kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: В.В. Бианки. "Мышонок Пик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Аннотация

1) Автор урока:

преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Попова С. В.

2) Описание урока

  • Тема: В.В. Бианки. «Мышонок Пик»
  • Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
  • Участники урока: учащиеся 3 класса
  • Цель: формирование  представления о личности писателя и его произведении.

      Дидактические и методические задачи:

  • Создать условия
  • для формирования необходимого уровня читательской  компетентности;
  • овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания - характеристики героя произведения, чтение по ролям, выразительное чтение);
  • формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • восприятия литературного произведения как особого вида искусства;
  • знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.

    Время работы –1  час.

Источники информации:

1. http://www dic.academic.ru;

2. www.wikipedia.org.;

3. Бианки В.В. «Мышонок Пик».

4. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.

5. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.

Ход урока

1. Актуализация изученного. Целеполагание.

- Продолжаем чтение произведения известного российского писателя, с которым вы познакомились на прошлом уроке. Назовите его имя, отчество, фамилию.

- Виталий Валентинович Бианки                              

- Прочитайте слова. Выберите те из них, которыми можно сказать о Бианки.

Ученый, поэт, путешественник, писатель, краевед, учитель, рассказчик.

- Итак, кто же он, Виталий Бианки?

- Правильно, о Бианки можно сказать всеми этими словами. Конечно, поэт – это автор стихотворных строк, но поэтами называют и тех, кто пишет и прозаические выразительные произведения. Бианки работал и учителем, он много путешествовал, изучал природу родного края и писал о ней. В.В. Бианки - талантливый рассказчик, писатель – это вы почувствовали по тем главам, с которыми  уже познакомились.

- Прочитайте следующую группу слов. Скажите, что они называют.

Рассказ, сказка, повесть, стихи.

- Правильно, эти слова называют жанр, вид произведения. Какое произведение мы читаем? Каким словом его назовем?

- Да, определить трудно. Это мы сделаем к концу урока. Как называет автор первые главы, уже прочитанные нами? («Как мышонок стал мореплавателем». «Кораблекрушение»).

- Какие слова в названиях глав указывают на сказочность содержания? (Мышонок назван мореплавателем, а его так называемое путешествие – плаванием на корабле; кораблекрушением назван эпизод из жизни мышонка).

-Слова «мореплаватель», «кораблекрушение» уже сами по себе сказочны, так как они – из мира жизни человека. Такой рассказ из жизни животных делает его живым, выразительным, понятным.

- Первая глава отвечает на вопрос, поставленный в заголовке: как мышонок Пик попал в мореплаватели? Я бы добавила: почему? (Мышей боятся, их вылавливают, уничтожают, считают врагами, переносчиками заразы, встречи с ними неприятны).

- Перечитаем первую главу и охарактеризуем  отношение брата и сестры к мышонку, выбрав нужные слова:  неприязненное, доброе, сочувственное, жестокое.

- Чтение по ролям.

- Ответ на вопрос:  можно ли увидеть автора в отношении к главному герою? (Имя Пик передает забавное отношение;  слова «мышонок», «…открыл розовый ротик…» выражают теплое, ласковое чувство).

- А вы на чьей стороне? Почему?

- Что вы узнали о мышонке из первых двух глав?

1. Он из породы диких мышей.

2. Где обитают дикие мыши? (в ветвях деревьев, в корнях…)

3. Возраст, образ жизни.

4. У всех живых существ много противников, на жизненном пути подстерегает опасность. 5. Животные приспосабливаются к трудностям, многое у них от природы (мышонок не умел плавать – поплыл).

- Итак, что помогло мышонку спастись во время кораблекрушения? (Случай).

- А можно ли отметить в этой главе отношение самого автора к мышонку? Докажите.

- Кто же из мира живой природы назван писателем в этой главе? (Чайки, щука, рыболов-скопа).

2. Этап усвоения и отработки новых знаний.

- Продолжаем работать над текстом. Познакомьтесь с названиями  следующих глав («Страшная ночь», «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка», «Соловей- разбойник»).

- Можно ли по названиям определить, что произошло с мышонком? (Трудно ему пришлось).

- А вот что произошло, вы узнаете, прочитав самостоятельно  эти главы. Приготовьтесь к ответу на вопрос:

-Как же мышонок Пик учился быть взрослым, как он рос, набирался жизненного опыта, чему учился?

- Почему так называется глава: «Страшная ночь?» (Оказался в незнакомом месте, один; встретился с незнакомцами, не знал, чего от них ожидать; вокруг – странные звуки и страшные события: на его глазах змея поедает лягушонка).

- Перечитаем первую половину главы «Страшная ночь». Скажите, что о жизни мышонка вы узнали? (Как он себя ведет, как отогревается после путешествия, чем питается).

- Что помогает ему выдержать? (Осторожность. Терпение. Способность накапливать силы. Умение приспособиться).

- Прочитаем отрывок, который можно назвать «Мышонок и лягушонок». Подумаем, зачем писатель Бианки написал эти суровые, жестокие слова. Что он хотел, чтоб мы узнали?

- Чтение вслух: от «Кто-то скакал…» - до «… В её разинутой пасти».

- Писатель хочет показать, как трудно детенышам в мире природы выживать: они слабы и беззащитны. Малышей всегда жалко.

- Послушаем то, что слышал Пик. Выберите строки о звуках.

- «Плюх… - ударилось…»

- «В траве…»

- «А кругом по-прежнему…»

- «И все ближе…»

- Итак, мышонок чувствует, многое видит и слышит, многому учится…

- Прочитайте название следующей короткой главы.

- Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шерстке Пика? (Хвост  помогает ему зацепиться, ухватиться…) А вот шерстка…

- Послушайте, почему так Виталий Бианки сказал о шубке мышонка Пика. (Чтение от слов: «грудка у Пика… - до «Сверху его никак нельзя разглядеть»).

- Почему же шерстка так названа? (Как и хвост, она спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске).

- Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. Об одном из них рассказ в следующей части. Её назвал писатель особой кличкой врага мышонка. Как?  «Соловей-разбойник».

- Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда? (Былина «Илья-Муромец и Соловей –разбойник»).

- Кого Бианки так назвал? (Птицу - сорокопут).

- Перечитайте строки о встрече с ним. Скажите, что помогло мышонку спастись? (Сообразительность).

- Какое же впечатление произвел на вас Пик?

- Что о жизни природы поведал писатель Бианки?

- Ребята, какое же это произведение по жанру? (Это сказка, сказка познавательная, сказка о природе, о жизни зверей и птиц).

3. Итог урока. Рефлексия.

- Если б вам пришлось встретиться с таким мальчиком, как герой сказки Бианки, что бы вы ему сказали? Какой совет дали? Прав он или нет?

- А впрочем, я прочитаю конец этой сказки, хотя приключений Пику пришлось пережить еще много. Вы узнаете об этом сами и, возможно,  сделаете для себя открытие. (Выборочно главы «Музыка» и «Хороший конец» читает учитель).

- Всё закончилось хорошо… Для кого?

- Для Пика, конечно, он обрел друзей. И для ребят. Они тоже обрели друга. И хотя Пик уже стал взрослым, он остался по-прежнему маленьким и нуждался в защите. Теперь у него были они – защитники.

- Какими теперь автор показывает детей?

- Они стали добрее, многое начали понимать, о многом узнавать.

- Так меняет человека общение с природой. Вот важный вывод, который делаем мы для себя, читая произведения В. В. Бианки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: В.В. Бианки. "Мышонок Пик"»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: В.В. Бианки. "Мышонок Пик"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему В.В. Бианки "Мышонок Пик"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_v_3_klasse_na_temu_v_v_bianki_myshonok_pik"
    ["file_id"] => string(6) "578905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619006877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Земля - наш общий дом" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "106472"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403018998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства