Конспект урока
Аннотация
1) Автор урока:
преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Попова С. В.
2) Описание урока
- Тема: В.В. Бианки. «Мышонок Пик»
- Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
- Участники урока: учащиеся 3 класса
- Цель: формирование представления о личности писателя и его произведении.
Дидактические и методические задачи:
- Создать условия
- для формирования необходимого уровня читательской компетентности;
- овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, чтение по ролям, выразительное чтение);
- формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
- восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
- знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.
Время работы –1 час.
Источники информации:
1. http://www dic.academic.ru;
2. www.wikipedia.org.;
3. Бианки В.В. «Мышонок Пик».
4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.
5. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.
Ход урока
1. Актуализация изученного. Целеполагание.
- Продолжаем чтение произведения известного российского писателя, с которым вы познакомились на прошлом уроке. Назовите его имя, отчество, фамилию.
- Виталий Валентинович Бианки
- Прочитайте слова. Выберите те из них, которыми можно сказать о Бианки.
Ученый, поэт, путешественник, писатель, краевед, учитель, рассказчик.
- Итак, кто же он, Виталий Бианки?
- Правильно, о Бианки можно сказать всеми этими словами. Конечно, поэт – это автор стихотворных строк, но поэтами называют и тех, кто пишет и прозаические выразительные произведения. Бианки работал и учителем, он много путешествовал, изучал природу родного края и писал о ней. В.В. Бианки - талантливый рассказчик, писатель – это вы почувствовали по тем главам, с которыми уже познакомились.
- Прочитайте следующую группу слов. Скажите, что они называют.
Рассказ, сказка, повесть, стихи.
- Правильно, эти слова называют жанр, вид произведения. Какое произведение мы читаем? Каким словом его назовем?
- Да, определить трудно. Это мы сделаем к концу урока. Как называет автор первые главы, уже прочитанные нами? («Как мышонок стал мореплавателем». «Кораблекрушение»).
- Какие слова в названиях глав указывают на сказочность содержания? (Мышонок назван мореплавателем, а его так называемое путешествие – плаванием на корабле; кораблекрушением назван эпизод из жизни мышонка).
-Слова «мореплаватель», «кораблекрушение» уже сами по себе сказочны, так как они – из мира жизни человека. Такой рассказ из жизни животных делает его живым, выразительным, понятным.
- Первая глава отвечает на вопрос, поставленный в заголовке: как мышонок Пик попал в мореплаватели? Я бы добавила: почему? (Мышей боятся, их вылавливают, уничтожают, считают врагами, переносчиками заразы, встречи с ними неприятны).
- Перечитаем первую главу и охарактеризуем отношение брата и сестры к мышонку, выбрав нужные слова: неприязненное, доброе, сочувственное, жестокое.
- Чтение по ролям.
- Ответ на вопрос: можно ли увидеть автора в отношении к главному герою? (Имя Пик передает забавное отношение; слова «мышонок», «…открыл розовый ротик…» выражают теплое, ласковое чувство).
- А вы на чьей стороне? Почему?
- Что вы узнали о мышонке из первых двух глав?
1. Он из породы диких мышей.
2. Где обитают дикие мыши? (в ветвях деревьев, в корнях…)
3. Возраст, образ жизни.
4. У всех живых существ много противников, на жизненном пути подстерегает опасность. 5. Животные приспосабливаются к трудностям, многое у них от природы (мышонок не умел плавать – поплыл).
- Итак, что помогло мышонку спастись во время кораблекрушения? (Случай).
- А можно ли отметить в этой главе отношение самого автора к мышонку? Докажите.
- Кто же из мира живой природы назван писателем в этой главе? (Чайки, щука, рыболов-скопа).
2. Этап усвоения и отработки новых знаний.
- Продолжаем работать над текстом. Познакомьтесь с названиями следующих глав («Страшная ночь», «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка», «Соловей- разбойник»).
- Можно ли по названиям определить, что произошло с мышонком? (Трудно ему пришлось).
- А вот что произошло, вы узнаете, прочитав самостоятельно эти главы. Приготовьтесь к ответу на вопрос:
-Как же мышонок Пик учился быть взрослым, как он рос, набирался жизненного опыта, чему учился?
- Почему так называется глава: «Страшная ночь?» (Оказался в незнакомом месте, один; встретился с незнакомцами, не знал, чего от них ожидать; вокруг – странные звуки и страшные события: на его глазах змея поедает лягушонка).
- Перечитаем первую половину главы «Страшная ночь». Скажите, что о жизни мышонка вы узнали? (Как он себя ведет, как отогревается после путешествия, чем питается).
- Что помогает ему выдержать? (Осторожность. Терпение. Способность накапливать силы. Умение приспособиться).
- Прочитаем отрывок, который можно назвать «Мышонок и лягушонок». Подумаем, зачем писатель Бианки написал эти суровые, жестокие слова. Что он хотел, чтоб мы узнали?
- Чтение вслух: от «Кто-то скакал…» - до «… В её разинутой пасти».
- Писатель хочет показать, как трудно детенышам в мире природы выживать: они слабы и беззащитны. Малышей всегда жалко.
- Послушаем то, что слышал Пик. Выберите строки о звуках.
- «Плюх… - ударилось…»
- «В траве…»
- «А кругом по-прежнему…»
- «И все ближе…»
- Итак, мышонок чувствует, многое видит и слышит, многому учится…
- Прочитайте название следующей короткой главы.
- Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шерстке Пика? (Хвост помогает ему зацепиться, ухватиться…) А вот шерстка…
- Послушайте, почему так Виталий Бианки сказал о шубке мышонка Пика. (Чтение от слов: «грудка у Пика… - до «Сверху его никак нельзя разглядеть»).
- Почему же шерстка так названа? (Как и хвост, она спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске).
- Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. Об одном из них рассказ в следующей части. Её назвал писатель особой кличкой врага мышонка. Как? «Соловей-разбойник».
- Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда? (Былина «Илья-Муромец и Соловей –разбойник»).
- Кого Бианки так назвал? (Птицу - сорокопут).
- Перечитайте строки о встрече с ним. Скажите, что помогло мышонку спастись? (Сообразительность).
- Какое же впечатление произвел на вас Пик?
- Что о жизни природы поведал писатель Бианки?
- Ребята, какое же это произведение по жанру? (Это сказка, сказка познавательная, сказка о природе, о жизни зверей и птиц).
3. Итог урока. Рефлексия.
- Если б вам пришлось встретиться с таким мальчиком, как герой сказки Бианки, что бы вы ему сказали? Какой совет дали? Прав он или нет?
- А впрочем, я прочитаю конец этой сказки, хотя приключений Пику пришлось пережить еще много. Вы узнаете об этом сами и, возможно, сделаете для себя открытие. (Выборочно главы «Музыка» и «Хороший конец» читает учитель).
- Всё закончилось хорошо… Для кого?
- Для Пика, конечно, он обрел друзей. И для ребят. Они тоже обрели друга. И хотя Пик уже стал взрослым, он остался по-прежнему маленьким и нуждался в защите. Теперь у него были они – защитники.
- Какими теперь автор показывает детей?
- Они стали добрее, многое начали понимать, о многом узнавать.
- Так меняет человека общение с природой. Вот важный вывод, который делаем мы для себя, читая произведения В. В. Бианки.