. -Я буду читать, а вы подумайте, совпало ли ваше предположение с текстом. -Совпало ли ваше предположение с текстом? Как назовем эту часть? -Ребята, я записывала название частей текста на доску, прочитайте, что у нас получилось? План текста. -Для чего мы составили план. С помощью этого плана будет легче пересказывать дома. - Понравилось ли вам это произведение? -Какие чувства вызвала у вас эта история? (Грусть, жалость) -Соответствует ли название его содержанию? Почему? (Соответствует, так как рассказывалось о лебеде, которого взял к себе Тарас, Тарас взял к себе лебедя и ухаживал за ним). -Верны ли, оказались, ваши предположения Приемышем оказался лебедь? (Да, верны) -Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах, как сидите. -Составьте модель обложки этого произведения (заготовки частей модели лежат на партах, работают в парах, анализируют и выбирают нужные части) -Проверьте, правильно ли выполнили задание (слайд). -Почему прямоугольник коричневого цвета? (рассказ о животных) -Ребята, подойдите к окну посмотрите, какие птицы остались зимовать? (Воробьи, голуби, сороки, прилетели синицы). -Сейчас зима, много ли корма есть для птиц? (Нет) –Чем мы им можем помочь? (Развесить кормушки). -А нужно ли помогать птицам, животным? Для чего? (Заботиться о них. Проявлять милосердие). -Вспомните и расскажите, как лебедь оказался у Тараса? +Лебедя с лебёдушкой застрелили, Тарас взял к себе маленького лебедя. -Почему Тарас решил приютить лебедя? -Как вы считаете, правильно поступил Тарас? +Да, о животных нужно заботиться. -Как бы вы поступили на его месте? +Если родители разрешат, возьму к себе и буду заботиться. -С каким произведением познакомились на уроке?+Приёмыш. - Кто автор рассказа?+Д. Н. Мамин – Сибиряк. -Чему учит нас рассказ?+Доброте, заботе о животных. +Милосердию к птицам зимой В начале урока мы говорили о добре и зле. Какие же добрые дела совершил главный герой рассказа. А зло было в рассказе. - А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить? - Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь? ( добрую душу и доброе сердце) Чему учит этот рассказ? (добру, отзывчивости, любить и защищать природу). Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути. Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько, Тарасу. Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере. Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый. Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный. Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям. Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла. Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении - показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому - то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра. Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям. Дома вы перескажите рассказ по составленному плану. Ребята придумают продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернётся ли к Тарасу лебедь весной? -Оцените свою работу, и работу товарищей аргументируя своё решение. |